Как учить школьную программу в театре

Много прекрасных спектаклей, которые помогут выучить физику, алгебру, историю и литературу
2 902

Как учить школьную программу в театре

Много прекрасных спектаклей, которые помогут выучить физику, алгебру, историю и литературу
2 902

Как учить школьную программу в театре

Много прекрасных спектаклей, которые помогут выучить физику, алгебру, историю и литературу
2 902

Школьная программа старших классов вполне может превратиться в захватывающее путешествие, если подойти к ее изучению нестандартно. Например, попытаться охватить ее не с помощью учебников, а с помощью театра. Катерина Антонова подобрала несколько спектаклей, которые помогут ребенку постичь если не все, то многие предметы из программы современной школы всего за один-два месяца активных походов в театр.

История России

Спектакли: «Берег Утопии» (РАМТ)

Для того, чтобы понять, что все цитаты и мысли великих (а потому — не имеющих отношения к сегодняшнему дню) людей — осмысленны, нужно просто поверить в то, что эти люди когда-то были живыми: любили, страдали, делали глупости, пили вино и отчаянно ссорились. И нет лучшего способа поверить в это, чем увидеть своими глазами.

Десятичасовой спектакль в РАМТе, поставленный Алексеем Бородиным по пьесе Тома Стоппарда, — это история России второй половины 19 века, поданная через судьбу конкретных людей: Белинского и Огарева, Пестеля и Бакунина, Герцена и Тургенева. Живые люди, иногда смешные, иногда занудные, они живут так, как умеют: много думая и страстно чувствуя. Они любят, отбивают друг у друга жен, занимают друг у друга деньги и делятся друг с другом своими мыслями: читают друг другу свои тексты, пишут письма. Огромные цитаты русских классиков впаяны в пьесу Тома Стоппарда так лихо, что слушаешь их, сидя в зале, так же внимательно, как монологи Гамлета. Спектакль идет десять часов. Целый день. И этот день стоить потратить целиком на поход в театр — хотя бы для того, чтобы сделать историю России и действующих лиц этой истории близкими и понятными для себя. А еще чтобы прийти домой и взять с полки томик Герцена.

Фрагмент спектакля «Берег утопии» в РАМТе / Фото: ramt.ru

Сторителлинг: «История Государства Российского» в Театре.док

Ставший легендарным за последний год театр начал новый образовательно-театральный проект. Буквально: рассказ со сцены историй о главных персонажах России. На сцене — только актер, который не играет, но делится со зрителями образами, фактами, деталями того, что происходило много веков назад, например, с Иваном Грозным. Или с Михайло Ломоносовым. Или с Петром и Февронией Муромскими. С Петром Великим и с Владимиром Красно Солнышко. Истории об этих и других персонажах рассказаны и сыграны актерами так, что над ними то смеешься, то плачешь, то недоумеваешь, то восторгаешься. Но в любом случае их запоминаешь. А заодно с ними — и всю историю России.

Фото: teatrdoc.ru

Всеобщая история

Спектакли: «Ничья длится мгновение» и «Нюрнберг» в РАМТе

В мировой истории есть периоды, рассказывать о которых слишком трудно, иногда — почти совсем невозможно. Поэтому проще показать. Два спектакля в РАМТе посвящены фашизму и Холокосту. Спектакль Миндаугаса Карбаускиса рассказывает о семье Липманов в еврейском гетто в Литве. Один за другим в ней погибают все пятеро детей Авраама Липмана. Но спектакль — не только об этом. Он о том, как в гетто живут люди, какой выбор они совершают каждый день, и какую цену платят за свои решения. Спектакль о том, как ценна жизнь, когда смерть совсем рядом.

Выпущенный через несколько лет после спектакля Карбаускиса «Нюрнберг» Алексея Бородина — в принципе, о том же, но тема развернута иначе. Он — об ответственности за свои поступки, когда в твоих руках власть и оружие, о чувстве вины у тех, кто оставался жить в своих домах, которые были расположены рядом с еврейскими гетто, о том, что бывают в жизни периоды, когда быть разумным и идти на компромиссы, то есть делать то, к чему всех и всегда призывают в условиях мирной жизни, — просто подло.

