От повитухи до министра: как профессия врача в России стала женской
От повитухи до министра: как профессия врача в России стала женской
До середины XIX века врачами в России работали только мужчины: женщины могли участвовать в лечебном процессе только в роли повитух и сиделок. Но постепенно они добивались равноправия, а с приходом советской власти получили такое же, как у мужчин, право на образование, работу и научную практику в области медицины. Вместе с Главархивом Москвы рассказываем о тех, кто стал в этом деле первыми.
«К муке напрасно не склонять»: первые профессиональные акушерки
Женщина помогает женщине — история женской медицины в России началась с акушерок, или, как их называли в старину, повитух. В 1754 году при Императорском дворе появилась первая придворная акушерка — ею стала голландка Адриана Ван дер Шаар. Именно она принимала роды у будущей императрицы Екатерины II.
В том же году лейб-медик Павел Кондоиди, противник традиционных способов принятия родов, предложил открыть повивальные школы, чтобы «снабдить столицы и города испытанными в сем искусстве повивальными бабками». Для этого приняли отдельный закон — теперь акушерки проходили аттестацию, в случае успеха — давали присягу.
«Я, нижепоименованная, обещаюсь и клянусь Всемогущим моим Богом, пред Святым Его Евангелием <…> к роженицам богатым и убогим, какого б чина и достоинства ни были когда востребована буду, днем и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердие им оказывать, а ни которую злоумышленным образом пропускать, ниже пренебрегать.
Ежели родины продолжительныя будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостию ожидать настоящаго времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шуток, неучтивых речей и прочаго, совершенно удерживаться; к выкидыванию младенца дачею проносных и изгонительных лекарств или каким-либо другим образом ни с кем и никогда соглашаться не буду, и к тому себя употреблять ни за что не дам, ежели же случится противной и опасной случай у какой-либо рожаницы, то не только заблаговременно более градских повивальных бабок, но по требованию нужды доктора и акушера просить и к тому неотменно востребовать имею…»
Из текста присяги профессиональных акушерок — «присяжных повивальных бабок»
Первое училище повивальных бабок открылось в России в 1757 году. Преподавали там в основном иностранцы. Лекции проходили два раза в неделю на дому у врача или профессора: первые годы преподавали только теорию. Но это совсем не решило проблему нехватки специально подготовленного медперсонала: за полвека из училища выпустились только 94 акушерки. В конце XVIII века на одну губернию или уездный город приходилась только одна профессиональная акушерка.
В 1789 году Екатерина II подписала «Устав повивальным бабкам», в котором содержались основные принципы помощи в родах, например:
- Повивальная бабка должна быть не моложе 18 и не старше 30 лет, знать грамоту, быть «благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять».
- По прибытии к роженице она должна «поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость».
- «Когда родится странный и необыкновенный урод», бабка должна немедленно рассказать об этом в ближайшую медицинскую коллегию.
- Бабкам разрешено выписывать матери и младенцу лёгкие лекарства: розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, «также потребное на припарки и для промывательных».
К середине XIX века в стране появились новые повивальные институты — всего их стало шесть. Появились и профессиональные курсы сиделок, а также «Школа русских нянек», где воспитанниц от 14 до 18 лет учили уходу за младенцами. А в 1854 году в Петербурге возникло первое фельдшерское училище.
«Оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий»: сёстры милосердия
Однако высшее медицинское образование было всё еще недоступно женщинам. Ситуация начала меняться после Крымской войны 1853–1856 годов. Когда российская армия стала нести огромные потери, великая княжна Елена Павловна обратилась к хирургу и педагогу Николаю Пирогову с просьбой отправить на фронт сестёр милосердия.
Пирогов собрал и обучил 153 сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. 1 декабря 1854 года в Симферополе начали проходить службу 28 сестёр. «Они с полным усердием и самоотвержением принялись за трудную обязанность служить ближнему», — пишет Пирогов.
Сёстры прибывали в Крым в разное время отдельными партиями или отрядами. Из-за огромных нагрузок и инфекций они часто заболевали, некоторые из них умирали. Пирогов был очень доволен их работой, несмотря на критику консервативных врачей и офицеров.
«Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями, и за смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий».
«Сёстры до сих пор оказались так ревностными, как только можно требовать; день и ночь в госпитале. Двое занемогли; они поставили госпитали вверх дном, заботятся о пище, питье, просто чудо; раздают чай, вино, которое я им дал. Если этак пойдет, если их ревность не остынет, то наши госпитали будут похожи на дело».
«Сестры еще сюда не приезжали и теперь не скоро будут, потому что дорогу в Бахчисарай занесло снегом и другой почты нет, как верховой; но я ожидаю их сюда с нетерпением; они здесь необходимы: больные, хотя и получают чай, который им раздают несколько женщин, но неаккуратно; сестры это делают гораздо аккуратнее; скажи, что великая княгиня этим действительно оказала услугу истинную человечеству и сделала переворот в госпиталях военных; жаль только, что восемь сестер, как я слышу, заболели в Симферополе».
«Я защищал мысль введения сестер в военных госпиталях против дурацких нападений старых колпаков, и моя правда осуществилась на деле».
Из севастопольских писем Пирогова к жене А. А. Пироговой
После войны Пирогов опубликовал статью «Вопросы жизни», в которой поднял вопрос роли женского образования для общества. Статья вызвала волну обсуждений – в 1861 году император Александр II поручил Главному правлению училищ рассмотреть вопрос о допуске женщин к высшему образованию наряду с мужчинами. В конце ХІХ века движение за доступность медицинского образования для женщин развернулось по всей России.
