8 нобелевских лауреатов из России: о чём они говорили в своих речах

Бродский о клише, Солженицын о борьбе правды и лжи, а Гейм о критике научпопа
13 949

8 нобелевских лауреатов из России: о чём они говорили в своих речах

Бродский о клише, Солженицын о борьбе правды и лжи, а Гейм о критике научпопа
13 949

8 нобелевских лауреатов из России: о чём они говорили в своих речах

Бродский о клише, Солженицын о борьбе правды и лжи, а Гейм о критике научпопа
13 949

Нобелевскую премию вручают с 1901 года. За это время её получили больше 30 человек из России и СССР. Больше всего у нас лауреатов по физике (12) и по литературе (шесть). По правилам, лауреаты должны выступить с лекцией, в которой они подробно рассказывают о своих открытиях и достижениях.

Мы выбрали несколько интересных фрагментов из выступлений нобелевских лауреатов из России. Получилось восемь — от Ивана Павлова и Андрея Гейма до Ивана Бунина и Иосифа Бродского.

«За работу по физиологии пищеварения»

Наверняка все помнят знаменитую «собаку Павлова» — эксперимент, в ходе которого Павлов выяснил, что слюна у животного может выделяться не только на безусловный раздражитель — еду, но и на условный стимул — звук метронома, после которого собаке всегда давали еду. Но Нобелевскую премию ему, кстати, дали не за это, а за изучение физиологии пищеварения.

В Институте экспериментальной медицины учёному удалось провести опыт с мнимым кормлением собак: Павлов делал отверстие в пищеводе собаки так, что еда не доходила до желудка, и при этом фиксировал выделение желудочного сока. С помощью этого опыта он доказал, что пищеварение контролируется высшей нервной деятельностью: пища до желудка ещё не дошла, а переваривание (выделение желудочного сока) уже началось, потому что обоняние и зрение дали соответствующий сигнал. За эту работу в области физиологии пищеварения Павлов и получил Нобелевскую премию в 1904 году и стал первым российским учёным, который удостоился такой награды.

«В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психическое содержание»

Его механизм, однако, и был, и сейчас ещё окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки — всё это объединилось, чтобы пролить свет на эту тьму. Но в распоряжении человека есть ещё один могучий ресурс — естествознание с его строго объективными методами. Эта наука, как мы все знаем, делает каждый день гигантские успехи. И одна из многочисленных попыток воспользоваться при изучении механизма высших жизненных проявлений собаки, этого столь близко стоящего к человеку и дружественного ему представителя животного мира, последовательно проведённым, чисто естественнонаучным образом мышления».

Иван Павлов


«За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер»

На Нобелевскую премию Бунина выдвигали несколько раз: впервые в 1922 году, затем в 1930, и, наконец, в 1933. Первой о присуждении писателю премии узнала его жена: в тот день Бунин был в кино, а она приняла звонок из Стокгольма: сообщили, что её муж стал лауреатом Нобелевской премии. Новость быстро распространилась, в этот же день писатель получил много поздравительных телеграмм. Литератор Андрей Седых вспоминал, что тогда у Буниных даже не было денег на то, чтобы оплатить работу курьеров, которые доставляли письма с поздравлениями. Интересно, что в среде русской интеллигенции мнения о получении Буниным Нобелевской премии разделились. Например, Марина Цветаева была не согласна с решением академии. Она считала, что Мережковский или Горький гораздо больше заслуживают этой награды: «Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи».

«Свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией»

«Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили её изгнаннику. Ибо кто я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, ещё раз доказал, что любовь к свободе — настоящий религиозный культ Швеции».

Иван Бунин


«За фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе».

Николай Басов вместе со своим коллегой Александром Прохоровым известны как создатели лазера — именно за это им дали Нобелевскую премию. Любопытно, что лауреатом Нобелевской премии по физике за 1964 год стал ещё американский физик Чарльз Таунс. Дело в том, что независимо от советских учёных, американец занимался почти такой же разработкой.

Помимо этого, Басов известен тем, что в 1973 году стал одним из академиков, который подписал письмо с осуждением будущего Нобелевского лауреата Андрея Сахарова. Письмо было направлено в газету «Правда», в нём Сахарова обвиняли в том, что своей правозащитной деятельностью и заявлениями он порочит государственный строй и честь и достоинство советского учёного.