Фрагмент спектакля «Нюрнберг» в РАМТе / Фото: ramt.ru

Физика

Спектакль: «Копенгаген» в МХТ

Физика — это не очень трудно, если рассказывают о ней гении. Такие, например, как Нильс Бор или Вернер Гейзенберг. В спектакле «Копенгаген», который идет на сцене Художественного театра, первого играет Олег Табаков, второго — Борис Плотников. И не понять, о чем эти два ученых мужа говорят друг с другом, просто не возможно. Размышляют они о том, как устроена жизнь, почему на Европу обрушилась Вторая Мировая Война, как оставаться человеком в самых диких обстоятельствах, и что такое ядерная бомба, как она устроена и надо ли ее изобретать, если знаешь, что она будет сброшена на живых людей.

Продолжить знакомство с физикой можно на спектакле-встрече «Чтение и разбор книги Вернера Гейзенберга „Физика и Философия“ с Константином Модестовым» в Театре.Док. Это спектакль, главными героями которого стали идеи. Рассказывает и разбирает эти идеи со сцены физик и актер в одном лице. Авторы спектакля уверяют, что «разбор этот представляет собой зрелище настолько сильное, что грех им не поделиться со всеми желающими».

Фрагмент спектакля «Копенгаген» в МХТ / Фото: mxat.ru

Алгебра

Спектакли: «Аркадия» Стоппарда на Малой Бронной и в Театре С. А.Д.

Даже самый сложный закон высшей математики — второй закон термодинамики — становится легким для понимания, если объясняет его хорошенькая девушка, иллюстрируя теорию на самых простых предметах: например, на чашке с чаем. Эта девушка — гений математики, и дочь богатейших людей, в поместье которых гостит сам лорд Байрон. Но он гостит у родителей, а шестнадцатилетняя Томасина пока должна учиться под присмотром молодого учителя, в которого влюблена. Она и учится, но все время отвлекается (как и всякий нормальный подросток): например, на то, что вечером танцы, а вальс она танцевать не умеет. И оказывается вдруг, что научится танцевать вальс это намного важнее, чем горевать по поводу того, что вся наша планета рано или поздно умрет — согласно второму закону термодинамики, забыть который после «Аркадии» Тома Стоппарда вряд ли удастся.

Фрагмент спектакля «Аркадия» на Малой Бронной / Фото: mbronnaya.ru

Русская литература

Русская литература из всех школьных предметов вполне закономерно представлена в современном театре наибольшим количеством спектаклей. Произведения русской классики из школьной программы ставят так часто, что перечислить их все просто не возможно. Однако есть спектакли, на которые нужно сходить обязательно, чтобы получить о конкретном авторе более чем достаточное представление — и сдать экзамен на «отлично».

Например, Пушкин. Если вы покажете своему ребенку недавнюю премьеру Дмитрия Крымова «Своими словами. Евгений Онегин» в ШДИ, уже названный едва ли не главным событием московского театрального сезона; идеально красивый, безупречно стильный, сверх-технологичный спектакль «Сказки Пушкина», поставленный пару сезонов назад Робертом Уилсоном в «Театре Наций» с Евгением Мироновым в роли Рассказчика; и спектакль этого года, сделанный в Театре.Док в жанре сторителлинга «Пушкин и деньги», в котором рассказывается, что сколько стоило во времена Пушкина, и каково было ему зарабатывать на тот образ жизни, который он вел, — вашему ребенку точно будет что рассказать на уроках литературы в школе. Более того, скорее всего, он захочет побывать в Доме-музее Пушкина.

Фрагмент спектакля «Своими словами. Евгений Онегин» в ШДИ / Фото: besttheatre.ru / Наталья Чебан

Достоевский. Чтобы полюбить Достоевского, нужно идти в ТЮЗ на спектакли Камы Гинкаса. «К. И. Из «Преступления», «Нелепая поэмка», «Кроткая», «По дороге в…» — все эти спектакли можно смотреть не по одному разу. Выходить из зала, садиться за книгу, снова возвращаться в театр, чтобы что-то увидеть заново, и что-то снова попытаться понять — не в спектакле, нет. В себе самом, и в том, как устроен мир. Если получится заинтересовать подростка спектаклями Гинкаса по Достоевскому (а не получиться не может), то вы подарите ему способность сострадать. А это больше, чем способность и возможность ответить на уроке литературы, о чем Достоевский написал свой роман «Преступление и наказание» (хотя это он гарантировано сможет сделать после спектаклей Камы Гинкаса).

