«Несмотря на обилие гаджетов, у ребёнка всё равно есть любимый зайчик»

Артисты главного кукольного театра страны — о том, как спектакль сохраняет детство поколению digital
3 869
Фрагмент спектакля "Три поросенка" / Изображение на обложке: пресс-служба Театра кукол имени С. В. Образцова

«Несмотря на обилие гаджетов, у ребёнка всё равно есть любимый зайчик»

Артисты главного кукольного театра страны — о том, как спектакль сохраняет детство поколению digital
3 869

«Несмотря на обилие гаджетов, у ребёнка всё равно есть любимый зайчик»

Артисты главного кукольного театра страны — о том, как спектакль сохраняет детство поколению digital
3 869

Театр кукол — любимая забава детей разных поколений — в XXI веке встречает нового зрителя, цифрового. Эпоха digital создает новые формы семейного досуга, а традиционные ищут способы привлечь и удержать аудиторию. Почему гаджет никогда не заменит спектакль и как сохранить традиции древнейшего вида искусства, «Мелу» рассказали артисты государственного академического театра кукол имени С. В. Образцова, который 16 сентября справил своё 85-летие

Екатерина Образцова

режиссёр-постановщик, заслуженная артистка России, внучка Сергея Образцова:

Дедушка говорил: «Там, где живы традиции, мертвы идеи». И этой фразой поставил нас в тупик, так как его традиции невозможно не соблюдать. Во-первых, он считал, что в театре кукол главное — кукла. И во-вторых, надо быть талантливым. К этому нужно стремиться всегда.

Сергей Владимирович Образцов

Происходит удивительная метаморфоза: чем больше захватывает человека спектакль, чем талантливее он сделан, чем больше к ребёнку отнеслись как к взрослому и понимающему, тем больше шансов, что он будет смотреть не в телефон, а на сцену. Кукольные театры никогда не были архаичны и консервативны. Они, начиная с Петрушки, несли правду в народ, говорили эзоповым языком, иносказаниями. Для детей — это сказка, для подростков — романтическая история, для взрослых — юмор и даже сатира.

Сейчас моя цель — познакомить детей с той литературой, которую они вряд ли прочтут самостоятельно: есть другие забавы

Мы поставили «Путешествие Гулливера», а сейчас делаем спектакль «Дон Кихот». Ещё Достоевский писал, то человечество может оправдаться перед Богом, предъявив ему только одну книгу — «Дон Кихота». Это взрослый спектакль, он для ребят старше 12 лет.

Спектакль «Путешествие Гулливера»

С детьми надо разговаривать на человеческом, честном и порядочном языке, они будут благодарны за это.


Дмитрий и Халися Богдановы

артисты, в театре кукол им. С. В. Образцова работают с 2012 года

Дмитрий: Ребёнок сам по себе не придёт в театр. Сначала надо заинтересовать его родителей. В театре все происходит здесь и сейчас. Когда ты смотришь телевизор, можешь нажать паузу, съесть печенюшку. Такое потребление информации не очень затрагивает. В театре же дети погружаются в историю. Хороший спектакль тем и хорош, что он всегда разный. Здесь всё зависит от реакции. Если зритель из зала что-то скажет или спросит, то артист сымпровизирует и ответит именно этому человеку. В кино такого не будет. У нас есть уникальная возможность разговаривать сразу с огромным количеством людей средствами театра кукол.

Спектакль «Буратино»

Халися: Кукла больше может. Вы скажете, что есть современные технологии, которые ещё круче. Но они не дают тепла. Есть направление в психологии — куклотерапия, и она очень мощно работает, потому что эмоционально затрагивает человека.

Ребёнок видит куклу и проецирует ситуацию на себя. Или рассказывает о чем-то не маме, папе или бабушке, а кукле, потому что ему может быть так легче.

Для детей куклы — живые. Они часто спрашивают про нас: «Кто эти люди, которые вышли на сцену?»

Конечно, дети меняются. Это можно увидеть даже по записям спектаклей. Сейчас SMS-мышление, ребята схватывают информацию быстрее и активнее. Их очень сложно удержать, и это уже секрет режиссёра, который выстраивает историю: светом, звуком, действием.