«Я была свидетельницей ужасающей детской смертности»: борьба за образование
Часть университетов (Петербургский, Киевский, Казанский и Харьковский) согласились принимать женщин, а другие (Московский и Дерптский) отказались. В Санкт-Петербургской медико-хирургической академии женщин на занятия пускали профессора Иван Сеченов и Сергей Боткин.
Студентки проучились недолго. В 1863 году комиссия по составлению университетского устава выступила против высшего образования для женщин. Вольнослушательниц отчислили и больше не принимали.
Исключение сделали только для Варвары Рудневой-Кашеваровой — дипломированной акушерки, которая окончила двухгодичные курсы повивальных бабок за несколько месяцев с отличием. В эти годы в Башкирии была эпидемия сифилиса, а женщины-мусульманки не позволяли осматривать себя врачам-мужчинам. Академия приняла её по ходатайству оренбургского генерал-губернатора, ей даже назначили стипендию в 28 рублей.
Для других единственным шансом получить высшее медицинское образование была учёба за рубежом. Русские студентки стали поступать в Швейцарию. Среди них была первая русская женщина, получившая степень доктора медицины, хирургии и акушерства, — Надежда Суслова.
В 1872 году при Петербургской академии запустили четырехгодичный «Курс для образования учёных акушерок». Его выпускницам присваивали звание лекарей. Среди них была Варвара Вяземская-Васильева. После завершения обучения в 1882 году она всю жизнь проработала врачом. На 55-й год работы она написала записку, которую её внук вместе с другими документами передал в Главархив.
«Я окончила высшую школу в годы суровой реакции. После моего окончания на долгие годы был закрыт доступ женщин в университет.
Работая в больнице, объезжая с утра до вечера жилища рабочих, я воочию столкнулась со всей темнотой, бедностью, горем; была свидетельницей ужасающей детской смертности. Мне стало ясно, что среди обездоленных самыми обездоленными являются дети: их губила и калечила жизнь».
Из записки «55 лет я работаю врачом» Варвары Вяземской-Васильевой
Вяземская-Васильева трудилась женским и детским врачом больницы при Брянском рельсопрокатном заводе, затем работала в Москве, Нижнем Новгороде и Коломне врачом в заводских амбулаториях и при женских гимназиях. После Октябрьский революции стала врачом-инструктором в Отделе охраны здоровья детей.
В СССР «женские» учреждения преобразовались в институты для совместного обучения женщин и мужчин или же слились с медицинскими факультетами университетов; отныне женщины стали приниматься во все высшие учебные заведения России.
Дочь Вяземской-Васильевой Клавдия окончила Петербургский медицинский институт в 1914 году, работала врачом-хирургом в московских поликлиниках. И мать, и дочь входили в Общество русских женщин-врачей.
«Личность женщины»: женщины-врачи в СССР
После Октябрьской революции закон уравнял женщин с мужчинами в правах — в том числе на образование. В конце 1920-х годов для женщин специально бронировались места: 50% — в школах и вузах, 25% — на рабочих факультетах высших технических учебных заведений. В результате примерно половина студентов-медиков страны стала женской. А в 1930-е годы женщины стали составлять половину всех врачей в СССР.
В 1954 году Мария Ковригина стала первой женщиной — министром здравоохранения. Она окончила Свердловский медицинский институт, работала врачом в Челябинске.
Во время Великой Отечественной войны Ковригина просила руководство отправить её на фронт вместе с другими советскими врачами и медсёстрами. Ей поручили принимать и размещать эвакуированных людей, руководить сетью госпиталей и устройством детей, оставшихся без родителей.
На посту министра здравоохранения Ковригина боролась за права женщин и детей — увеличила дородовые и послеродовые отпуска, добилась декриминализации абортов, ограниченных в сталинскую эпоху, говорила о детской смертности из-за загрязнения окружающей среды. В 1956 году она стала первым безвозмездным донором в Москве.
«Запрет на производство аборта как бы унизил личность самой женщины, поставил под контроль интимную сторону ее жизни, не говоря уже о том, что великое множество женщин поплатились здоровьем и даже самой жизнью».
Из мемуаров Марии Ковригиной
Точно женская профессия?
В современной России, по данным экс-министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, женщин-врачей значительно больше, чем мужчин (71%). Женщины руководят минздравами регионов (их 20% относительно мужчин), становятся ректорами медицинских вузов (их 25%).
И всё-таки проблемы дискриминации женщин в медицине остаются. Считается, например, что они реже становятся хирургами и с трудом выдерживают конкуренцию с мужчинами в этой области, сталкиваются с харассментом на работе и отказом в трудоустройстве, если имеют детей или планируют беременность, и зарабатывают меньше мужчин на аналогичных должностях.
Поэтому путь женщины в медицине не завершён. Они все еще продолжают бороться с предрассудками и часто делают карьеру вопреки стереотипам.
Текст подготовлен по материалам: Главархив Москвы; Наталья Мицюк, Анна Белова «Акушерский труд как первая официальная профессия женщин в России в XVIII — начале XX века»; Елена Первушина «Петербургские женщины XVIII века»; Николай Пирогов «Севастопольские письма и воспоминания»; Sasha Talaver «When Soviet Women Won the Right to Abortion (For the Second Time)».