«Как будто из могилы холодом пахнуло. Мы уже видели эти мёртвые формулировки»

Почему обновлённый образовательный стандарт по литературе вреден для всех
7 140

«Как будто из могилы холодом пахнуло. Мы уже видели эти мёртвые формулировки»

Почему обновлённый образовательный стандарт по литературе вреден для всех
7 140

Вот уже который раз Министерство образования пытается отредактировать стандарт образования и внести в него «содержательное ядро». То есть список имён, понятий, дат и ещё чего-то, что должно определить содержание образования, то есть ответить на вопрос, чему надо учить. Странно это всё.

Потому что странно сводить обучение к запоминанию конкретных данных. Содержание образования — это описание того, что сможет делать ребёнок после года обучения. Причём было бы важно честно назвать именно то, что ребёнок в школе учится делать, а не то, что он и без школы освоить может.

Например. После обучения в пятом классе ребёнок сам может составить формулу, по которой можно рассчитать материалы для покраски стен, если ему даны размеры окрашиваемых поверхностей. А ещё он может сам эти размеры снять. И так далее. И ключевое слово — САМ. Что МОЖЕТ САМ ребёнок сделать, когда пройдёт очередной курс обучения по предмету.

Список фактов, понятий, произведений и имён великих людей никак не может определить, что научится делать ребёнок с этими фактами, именами и прочее.

Но я увлеклась не своим предметом. Мой предмет — чтение и литература. И тут привычно видеть список произведений, которые нужно прочитать на уроках. А как иначе? Ведь это и есть деятельность — чтение произведений, составляющих сокровищницу русской и мировой культуры.

Но не получается ничего со списком.

1. Прочитать всё из списка нереально (просто не хватит времени). Если попробовать честно определить, сколько произведений может прочитать среднестатистический ученик пятого класса, то мы обнаружим, что это очень небольшой объём. Если честно перенести чтение в школу (и перестать думать, что ребёнок волшебным образом найдёт в сутках дополнительные три-четыре часа и сам усадит себя за неинтересную книжку), то мы вынуждены признать — прочитать дети могут гораздо меньше, чем помещают в программные списки.

2. Всё упирается в содержание текста. В стандарте есть не только список произведений, есть ещё правильные слова про самостоятельность и умение интерпретировать, но их перечёркивает одна единственная формулировка: «знает содержание произведений».

Вот это «знает содержание» — убивает всё, потому что нет определения, что такое «знать содержание»

А способа продемонстрировать «знание» нет никакого, кроме заучивания наизусть и буквального (или хотя бы приблизительного) воспроизведения в разных видах: тесты по тексту, обязательное цитирование в сочинениях. Получается, что прочесть не успеваем, а надо бы ещё и что-то запомнить. Напрашивается идея — не читать, а запоминать нужное.

3. Списочек сильно сбивает методическую оптику — никто из учителей не читает уже правильные слова про библиотечные компетенции или навыки поиска книг. Они сразу переходят к списку произведений: потому что именно это будут проверять. Плюс срабатывает традиция: всегда был список в программе, он был всегда в ней самым важным. И никогда в стандарте не было описания того, что же делать с названными произведениями.

4. Просто чтение ничему не научит. Ну и самое важное — список никак не соотнесён с формулировками о том, что должен научиться делать ребёнок САМ. Все попытки описать самостоятельного читателя в стандарте сведены на нет, потому что самостоятельность читателя начинается с умения выбирать книги, а не читать заданное.

Вот выдержка из предлагаемого обновления Стандарта с перечнем произведений, которые должны составить «содержательное ядро»: обратите внимание не только на абсолютное отстутсвие книг, которые подходили бы ребёнку по возрасту, но и на чудовищные сопровождающие имена и названия, комментарии типа «Образы князей. Роль устных народных преданий…». Что с этими образами делать надо? Роль для кого? Для читателя десяти лет?

Как будто из могилы холодом пахнуло из этого обновлённого документа. Мы уже видели эти мёртвые формулировки. Мы уже имеем страну, в которой закрываются книжные магазины и библиотеки, потому что население уже всё прочло в школе и больше в чтении и литературе не нуждается. Мы уже убедили всех и самих себя, что если что-то не прочесть в школе, после школы это прочитано уже не будет. И не замечаем абсурдности такого предположения. Не надо больше так учить. Пойдёмте дальше!


И вот выдержка из обновлённого стандарта. Просто ради формулировок.

Первый год обучения (5 класс)