«Дети стали намного хуже, чем раньше»

Но важно, чтобы и родители работали с детьми, потому что есть спектакли, перед которыми лучше подготовиться. Допустим, «Синяя птица». Нужно не просто посмотреть, а побеседовать, проанализировать.

Спектакль «Хитрый ёжик»

Дмитрий: Сейчас люди привыкли смотреть 40-секундные ролики на YouTube, а тут спектакль идёт полтора часа. Разумеется, у нас есть постановки, где используются современные технологии, но и «золотой» фонд тоже популярен. С одной стороны, дети меняются, но с другой, остаются детьми. Несмотря на обилие гаджетов, у ребёнка всё равно есть любимый зайчик.

Но театр не должен превращаться в музей. Ему необходимо быть здесь и сейчас. Конечно, нам не следует забывать то, что было, но при этом надо создавать что-то новое. Почему делают интерактивные выставки художников с использованием огромного количества технологий? Чтобы людей в музеи вернуть! А Босх и Ван Гог как были гениальными, так и будут.


Владимир Беркун

заслуженный артист России

Любое искусство, и театр в том числе, занимается одним — делает из человека человека. Начинается всё с «Курочки Рябы», а заканчивается «Королём Лиром».

Самое главное, что театр кукол имеет своё лицо. У художника способ выражения — кисть, а у нас — кукла, слово, музыка и пластика. Это самый необычный вид искусства и, кстати, самый древний. Люди начали играть в куклы, когда ещё жили в пещерах.

Спектакль «По щучьему велению»

И его популярность всегда связана только с одним — интересом. Есть такая фраза: «Все жанры хороши, кроме скучного».

Через куклу с детьми можно говорить о чём угодно, как через книжку или экран телевизора. Но если это скучно, то никто ни смотреть, ни читать не будет

У меня пять внуков, все они побывали в театре. Я считаю, что образование должно быть только классическим. Знание классики поможет ребёнку разобраться во всём остальном. Как можно воспитать художника, если он не знает Рафаэля, или артиста, если он не знает Щепкина, или композитора, если он не знает Вивальди? Во всей мировой классике насчитывается всего 35 сюжетов, и их только крутят по-разному.

Спектакль «Царь-девица»

Я очень люблю спектакль «Царь-девица» по пьесе Владимира Одоевского. Эта пьеса написана почти 200 лет назад, в 1839 году, и у нас поставлена впервые. Она очень современна. Интересно, что среди зрителей этого спектакля взрослых больше, чем детей. Люди, которые встречаются с такими авторами, становятся лучше. В этом смысле театр возвращает человека на нормальные человеческие рельсы.


Татьяна Сергеева

заслуженная артистка России

На гастролях в Гонконге мы играли спектакль «Необыкновенный концерт», а когда вышли на поклон, зрители были несколько шокированы. Они думали, это всё — электроника, и даже представить не могли, что это дело рук человеческих. Но нашим детям такая реакция ещё не скоро грозит, всё-таки мы живём в XXI веке, а Япония и Китай в XXIII, хотя и у нас тенденции уже есть.

13 главных японских мультфильмов

Конечно, сегодня дети без гаджетов жить не могут, и от технического прогресса никуда не денешься. Но вы когда-нибудь видели, чтобы ребята аплодировали компьютеру? А в зале нам хлопают.

Спектакль «Аленький цветочек»

Когда мы выходим на поклон, дети подбегают к нашим героям, протягивают конфеты и цветы. Однажды после спектакля «Тигрик Петрик» девочка подошла за кулисы и сказала кукле на моих руках: «Тигрик, у меня есть свой тигрик. Я тебе хочу его подарить». Эти моменты вызывают у меня комок в горле. Они дорогого стоят.

Спектакль «Тигрик Петрик»

Сергей Владимирович Образцов говорил, что «мы показываем миру кукол, а куклы показывают мир нам». Хочется, чтобы дети во все времена оставались детьми и верили в чудеса.


Фото: пресс-служба Театра кукол имени С. В. Образцова