«Так можно поднимать с колен теорию литературы»: почему школе нужен Оксимирон
«Так можно поднимать с колен теорию литературы»: почему школе нужен Оксимирон
В 2017-м только ленивые не хайпанули на баттлах и Оксимироне. Вряд ли кого-то удивит, что среди ленивых оказалась школа. А ведь именно ей стоило бы взять от популярности «книжного» рэпа всё. Конечно, есть учителя, которые используют на уроках рэп. И, кажется, большинство из них уже написали об этом на «Меле». Учитель Римма Раппопорт называет свои веские причины обсуждать на уроках «Горгород».
В нытье взрослых о нечитающем поколении есть доля правды. Я действительно не вижу большого энтузиазма в глазах учеников, когда прихожу к ним с очередной порцией Тургенева. Может быть, школьники и не слишком активно читают. Зато Оксимирон не только читает, но и зачитывает об этом.
Если пытаться обобщать, то сегодня существуют две основные школы рэпа — метамодернистская, ратующая за «новую искренность», простоту формы, и постмодернистская, выводящая на первый план культурный багаж МС. Невероятно, но факт: современные подростки, выросшие в эпоху метамодерна, в большинстве своём всё-таки выбирают не Фейса, а Оксимирона. И это наш шанс выстроить диалог поколений и культур.
Литературу можно преподносить по-разному: модернизировать классику, приближать её к детям или сразу выходить на глубину. Второй способ, конечно, серьёзнее и основательнее, но при большом везении из 25 человек в классе двое-трое выплывут, не возненавидев чтение. Поэтому я выбираю первый путь — более «дешёвый» и результативный. В него отлично вписываются Оксимирон и близкие ему по стилистике рэперы. Например, проект «Увечье», позиционирующий себя как рэп-ансамбль эпохи постмодерна.
Речь не о том, чтобы включать «Горгород» в школьную программу или посвящать ему целые уроки в обход планирования, а о том, чтобы при изучении «Миргорода» предложить ученикам поискать связи с названием альбома Окси или вспомнить об этом же альбоме, говоря о жанре антиутопии. Качественный рэп может стать связующим звеном между школьником и литературой.
Так, одно четверостишие из «Биполярочки» Оксимирона позволяет подойти к темам героя и толпы, поэта и толпы, а значит, как минимум к Горькому, Библии, «Властелину колец», Пушкину, Лермонтову.
Мы те, кто зевакам всё здесь приносит в жертву,
Те, кто на шее кольцо проносит и бросит в жерло.
А что взамен-то? Дружок, что взамен-то?
Что народной любови горький хлеб — стёб на шоу вечернем…
На этом же материале можно поднимать с колен теорию литературы. Тут вам в одной строфе аллитерация, аллюзии (Толкиен и Данте славно уживаются), метафора, типично постмодернистская игра на понижение и повышение — «жертва» — «стёб». Треки такого поэтического уровня идеально подходят для отработки навыков анализа текста. И даже задание составить историко-литературный комментарий покажется интересным, если цель — понять, о чём читает любимый рэпер. Удачный вариант для комментирования — «Цифры и цвета». Разбирать придётся чуть ли не каждую строчку. К тому же в треке всего одно матерное слово, которое без ритмических потерь заменяется на «к чёрту».
Попробую предвосхитить возмущённые возгласы о маргинализации детей нецензурными текстами. В здравом уме никто не предложит рассматривать их полностью. На месте мата должны появиться пропуски или допустимые эвфемизмы. Глупо отказываться от потенциала рэпа, чтобы не дай бог не испортить деточек, через раз скандирующих «Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге».
«Книжный» рэп — смешение поэзии и жаргона (все эти «флоу», «кэш», «real talk»), высоких метафор и низкой лексики. Оксимирон популярен среди взрослых, потому что литературен, а ещё его обожают школьники. Взрослые понимают отсылки к Шекспиру и компании, дети — строчки в духе «Big boss, CEO, что кормит team». Так почему бы под знаком рэпа не объединить усилия в изучении классической и современной культуры, выбрав в качестве площадки уроки литературы?