Фрагмент спектакля «К. И. Из «Преступления» в МТЮЗ / Фото: vk.com/moscowtyz

Толстой. Толстой — это «Война и мир. Начало романа» в «Мастерской Петра Фоменко» (спектакль, который Петр Наумович ставил почти семь лет). Толстой — это «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского: история жизни людей, окружавших самого Толстого. Прежде всего его жены, Софьи Андреевны, в исполнении Евгении Симоновой. История, в которой есть страсти, мысли, невероятное бурление быта — и нет самого Льва Николаевича. Есть только его образ, мысли, книги, желание всех, кто был близок ему, стать ему еще ближе, и стремление его самого убежать ото всех.

Фрагмент спектакля «Война и мир. Начало романа» в Театре «Мастерская П. Н. Фоменко»/ Фото: nashagazeta.ch

Чехов. «Три сестры» в постановке Петра Фоменко — светлы и печальны. Это классика, она трогает, волнует, тревожит, бередит что-то, и кажется после фоменковских «Трех сестер», что все они, Маша, Ирина, Ольга, несчастный Тузенбах и прочие — это люди не из пьесы, а их твоего собственного прошлого. Чехов — это трилогия Камы Гинкаса в ТЮЗе («Дама с собачкой», «Скрипка Ротшильда» и «Черный монах»). Спектакли с такими самоотверженными актерскими работами, после которых вы ни за что не скажете, что Леонардо Ди Каприо в «Выжившем» совершает актерский подвиг. Актерский подвиг — это у Гинкаса, не у Иньярриту. Чехов — это еще и его собственные записные книжки, поставленные в Студии Театрального Искусства Сергеем Женовачем как спектакль с одноименным названием.

Фрагмент спектакля «Дама с собачкой» в МТЮЗ / Фото: barkhin.ru

Кажется, что перечисленных спектаклей слишком много для того, чтобы можно было посмотреть их за два месяца. Но это не так. «Мел» составил афишу вышеупомянутых постановок на февраль и март — и вы сами можете убедиться в том, что всю (или почти всю) школьную программу действительно можно охватить за пару месяцев.

Спектакли даны в алфавитном порядке

«Аркадия», Театр на Малой Бронной, 10 марта в 19.00

«Берег утопии», РАМТ, 14 февраля в 12.00, 15.30 и 19.00

«Война и мир. Начало романа», театр «Мастерская Петра Фоменко», 19 февраля и 19 марта в 19.00

«Дама с собачкой», МТЮЗ, 20 марта в 19.00

«Записные книжки», Студия Театрального искусства, 28 февраля, 13 и 24 марта в 19.00

«К. И. Из «Преступления», МТЮЗ, 16 февраля в 19.00 и 4 марта в 20.00

«Кроткая», МТЮЗ, 19 февраля, 1 и 22 марта в 19.00

«История государства российского», Театр. Док, 14 февраля в 15.00 и 12 марта в 14.00 (Петр и Феврония), 21 февраля и 13 марта в 15.00 (Михайло Ломоносов), 28 февраля в 15.00 и 20 марта в 15.00 (Тайна Куликовской битвы), 5 марта в 14.00 (Владимир Красно Солнышко), 6 и 27 марта в 15.00 (Иван Великий), 19 марта в 14.00 (Петр Великий)

«Нюрнберг», РАМТ, 20 февраля и 25 марта в 19.00

«Ничья длится мгновение», РАМТ, 2 марта в 19.00

«По дороге в…», МТЮЗ, 12 и 28 марта в 19.00

«Пушкин и деньги», Театр.док, 21 февраля, 6 и 20 марта в 14.00

«Русский роман», Театр Маяковского, 13 февраля в 18.00, 4 и 24 марта в 19.00, 7 марта в 18.00

«Своими словами. Евгений Онегин», ШДИ, 13 марта в 20.00

«Сказки Пушкина», Театр Наций, 8–11 марта в 19.00, 12 марта в 14.00 и 19.00

«Скрипка Ротшильда», МТЮЗ, 13 марта в 19.00

«Три сестры», театр «Мастерская Петра Фоменко», 23 февраля и 22 марта в 19.00

«Черный монах», МТЮЗ, 23 марта в 19.00

«Чтение и разбор книги Вернера Гейзенберга „Физика и Философия“ с Константином Модестовым», Театр. Док, 13 февраля в 15.00 и 12 марта в 15.30