Игры для планшетов, которые развивают детское мышление
Игры для планшетов, которые развивают детское мышление
Кодвардс рассказывает про игры для мобильных устройств, которые тренируют внимание и память, интуицию и дедукцию, помогают практическому освоению пространства, стимулируют интерес к решению задач и общению.
Настольные игры-стратегии появились в первой половине XX века, шахматы и их прародитель индийская чатуранга известна человеку с VI века н. э., а за партиями в го китайцы проводили часы еще 3 000 лет назад. Но только в последние 40 лет, благодаря компьютерным технологиям, стало возможно моделировать виртуальные миры и сценарии игр разного уровня сложности, чтобы тренировать на практике внимание и память, дедукцию, интерес к решению задач, интуитивный поиск и ассоциативное мышление, практическое освоение пространства и способность к коммуникации.
Мы собрали несколько увлекательных игр, в которые дети могут играть уже с семи лет, а в одном случае — даже с трёх! И с радостью обнаружили, что, несмотря на условную ограниченность виртуальной реальности экраном устройства, игра задумана так, что обращает детское внимание вовне — на созерцание красоты и разнообразия окружающего мира, изобретательное использование подручных средств и понимание пользы от общения с окружающими.
1. «Машинариум» / Machinarium
«Машинариум» (также доступен для Mac OS X)- это город роботов, в который хочет вернуться главный герой игры, трогательный робот Джозеф. Запутанный сюжет строится вокруг непростого пути Джозефа в родной город с окраинной свалки, куда он попал по вине злоумышленников. Непростого в прямом смысле, потому что «Машинариум» — классический квест, наполненный заковыристыми задачами, головоломками и взаимодействиями с пространством и персонажами.
Среди мини-игр, открывающих доступ на новые уровни, множество не самых простых задач: угадать последовательность, просчитать шаги, расставить элементы в правильном порядке, задать вопросы стражнику, чтобы открыть дверь, а также шашки (в мире роботов они становятся болтами и гайками), крестики-нолики повышенной сложности и многое другое. По пути Джозеф исследует потайные уголки замысловатых помещений, дергает рычаги, нажимает кнопки, разбирается в механизмах, вступает в контакт со встречающимися персонажами и получает от них разные штуковины, пополняя свою коллекцию инструментов.
Игру отличает выразительная атмосфера и множество детально прорисованных мелочей, так что на каждом уровне нужна внимательность. Честно говоря, в таком множестве объектов и задачек нетрудно растеряться. Поэтому у Джозефа припасена книжка подсказок с рисованными инструкциями по решению. Впрочем, всякий раз, когда потребуется в нее подглядеть, придется… пройти мини-игру. Чтобы игрок не злоупотреблял вызовом подсказок.
Чем полезно. Игра содержит много загадок и задач на внимательность, память, логику и смекалку. Стоит обратить внимание на прорисовку персонажей: хотя по сюжету роботы не разговаривают, характер каждого отлично передан в его внешнем виде и движениях. Хороший повод поразмышлять над индивидуальной историей каждого героя и потренироваться в сопереживании.
2. «Сибирь» / Syberia 1-3
«Сибирь» — это почти кругосветное путешествие главной героини по увлекательному и реалистичному игровому миру, насыщенному цветами и деталями, в трёх частях. Первые две части вышли на русском языке на мобильных платформах, третья пока доступна только для ПК и Mac.
Сюжет начинается с того, что молодая юрист Кейт Уолкер прибывает в вымышленный европейский городок Валадилена, чтобы совершить сделку о покупке старой фабрики механических игрушек у обанкротившейся династии инженеров. На месте события принимают неожиданный оборот, и героиня оказывается вовлечена в запутанную историю семьи фабрикантов. Неразрешимые вопросы ведут Кейт через всю Европу на таинственный дальневосточный остров Сибирь, а встречающиеся на пути персонажи и новые сведения о загадочном наследнике династии Гансе только больше запутывают её первоначальный план.
На всем пути героиню преследуют всевозможные загадки, от несложных до таких, над которыми придётся поломать голову. В арсенале игрока, как и положено квесту, обширный инструментарий, где кроме всевозможных орудий находятся ещё и различные документы, к которым можно обратиться во время игры, и даже номер телефона.
