8 нестыдных российских комедий

63 053
Кадр из фильма «Изображая жертву»

8 нестыдных российских комедий

63 053

8 нестыдных российских комедий

63 053

С января по ноябрь 2019 года в прокат вышло 68 картин, получивших государственное финансирование. А окупились лишь восемь из них. Учитывая агрессивную рекламу на федеральных каналах, переносы премьер зарубежных блокбастеров в угоду российским фильмам, такой результат вызывает вопросы. Значит ли это, что отечественное кино обречено и смотреть действительно не на что? Как бы не так!

1. «ДМБ» (2000)

В отличие от долгоиграющей тележвачки «Солдаты», у фильма Романа Качанова нет ни глянцевой картинки, ни задорных песен, ни звёздного (на тот момент) актёрского состава. Зато у него есть блестящий сценарий, уникальное видение проекта, чувство юмора и безграничная страсть к сатире. Вышедший в 2000 «ДМБ» был актуален тогда, остаётся таковым и сейчас. Весь сюрреализм и абсурд российской армии сконцентрирован в полуторачасовом фильме — и уклонисты, и абсурдные приказы, и пьянство всех со всеми, и услужливость перед начальством.

«ДМБ» стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть некогда талантливого и подающего надежды Алексея Панина (на тот момент ещё вполне адекватного), и молодого Вячеслава Дужникова задолго до того, как за ним закрепилось амплуа из «Ворониных», но главное — Ивана Охлобыстина, который и сыграл одну из ролей, и выступил в качестве сценариста фильма.


2. «Жмурки» (2005)

«Груз 200», «Брат» (включая сиквел), «Война» и тем более «Про уродов и людей» — это уже современная российская классика. Но эти фильмы Балабанова — не самое лёгкое и простое кино, пропитанное весьма суровым мироощущением режиссёра. А вот на «Жмурках» он, кажется, отвёл душу и сделал смешной и жизнерадостный фильм. Особенно забавно смотреть за вдумчивой актёрской игрой ещё сравнительно молодых и адекватных Алексея Панина, Дмитрия Дюжева, ну и, само собой, Никиты Сергеевича Михалкова.

Да, это чёрная комедия, да, у неё внушительная возрастная маркировка. Но едва ли можно поставить возрастное ограничение целой эпохе, которую так иронично и остроумно изобразил Балабанов. Ещё удивительнее, насколько пророческим и точным оказался его фильм, который, несмотря на исторический сеттинг, всё-таки обращён в будущее — рассказывает о страшных временах с юмором, поскольку всерьёз воспринимать весь тот абсурд Балабанов просто не мог.


3. «Изображая жертву» (2006)

Сегодня о Кирилле Серебренникове знают как об опальном театральном деятеле и создателе «Лета» о жизни Виктора Цоя и Майка Науменко. Ещё на заре своей карьеры режиссёр снял одну (зато какую) чёрную комедию. Главный герой Валя подрабатывает тем, что буквально изображает жертву во время следственных экспериментов. Попутно он невольно становится свидетелем работы следователя, который делает это совсем не в духе криминальных сериалов о спецслужбах и частных детективах. Его клиенты топят людей в бассейне, пытаются растворить жертв в биотуалетах, выбрасывают супруг из окон и стреляют в одноклассников.

И да, ничего из этих кошмаров вы не увидите, Валя со своей работой справляется на троечку. Так что можно смело смотреть и с детьми. Главное, когда следователь томно переспросит подозреваемого: «Пульнул?» — смело затыкайте ребёнку уши. Будет горячо!


4. «Стиляги» (2008)

За несколько лет до пугающей моды на ностальгию и фильмы, действие которых происходит в советские времена, Валерий Тодоровский снял довольно честную музыкальную драму. Весёлую и музыкальную, в которой среди прочего немало и юмора. «Стиляги» — тот редкий случай, когда от мюзикла (которым фильм сложно назвать в полной мере) не испытываешь испанский стыд и не ломаешь голову над вопросами в духе «Как это вообще пришло людям в голову?». Особенно выигрышно фильм выглядит сегодня на фоне «Кошек» — феерического провала с многомиллионным бюджетом.

Приятный бонус — большинство песен в фильме будут знакомы зрителю, ведь представляют из себя стилизованные под джаз и рок-н-ролл аранжировки известных песен групп «Браво», «Зоопарк», «Чайф», «Ноль» и даже «Кино». Ну а ещё интереснее то, что фильм одинаково тепло встретили как в России, так и в США.


