Убейте в себе «двоемамие»: почему надо дать детям писать и не тешить себя ожиданиями
Блоги18.03.2021

Убейте в себе «двоемамие»: почему надо дать детям писать и не тешить себя ожиданиями

Иногда дети пишут стихи, рассказы, фанфики или просто длинные посты в соцсетях, наполненные смыслами. Родители реагируют на это по-разному: восторженно, снисходительно и даже отрицательно, мол, лучше б чем-то полезным занялся. Наш блогер Елена Кулешова объясняет, почему подростков-писателей надо поддерживать и развивать их талант.

Читала я тут недавно лекции по сторителлингу для молодых преподавателей. По сути, это был краткий ликбез по построению выступлений, инструментах для этого и о самих выступлениях в частности. Но вот, что удивительно: о большинстве вещей студенты мои и так знали, некоторые — применяли, но многие были убеждены, что чего-то в них самих не хватает, поэтому надо срочно пройти мой курс, а то без него они не смогут. Поэтому половину лекций я говорила о том, что:

  • сторителлинг — это эмоциональное выступление, причем эмоции должны быть искренними;
  • чувство, с которым надо выходить на публику — уверенность;
  • хороший экспромт — это хорошо отрепетированный экспромт, включая презентацию, костюм и причёску.

Зачем я взрослым, преподающим людям объясняла такие банальные вещи? Потому что внутри них, глубоко укоренившись, сидит чувство собственной не-экспертности, собственной малозначимости и отчасти даже убеждение, что они что-то неправильно говорят и вот-вот будут разоблачены. «Синдром самозванца», слышали? Вот, это он.

Родители, которые хотят, чтобы их дети чего-то достигли (это, предположу, 99%), испытывают этот синдром по-разному:

  • Папа Моцарта. Эти родители считают, что их дети — гении и готовы всю жизнь положить на то, чтобы доказать, что это так. Сами дети (которые не гении) испытывают чувство, что они родителей подвели и потому готовы положить уже свою жизнь на алтарь достигаторства.
  • Двоемамие. Случай, когда одного ребёнка родители считают умным, а второго — так себе, и что бы ни случилось впоследствии, это мнение не изменится.
  • Наследник Паяца. Родители, которые считают себя самозванцами, полагают, что достигли всего стечением обстоятельств или обманом, не могут признать, что ребёнок действительно достиг всего сам.

Все три случая проявляются в обычных семьях сразу или по отдельности в разных степенях тяжести. Присмотритесь к себе в детстве: было же, а? «Сын маминой подруги» тоже не с потолка взялся. Знаете этот мем и анекдоты? Погуглите, их сотни. По моим наблюдениям, родители часто сначала выдумывают себе ребёнка, а потом уже «видят» его. Что не влезает — обрезают, чего не хватает — додумывают. Просто злые волшебники современности, только с добрыми побуждениями.

Особенно это заметно в словотворчестве. Начинает ребёнок писать, а родитель либо неумеренно хвалит, либо порицает. В первом случае мы присутствуем при рождении графомана, во втором — при смерти писателя. Нет, конечно, бывает так, что порицаемый ребёнок действительно написал несусветную чушь, а хвалимый посрамил Диккенса, но это редкость. Почему? Да потому что детское творчество — не показатель. Представьте, вы начали писать, не имея навыка, скажем, в Коммерсантъ, получите в ответ «извините, ваш текст отклонён редакцией». А за этой строчкой — дикий ржач редакторов, которые трижды зачитывали ваш опус. Наоборот, профессиональный копирайтер ночью, в бреду, за час напишет эту самую статью.

Так вот, ребёнок — это такой взрослый без опыта писанины. И без опыта жизненного вообще: он опирается, в основном, на воображение и эмоции. Пишет странные истории, глупые фанфики, фантазии, корявые обрывки без начала и конца.

Но знаете, даже если вы страдаете от синдрома самозванца, не прививайте, пожалуйста, его — ему. Короче говоря, оставьте ему его миры. Нет, он не тронется. Нет, не забросит учёбу ради рассказов. Нет, его стихи вовсе не чепуха: вполне возможно, что это именно вы не обладаете какой-то частью культурного кода и выпали из ткани реальности. Просто позвольте ему вырасти в писателя. Как?

  • Отвечайте на вопросы, касающиеся его творчества
  • Запишите в литкружок
  • Не следите за ним, когда он читает фанфики на Фикбуке. Ну, поговорите про то, что NC-17 — это пока рановато. Не знаете, что такое NC-17? Пришло время узнать и быть в курсе, что такое явление есть, и имя ему — легион единиц контента
  • Помогайте находить информацию, слушайте рассказы, критикуйте, но предлагайте
  • Предложите нарисовать иллюстрации к его произведению. Научиться несложно, честное слово. Несколько месяцев рисования по бесплатным референсам на Ютубе, и вы уже будете неплохим скетчистом.

Знаю, вы скажете: «Сударыня, зачем это надо мне и моему ребёнку? Писательский труд плохо оплачивается, это всё блажь и ерунда, пустая трата времени…» По моему глубокому убеждению, как на гребне науки и популярности генетиков сменили физиков, а физиков — айтишники, так айтишников сменят семантики и лингвисты. Это, конечно, предположение, но подкреплённое фактом титанического роста нейросетей, окружающих нас, причём нейросети эти часто работают с массивами данных, рождённых с помощью естественного языка — громадными корпусами текстов. Ваши текстовые поисковые запросы натравливают на вас контекстную рекламу. Вами манипулируют мастера слова, а вы даже этого не замечаете.

А ещё любое создание текста требует напряжения мозга: сбора информации, анализа, синтеза. Чем больше человек творит, тем больше развивается его сознание, тем богаче его внутренний мир и интереснее бытие. Поверьте, родители, он не останется без средств к существованию — острый ум найдёт выход из любого положения.

Любой текст — это самовыражение. Иллюзия, что некие скрытые таланты вашего дитя заметит некий специальный человек из Бизнеса или Правительства, и призовёт он его, и обласкает, и даст тельцов упитанных. Нет, так не произойдёт. Зато удачное выступление, годная статья, сайт с публикациями, исследование, блог заметят точно. Кстати, не могу не упомянуть, что многие блогеры — известные, красивые, умные — таковы именно потому, что на них работают не только стилисты и визажисты, но и хорошие копирайтеры-текстовики.

Мы так боимся прослыть графоманами, что сами не пишем и детям не даём — не надо так, это путь в страну Никогде. Графоман будет писать всё равно, у него внутренний локус контроля. А вот задушить в ребёнке талант — это мы можем, это запросто. И плюс — поселить в нём неуверенность в собственных силах, желание спрятаться за имя нахальной бездарности и творить ей во благо, побудить отказаться от интересной и насыщенной жизни. Это, кстати, не только детей касается, это касается и нас. Потому что творить не поздно никогда и никому: все ограничения мы придумываем себе сами, в том числе и: «А что люди скажут?» И так это страшно, осуждение кучки чужаков, что лучше пристрелить своего внутреннего Хемингуэя и закопать в тихом месте.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Vasilyev Alexandr

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментариев пока нет