Чем полезно. Несмотря на запутанный сюжет, действия игрока последовательны и подчинены здравому смыслу. В игре нет места случайным событиям и движениям. На каждом шагу игроку встречаются вызовы и логические задачки. И для каждой из задач тут и там припрятаны подсказки, которые предполагают осмысленное использование. Задачи усложняются по мере продвижения игрока.
Наконец, здесь очень важен элемент коммуникации. Героиня вступает в многочисленные диалоги, которые постепенно по частям собирают общий пазл сюжета. Во время диалога у игрока есть выбор из нескольких вариантов ответов. Выбор заставляет задуматься, поскольку от принятого решения зависит отношение собеседников к персонажу и их готовность помочь ему двигаться дальше.
3. «Саморост 3» / Samorost 3
Игру «Саморост"(также доступна для Мак и ПК) сделала та же команда авторов и художников, что и «Машинариум», а значит, игрока ждёт погружение в самобытную фантазийную реальность. Было бы уместнее назвать её экосистемой, с красивыми пейзажами, неожиданными персонажами и мельчайшими деталями, будто живущими своей жизнью. А также со странными штуковинами и способами их применения. Первые две части квеста выходили в онлайне с большими интервалами, были менее проработаны в деталях и отличались коротким сюжетом. Третья часть взяла всё лучшее от предыдущих: насыщенный игровой мир и главного героя Гнома. И разрабатывалась специально для мобильных устройств.
В начале сюжета на Гнома прямо с неба падает волшебная флейта. Добродушный Гном решает вернуть её владельцу и собирается в путешествие на другую планету. Интересно, что перед нами не футуристический космос, а скорее «осязательный» мир в духе сказки об Алисе в Стране чудес и мультфильма Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». К примеру, свой космический корабль Гном строит из гигантского гриба, чугунной ванны и пластиковой бутылки, а найденная флейта становится главным навигатором его путешествия и помощником в решении загадок. Как и в «Машинариуме», в «Саморосте» есть подсказки. И доступ к ним снова охраняет ключ-головоломка.
Чем полезно. Может показаться странным, но виртуальная реальность побуждает игрока с внимательностью натуралиста изучать причудливый мир вокруг — в поисках решения очередной каверзной задачи потребуется рассматривать насекомых и растения, трогать камешки и палочки. Как и в «Машинариуме», персонажи много коммуницируют, обходясь без слов, вместо них используя визуальные образы и звуки. Звуковое сопровождение стоит отметить отдельно. Над ним поработал академический композитор, поэтому игра очень музыкальна и вместе с визуальной составляющей вызывает приятные эмоции. Прекрасный способ приобщить ребёнка к эстетике — показать этот одновременно рукотворный, искусный и по-своему натуралистичный мир.
4. «Люмино Сити» / Lumino City
Девочка Люми озадачена: её дедушка попросил сделать чаю, и пока она возилась в кухне, куда-то пропал. Героиня отправляется на поиски, и каждый встречный персонаж подкидывает ей задачу, решая которую, она на шаг приближается к разгадке таинственного исчезновения. Взаимодействие с персонажами и решение ребусов с нарастающей сложностью — типичный сценарий для квеста.
Чтобы выяснить, кому и зачем мог понадобиться её дедушка-инженер, Люми поочерёдно вступает в диалоги с горожанами, большинство из которых отзываются с добродушием. Но есть и несколько вредин. Каждый, к кому обращается героиня, объясняется в свойственной только ему манере, так что нужно внимательно вчитываться в диалоги, чтобы понять послание. Как в старой пословице о взаимопомощи: «Язык до Киева доведёт», игра показывает, что стоит по максимуму использовать возможности коммуникации.
Чем полезно. Мир Люмино Сити наполнен причдливыми декорациями. Яркий, уютный городок создатели игры заботливо собрали буквально вручную из картона, клея, палочек и ниток, затем кропотливо сняли на камеру и анимировали. Представленные в игре задачки на внимательность, память и логику напоминают привычные, «материальные» игрушки, которые можно трогать, вертеть, нажимать на кнопки, дергать за ручки. Игрок постоянно ощущает физические свойства объектов.
Среди задач есть и проявление фотоплёнки с помощью реактивов, и соединение шестерёнок в механизме, и починка электрической схемы, и даже игра на гитаре. Впрочем, дедушка позаботился и на случай затруднений оставил для Люми подсказки. «Ностальгические» приёмы и кажущаяся простота исполнения декораций городка прямо намекают: можно использовать воображение и продолжить приключения Люми в жизни, вооружившись бумагой, ножницами, карандашами и красками.