5. «Со мною вот что происходит» (2012)

Камерная и лиричная история, которая хоть и происходит в конце декабря, не пропагандирует новогоднее настроение как необходимый атрибут этого времени. Фильм Виктора Шамирова — не пёстрый коллаж абсурдных новелл с запредельным количеством рекламы в стиле «Ёлок» и не типичный западный ромком про Рождество.

Сценарий написали Шамиров с Гошей Куценко, они же и исполнили главные роли — горемычного провинциала и его брата-карьериста. В канун праздников они тщетно пытаются справиться со своими заботами и хлопотами, но вскоре понимают, что из этого ничего не выйдет. Картина совсем не про «посмотреть под оливье» и не для новогоднего настроения. Она скорее больше подойдёт тем, кто под конец года сталкивается с лёгкой меланхолией и без особого энтузиазма подводит итоги прошедших 12 месяцев.

Тем не менее фильму Шамирова далеко до поистине экзистенциальных и не всегда лояльно воспринимаемых отечественной публикой картин Андрея Звягинцева. «Со мною вот что происходит» — добрая, пусть и немного грустная драма про одиночество и надежды.


6. «Всё и сразу» (2013)

Романа Каримова неоднократно называли надеждой отечественного кино, поскольку его комедии — смешные, но не пошлые, сюжеты — без штампов, а актёрские составы — провидческие. В первом своём фильме «Неадекватные люди» он открыл миру талант Ингрид Олеринской, в крайнем (да-да, именно так, не в последнем) «Гуляй, Вася» — Любовь Аксёнову, количество ролей которой после этого выросло в разы.

«Всё и сразу» — честная, смешная и откровенная (в хорошем смысле слова) комедия о провинциальных парнях, которые мечтают сорвать куш и «выбраться из этой помойки». В надежде осторожно (но незаконно) заработать денег, они крупно подставляются перед местным авторитетом, который ставит перед ними едва ли выполнимые задачи и крайне сложные философские вопросы. Не из гуманитарных соображений, разумеется. Просто героям приходится выбирать между семьёй, деньгами, будущим, дружбой, причём, как ясно из названия, сразу.


7. «Тряпичный союз» (2014)

Михаил Местецкий, режиссёр и сценарист фильма, ещё до его выхода снискал любовь зрителей двумя сюрреалистичными и забавными короткометражками «Ноги — атавизм» и «Незначительные подробности одного происшествия». Обе крайне желательно увидеть до того, как включать «Тряпичный союз», так как помогут лучше понять киноязык и стиль автора.

«Тряпичный союз» — это история о мечтателях-идеалистах, которые не хотят ни взрослеть, ни идти на компромиссы. Эдакий концентрат лета на даче — свободного, беззаботного и при этом совсем недалёкого от городской жизни со всеми её проблемами и заморочками. Тут есть и трагикомичная история любви, и поиска себя, и взрывы, и разбитые арбузы, и органичный актёрский ансамбль: Александр Паль, Иван Янковский, Василий Буткевич.

Фильм получил приз Берлинского кинофестиваля как лучшая картина для «молодёжи и юношества», что, по сути, исчерпывающе описывает её дух и ощущения от просмотра. Для детей и подростков — со стороны взглянуть на летние тусовки, а для родителей — вспомнить молодость и то, во что они тогда верили, о чём мечтали и к чему стремились. Лучшего мостика между бумерами и зумерами не придумать.


8. «Я худею» (2018)

Во-первых, это фильм не про Москву и Питер, что уже большая редкость. В кадре — Нижний Новгород и героиня Саши Бортич, которая отчаянно пытается сбросить «лишний» вес под руководством и в команде с комиком Женей Куликом. Ради чего? Ради любви, конечно. Хотя сюжет выглядит до чёртиков банально, всё куда сложнее — история совсем не про то, что «надо идти к своей цели, несмотря ни на что». «Я худею» — про то, как принять и полюбить самого себя, что такое настоящая дружба, и да, это ещё и остроумно.

Актёрский ансамбль, безусловно, достижение талантливого молодого режиссёра и сценариста Алексея Нужного. Он объединил одну из главных красавиц отечественного кинопрома Бортич, звёзд инстаграма Кулика и Горбачёву, всенародную затычку для любой бочки Шнурова и даже безнадёжно замаравшегося главной ролью в «Крыму» Курцына. На выходе весь этот пёстрый набор выдаёт искреннюю актёрскую игру, лишённую пошлости и кривляний.