  1. Мифы Древней Греции. История возникновения мифа и разнообразие мифологических сюжетов. Отражение в мифах древнейших представлений человека о происхождении мира и его устройстве. Античная мифология и её роль в развитии мировой культуры. Боги и герои в древнегреческой мифологии. Литературный контекст: мифы разных народов о сотворении мира и всемирном потопе.
  2. Фольклор как плод коллективного устного творчества народа. Отражение в фольклоре народных верований, идеалов, быта и нравов. Вариативность и жанровое многообразие как отличительные черты устного народного творчества. Фольклор и литература, их взаимодействие. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки (произведения по выбору).
  3. Народные сказки. Сказка как жанр фольклора. Отражение в сказках народной веры в победу добра над злом. Виды народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Сверхъестественное в сказках: волшебные предметы и помощники. Воплощение в образах животных человеческих качеств. Сюжетно-композиционные особенности сказки. Литературный контекст: сказки народов России, сказки народов мира (произведения по выбору)
  4. Фрагменты «Повести временных лет». Исторические события и их отражение в древнерусской литературе. Образы князей. Роль устных народных преданий в летописных сказаниях «Повести временных лет». Нравственная позиция автора-летописца. Другие произведения по выбору.
  5. И. А. Крылов. Сведения о жизни и творчестве писателя. Басни «Ворона и Лисица», «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Листы и корни», «Волк на псарне» и другие. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Нравственная проблематика басен. Поучительный характер басен, мораль. Сюжет и особенности композиции. Образность и афористичность языка. Представление об эзоповом языке. Литературный контекст: жанр басни в мировой литературе (произведения по выбору).
  6. А. С. Пушкин. Сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения «Шумит кустарник… На утёс…», «Кавказ» и другие. Мир природы в лирике поэта. Богатство средств художественной изобразительности. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Нравственное противостояние коварной царицы и кроткой царевны. Неизбежность победы добра над злом. Взаимодействие персонажей с природными силами. Жанр литературной сказки, её отличие от фольклорной.
  7. М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приёмы и способы описания боя. Беседа старого и молодого солдата как диалог поколений. Изображение русских солдат. Сравнение их с былинными богатырями.
  8. Н. В. Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смысл названия повести. Изображение народного быта и нравов. Мотивы народных сказок и поверий в повести. Образ кузнеца Вакулы как воплощение народного таланта и удали. Сочетание реального и фантастического в повести. Народный юмор, комизм положений и характеров. Авторские сравнения и речевая характеристика героев.
  9. И. С. Тургенев. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Муму». История создания рассказа. Образ Герасима. Нравственное противостояние Герасима и барыни. Место и роль описаний природы в рассказе. Смысл финала произведения. Авторское отношение к персонажам и их поступкам.
  10. Н. А. Некрасов. Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения «Крестьянские дети», «Школьник» и другие. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Изображение народной жизни в лирике Некрасова. Образы крестьянских детей. Авторское отношение к их судьбам. Особенности ритмической организации стиха.
  11. Л. Н. Толстой. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа рассказа. Вражда воюющих сторон и взаимодействие разных национальных культур в рассказе. Дружба Жилина и Дины. Доброта и человечность как альтернатива жестокости войны. Жилин и Костылин — два характера и две судьбы. Противопоставление свободы и неволи как ведущий мотив повествования. Литературный контекст: человек на войне в русской и зарубежной литературе (произведения по выбору).
  12. А. П. Чехов. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия». Проблематика чеховских коротких рассказов. Отношение автора к персонажам. Приёмы создания характеров и сюжетных ситуаций. Чеховский юмор. Литературный контекст: жизнеутверждающее и поучительное звучание юмористических произведений (произведения по выбору).
  13. Русские поэты XIX века о родной природе. Стихотворения А. С. Пушкина («Зимний вечер», «Зимнее утро»), Ф. И. Тютчева («Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»), А. А. Фета («Чудная картина…», «Весенний дождь») и другие.
  14. И. А. Бунин. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Лапти». Образ Нефеда и тема внутренней красоты человека из народа. Лаконизм и безыскусственность бунинского повествования. Связь человека с Родиной, родной природой, национальными традициями в отечественной поэзии ХХ века. Стихотворения И. А. Бунина («Бледнеет ночь… Туманов пелена…», «Помню долгий зимний вечер…»), А. А. Блока («Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер»), С. А. Есенина («Поёт зима — аукает…», «Там, где капустные грядки…», «Сыплет черёмуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…»), Н. М. Рубцова («Родная деревня», «Тихая моя родина») и другие.
  15. Дети и война в русской литературе ХХ века. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»: изображение подвига безымянного мальчишки. Стихотворение К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете». Рассказ-размышление лирического героя о загубленном войной детстве. Клятва лирического героя. Повесть В. П. Катаева «Сын полка». Повествование о военном детстве и героизме. Дети и взрослые в условиях военного времени. Военный быт. Главный герой повести. Трагическая история его семьи. Характер героя, раскрытие его в трудных ситуациях. Авторское отношение к герою.
  16. Образы животных в классических произведениях русских и зарубежных писателей. Особенности художественной литературы о животных. Рассказ Л. А. Андреева «Кусака». Смысл названия рассказа. Тема ответственного отношения человека к окружающему миру. Рассказы К. Г. Паустовского: «Теплый хлеб» и другие. (по выбору). Внимательное отношение писателя к миру. Сказки зарубежных писателей о животных. Другие произведения по выбору.
  17. А. П. Платонов. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Никита». Яркость и эмоциональное богатство внутреннего мира Никиты. Своеобразие языка платоновской прозы.
  18. Нравственная проблематика произведений русских и зарубежных писателей о детстве. Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе». Сюжет и система персонажей повести. Раскрытие характера героя во взаимоотношениях с другими героями. Социальный и нравственный конфликт. Проблема ответственности за нравственный выбор. Рассказ В. М. Шукшина «Дядя Ермолай». «Случай из детства» как сюжетная основа рассказа. Воплощение лучших черт народного характера в образе дяди Ермолая. Тема совести и мотив покаяния в рассказе. Роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (избранные главы). Другие произведения по выбору.
  19. В. П. Астафьев. Сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Васюткино озеро». Становление характера героя в сложной жизненной ситуации. Бесстрашие Васютки, его умение чувствовать и понимать природу. Смысл названия рассказа. Литературный контекст: мир приключений в русской и зарубежной литературе (произведения по выбору).

Фото: Shutterstock (Hare Krishna)