«В современной физике существуют два различных течения»

«Одна группа физиков видит свою цель в познании новых закономерностей и в разрешении существующих противоречий. Выходом своей работы они считают теорию, в частности, разработку математического аппарата современной физики. Другая группа физиков, наоборот, стремится создать физические приборы, основанные на новом принципе, и направляясь к этой цели, старается обойти неизбежно встречающиеся трудности и противоречия. Различные гипотезы и теории эта группа считает отходами производства.

Обе группы имеют выдающиеся достижения. Одна группа создаёт питательную среду для другой, и поэтому они не могут жить друг без друга, хотя их взаимоотношения довольны остры. Первая группа называет вторую «изобретателями», вторая обвиняет первую в абстрактности, а иногда и бесцельности. С первого взгляда может показаться, что речь идёт о теоретиках и экспериментаторах. Но это не так: и первая и вторая группы включают в себя обе эти разновидности физиков. В настоящее время разделение на эти две группы стало настолько резким, что целые направления в науке можно отнести к первой или второй группе, хотя имеются разделы физики, где обе группы работают сообща.

К первой группе физиков относится большинство исследователей квантовой теории поля, теории элементарных частиц, многих вопросов ядерной физики, гравитации, космогонии, по ряду вопросов физики твёрдого тела. Ярким примером второй группы являются физики, занятые разработкой вопросов термоядерного синтеза, квантовой и полупроводниковой электроники».

Николай Басов


«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»

За год до получения Шолоховым Нобелевской премии по литературе, от неё отказался Жан-Поль Сартр. Одной из причин отказа стало то, что Нобелевский комитет игнорирует советскую литературу. Можно сказать, что такой смелый жест автора «Тошноты» предопределил выбор академиков в следующем году. Любопытно, что в список писателей, выдвинутых на получение премии в 1965 году, входили также Анна Ахматова и Константин Паустовский. Причём в Нобелевском комитете всерьёз обсуждали идею разделить премию между Шолоховым и Ахматовой, но ответственный секретарь Академии, профессор Андерс Эстерлинг, усомнился в правильности этого решения: «Присуждение премии Анне Ахматовой и Михаилу Шолохову может быть объяснено тем, что они пишут на одном языке; ничего больше общего у них нет».

Шолохов стал единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с согласия руководства Советского союза.

«Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную»

«В чём же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесённого на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества? Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всём мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества. <…> Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Михаил Шолохов


«За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»

Несмотря на то, что премию писателю присудили в 1970 году, получить он её смог только через четыре года — после того, как его принудительно выслали из СССР. Власти враждебно восприняли известие о присуждении премии Солженицыну, но не препятствовали выезду писателя в Швецию ещё в 1970 году. Писатель сам отказался от поездки, потому что понимал, что назад его, скорее всего, не пустят. После получения премии на Солженицына началась травля — его называли изменником, а полученную им премию — политической провокацией.

Несколько лет Нобелевский комитет пытался организовать церемонию награждения в Москве, но попытки были тщетными. Свою награду и денежную часть премии Солженицын получил 10 декабря 1974 года после лишения гражданства и депортации в ФРГ.

«В борьбе с ложью искусство всегда побеждало и всегда побеждает»

Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А: не забудем, что насилие не живёт одно и не способно жить одно — оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, — оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь её сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь — отвратительно откроется нагота насилия — и насилие дряхлое падёт.

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они выражают немалый тяжёлый народный опыт, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

Александр Солженицын


«За бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства»

Сахаров — советский физик, занимался разработкой термоядерного оружия, был одним из создателей советской водородной бомбы. Но с конца 1950-х учёный выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Так, в 1957 году Сахаров написал статью о вреде ядерных испытаний, а в 1963 году стал одним из инициаторов Московского договора о запрещении испытаний в трёх средах (в атмосфере, в воде и в космосе). Правозащитная работа Сахарова началась с вопроса об оправданности возможных жертв ядерных испытаний, а затем переросла в твёрдое убеждение, что любые человеческие жертвы ради развития мира и будущего недопустимы.

