5 комиксов о войне не только для детей
5 комиксов о войне не только для детей
Комиксы — это отдельное искусство, которое может оказаться незаменимым при разговоре с ребенком о культурной памяти: о войне, геноциде, массовых страданиях. Визуальный образ помогает глубже прочувствовать сюжет, отстраняясь от реальных исторических событий. К 75-летию Победы мы собрали лучшие просветительские комиксы о войне, которые стоит прочитать не только детям.
1. «Маус», Арт Шпигельман
Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию, «Маус» основан на личных воспоминаниях отца автора, польского еврея Владека Шпигельмана, пережившего геноцид. Трагическая и страшная тема холокоста здесь, в комиксе, раскрыта настолько трогательно, тонко и без капли крови, что невольно вызывает восторг. К слову, автор работал над комиксом тринадцать лет.
Каждая нация в книге изображается в виде животных. Так, евреи показаны как мыши, поляки — свиньи, французы — лягушки, а коты — нацисты. Этот прием помогает отстраниться от ужасов геноцида и сосредоточиться на глубокой личной истории семейной пары — Владека и Аны.
В 2015 антифашистский комикс «Маус» боялись продавать в книжных магазинах в Москве из-за изображения свастики на обложке.
2. «Дневник Анны Франк», Ари Фольман и Дэвид Полонски
Комикс представляет собой личные записки голландской девочки Анны. Вместе с родителями и ещё одной семьей Анна пряталась в убежище в течение 25 месяцев. Гестапо нашло их и отправило в концентрационный лагерь. Выжил только отец Анны. После войны он опубликовал дневник своей дочери. Анна нежно обращается к своему дневнику Китти, будто это её подруга. Она делится с ней своими эмоциями, переживаниями и событиями из жизни в изоляции.
«Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой».
Анна Франк, 12 июня 1942 года
Одновременно этот дневник становится важным историческим памятником холокоста. Писательский талант Анны растет с каждым днем, поэтому эти записи будут любопытны и молодым писателям, как «Дневник писательницы» Вирджинии Вулф.
Классика преломляется под взглядом читателя и эпохи. Так, если прочитать дневник Анны Франк сейчас, в самоизоляции, можно уловить свежие нотки тоски, одиночества и безвыходности замкнутого пространства, из которого нельзя выйти.
3. «Хранители», Алан Мур
Как поется в песне группы The Clash, «It’s 55 minutes past 11». Метафора Часов Судного дня стала для Алана Мура центральной в его легендарном комиксе «Хранители». Это своеобразное размышление на тему «а что, если супергерои — это обычные люди с психическими проблемами, которые помогли США выиграть вьетнамскую войну, но оказались ненужными во время холодной».
Детективная история в комиксе не отпускает до последней страницы. Разгадка тайны, кто убил одного из хранителей, Смехача, приводит к глобальному мировому заговору и возможной ядерной катастрофе. «Хранители» полностью дегероизируют образы супергероев, показывая их простыми людьми с их собственными травмами.
Единственный комикс, входящий в топ-100 англоязычных романов с 1923 года по версии журнала Time.
4. «Босоногий Гэн», Кэйдзи Накадзава
Шестилетний Накадзава шел в школу, когда атомная бомба упала на Хиросиму. Его спас бетонный забор, к которому он успел прижаться во время взрывной волны. Страшная и мощная история о созидании и разрушении, которые сеет человек.
Действие разворачивается в апреле 1945 году в японском городе Хиросима за четыре месяца до атомной бомбардировки. Семья Накаоко — муж, жена и их пятеро детей: сыновья Кодзи, Акира, Гэн и Синдзи и дочь Эйко — топчет побеги пшеницы, пытаясь спастись от голода, и ждёт наступления мира, но японское правительство не желает капитулировать. Напряжение нарастает по мере того, как читатель влюбляется в живых героев, их ежедневные дрязги, конфликты и перипетия и как неминуемо приближается день бомбардировки.
5. «Персеполис», Маржан Сатрапи
Автобиографический комикс об иранской девочке Маржан. Во время арабской весны 1979 года режиму шаха приходит конец, но вместо долгожданного мира и свободы к власти приходит режим исламских фундаменталистов.
Маржан, начитанная и свободолюбивая девочка, не может смириться с идеологией нового режима, из-за чего у нее возникают проблемы в школе. Родители отправляют её Австрию в надежде, что там ей будет лучше. Жизнь в Европе приносит новые разочарования, одиночество и тоску по родине. Маржан оказывается чужой среди своих, но ей так и не удается стать своей среди чужих. Она возвращается на родину через четыре года. Ей снова приходится приспосабливаться к новой неприятной для неё действительности.
Экранизация комикса вызвала бурную дискуссию о правах женщин и свободы личности в Исламской Республике. Анимационный фильм был осужден Ираном и Тунисом за «оскорбление ислама».
Фото: фрагмент обложки книги «Дневник Анны Франк». Иллюстрация Дэвида Полонски