В Северной Осетии раскритиковали новых «Смешариков», в которых «нечистое животное» Нюша танцует народный танец и ест пироги
В Северной Осетии раскритиковали новых «Смешариков», в которых «нечистое животное» Нюша танцует народный танец и ест пироги
Жителей Северной Осетии оскорбила новая серия «Смешариков», в которой поросенка Нюшу сделали героиней нартского эпоса, которая танцует народные танцы и ест осетинские пироги. При этом свинья для тех осетин, что исповедуют ислам, свинья является «нечистым животным». Об этом сообщает «АиФ-СК».
Эпизод вышел еще 11 декабря в цикле «Азбука народов России» и называется «Нюша-богатырша». Серия посвящена героине нартского эпоса — Шата́не. Однако в мультфильме ее почему-то назвали Сата́ной, что. По словам члена национального историко-этнографического общества Алании «Уасамонга» («Волшебная чаша») Марата Цагараева, это является искажением.
Эксперт отметил, что мультфильм коверкает смысл эпоса и сакральных символов. Например, три осетинских пирога, по словам смешариков, якобы означают небо, землю и подземный мир, но это утверждение не соответствует осетинским верованиям. «Осетинские пироги никого не „олицетворяют“, они готовятся в посвящение: первый имени Бога (Хуыцауы номыл), второй посвящен Солнцу (Хуры номыл), третий — Земле (Зæххы номыл)», — прокомментировал ошибки в «Смешариках» Марат Цагараев.
«Создатели художественных произведений должны считаться с ментальностью этносов населяющих регионы России. Кто-то может парировать, что это всего лишь детский мультик, но нужно понимать, что именно в возрасте до 7 лет идет становление и формирование личности человека, его базисных установок. Поэтому на авторском коллективе, создающем детский контент, лежит большая ответственность. В коротеньком сюжете дать развернутое представление о том или ином этносе нашей огромной страны довольно-таки сложно, но раз уж такая работа проводится, она должна быть грамотной и выверенной, дабы не вызывать негатив от искажения тех или иных традиций.
Я благодарен творческому коллективу «Смешариков» и их идее рассказать маленьким гражданам о народах, населяющих нашу страну, но, пожалуйста, подходите более внимательно к используемой информации: от правильного звучания имён до передачи конкретных традиций».
Марат Цагараев, членнационального историко-этнографического общества Алании «Уасамонга» («Волшебная чаша»)
Осенью общественники обвинили в наличии неточностей другую серию «Смешариков» про аварцев, проживающих на территории Дагестана. «Очень красиво сделали, показав аварские символы — орла и волка. Но в мультфильме играет чисто даргинская мелодия, и все в республике знают, что это не аварский мотив Лезгинку с любым другим мотивом если бы поставили, не ошиблись бы — их танцуют все народы, но только не эту мелодию. Могут ворчать морализаторы, что по исламу нельзя (речь опять идет про поросенка Нюшу, примечание „Мела“), это нечистое животное. Если есть возможность с помощью компьютерной графики это изменить, я бы порекомендовал так сделать. А вот подача мне очень понравилась», — прокомментировал тогда выход нового эпизода директор Аварского музыкально-драматического театра Магомед Бисавалиев.
Известно, что авторов альманаха «Азбука народов России» консультировала кандидат культурологии, историк, этнограф, заслуженный работник культуры РФ Ольга Ботякова, которая более сорока лет работала в Российском этнографическом музее.
кадр: «Азбука дружбы народов. Сезон 1. Серия 15. Нюша-богатырша» / студия «Рики»