С конца 1960-х годов академик стал лидером правозащитного движения в СССР. Он выступал за отмену смертной казни, против принудительного лечения инакомыслящих в психбольницах, за право на эмиграцию. В своей Нобелевской лекции Сахаров поимённо перечислил всех известных ему узников совести и подчеркнул, что он разделяет с ними честь получения Нобелевской премии мира. После присуждения Сахарову премии, в советских газетах появились коллективные письма учёных и литераторов, которые осуждали политическую работу академика.

«Нам нужны реформы, а не революции»

«Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это — разрядка? конвергенция? — дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок. Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня всё человечество в целом держит подобный экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более „удачные“, чем наша. Но всё это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из чёрного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели».

Андрей Сахаров


«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии»

Бродский, которого выслали из СССР в 1972 году, узнал, что получил Нобелевскую премию, когда сидел за обедом в пригороде Лондона, куда приехал погостить к пианисту Альфреду Бренделю. На родине упоминание о том, что Бродскому присуждена Нобелевская премия, появилось только через две недели, но обвинений в политической провокации и изменничестве, как это было с Пастернаком и Солженицыным, не последовало. Скорее, советская власть попыталась наладить контакт с политическим изгнанником: в советском посольстве в Стокгольме Бродскому дали знать, что если в своей лекции он не будет делать выпадов против СССР, то на торжественную церемонию смогут прийти советские представители.

Но Бродский не стал воздерживаться от критики советского режима, поэтому советский посол (по другой версии — литературный критик) на церемонию не пришёл.

«Одна из заслуг литературы — в том, что она помогает человеку уточнить время его существования»

«Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике — всегда „вчера“; язык, литература — всегда „сегодня“ и часто — особенно в случае ортодоксальности той или иной системы — даже и „завтра“. Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной иначе под почётным названием „жертвы истории“. Искусство вообще и литература в частности тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. В искусстве подобная форма поведения именуется „клише“. Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение. Обладающее собственной генеалогией, динамикой, логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем случае, параллельно истории, и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. Вот почему оно часто оказывается „впереди прогресса“, впереди истории, основным инструментом которой является — не уточнить ли нам Маркса? — именно клише».

Иосиф Бродский


«За новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена»

Андрей Гейм известен тем, что стал первым учёным, который с разницей в десять лет получил и Нобелевскую, и Шнобелевскую премии. Шнобелевской премии учёный удостоился за эксперимент с летающей лягушкой: животное могло парить в воздухе благодаря силе магнетизма. Нобелевскую премию Андрей Гейм и его ученик Константин Новоселов получили за создание технологии получения графена. Графен — это материал, который состоит из одноатомного слоя углерода. Он обладает повышенной прочностью, но прозрачен для света, хорошо проводит электричество и превосходит все известные материалы по теплопроводности. Все эти свойства делают графен перспективным материалом для создания, например, сенсорных экранов или даже солнечных батарей.

В своей Нобелевской лекции Андрей Гейм описывает извилистый путь, который, в конце концов, привёл его к премии.

«Научная литература полна блестящих идей, которые, однако, не работают»

«Выискивать идеи в литературе в целом неразумно. Перед началом работы над новым проектом обычно достаточно пары подходящих обзоров для того, чтобы заново не изобретать колесо. Альтернатива может действительно принести вред. Я встречал много перспективных исследователей, которые не смогли многого достичь в науке потому, что они растратили своё время, копаясь в литературе, вместо того, чтобы тратить его на поиск новых явлений. Более того, после месяцев изучения литературы они неизбежно приходят к одному и тому же выводу: всё, что они планировали, уже сделано.

Поэтому они не видят причин опробовать свои собственные идеи, а значит, заново начинают копаться в литературе. Следует понимать, что идеи никогда не бывают новыми. Будучи даже блестящей, каждая идея всегда основана на предыдущем знании и, при множестве сообразительных людей вокруг, положение вещей таково, что кто-либо где-либо раньше уже думал над чем-то похожим. Это не должно оправдывать бездействия, поскольку обстоятельства на местах меняются, и, более того, вместе с ними меняются и возможности. Новые технологии дают реальный шанс тому, что старые не оправдавшиеся идеи вполне могут на удивление хорошо реализоваться в следующий раз».

Андрей Гейм