4 глупых довода, которые не должны помешать вам полюбить комиксы

… и они совсем не отбивают интерес к «нормальным» книгам
12 123

4 глупых довода, которые не должны помешать вам полюбить комиксы

… и они совсем не отбивают интерес к «нормальным» книгам
12 123

4 глупых довода, которые не должны помешать вам полюбить комиксы

… и они совсем не отбивают интерес к «нормальным» книгам
12 123

За свою десятилетнюю практику продвижения книг я постоянно сталкивалась с родительским неуважением к комиксам. Даже если это новелла нобелевского лауреата по литературе Генриха Бёлля, адаптированная специально для детей, с иллюстрациями едва ли не лучшего современного французского художника Эмилем Браво. Фу, это комикс! Основные аргументы мам и пап: «там нечего читать», «так он никогда не полюбит нормальные книги» и «это для идиотов». Отвечаем по пунктам.

1. «Там нечего читать»

По старой доброй советской традиции книга должна быть толстая, текста должно быть много, и вообще лучше бы его знать наизусть. А ещё «книга должна чему-то учить» и в идеале надо понять, «что хотел сказать нам автор».

Посмотрим правде в глаза: много — не значит хорошо. В комиксах важна история, она должна быть интересной, сильной, запоминающейся, а вот рассказать её можно и текстом, и картинками. Помните, что иллюстрация — это универсальный язык, который могут понимать все, независимо от того, где вы живёте. Если уж говорить об объёмах, то в последнее время крупные издательства, в которых выходят произведения культовых писателей по 600-800 страниц, начали издавать графические романы. Так было в США с «Маусом» Шпигельмана и «Персеполисом» Маржан Сатрапи — это внушительные тома, на чтение которых вы потратите не один день и над которыми вам придётся как следует подумать. Это плавно приводит нас к следующему аргументу.


2. «Никакого отношения к реальности»

Действительно, есть так называемые гиковские комиксы про супергероев и вселенные, в которых они существуют. Это целая культура, которая развивается в США не одно десятилетие. Сотни талантливых художников приложили свою руку к созданию этих образов, тысячи людей ежегодно отправляются на тематические фестивали, они шьют невероятные костюмы, устраивают шоу и демонстрируют свои коллекции. Для них это важная часть их личности, способ самовыражения и направление негативной энергии в созидательное русло. В общем, мне не кажется, что человек, который обожает Человека-паука, не может при этом защитить диссертацию по философии. Долой стереотипы, мы живём в современном обществе в конце концов.

Однако помимо супергероики есть и те комиксы, которые основаны на реальных событиях, которые потрясают вас до глубины души своей честностью. Вот, например, «Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла» — автобиографическая история Жана Реньо, за которую его друг и художник Эмиль Браво не мог взяться несколько лет, потому что это очень личный комикс. Потому что, признайтесь, в вашем окружении наверняка есть семья усыновителей или родитель-инвалид, знакомый отец-тиран или отец-одиночка… В комиксах гораздо больше жизни, чем кажется.


3. «Так он никогда не полюбит нормальные книги»

Давайте ещё поспорим на тему: «книги или планшет». Зачем ограничивать ребёнка в средствах познания мира? Пусть будут и комиксы, и книги, и планшет, и секция карате, и театр, и прогулки с друзьями, и походы с родителями в парк.

Держите баланс, пробуждайте интерес, подавайте пример — разве не этим занимаются родители?

Конечно, если вы изнуряете себя на нелюбимой работе, приходите раздражённым и заваливаетесь на диван смотреть телек — ваш ребёнок даже к комиксам не подойдёт, какие там книги. Заведите себе полезную привычку разговаривать со своими детьми о том, что вас интересует, вместе читать, гулять просто ради отдыха, а не по дороге в магазин. А ещё комиксы могут стать отличным стартом для больших книг, потому что «мало текста — это не так страшно».


4. «Это для идиотов»

Как-то я предложила одному папе просто начать читать комикс у прилавка. Он хохотал как мальчишка, указывал мне на выражения лиц героев, но в конце закрыл его и сказал: «Да, прикольно, но это же для идиотов». Я не знала, что сказать человеку, который только что обозвал сам себя.

Конечно, есть книги, которые нам не нравятся в силу тех или иных причин: мы не любим фантастику или, наоборот, чересчур романтичные повести, или, может быть, предпочитаем классику современной литературе. Но как это случилось? У нас есть опыт. Чтобы понять, что нам не нравится, мы перечитали родительскую библиотеку, учились в школе, университете, покупали что-то сами и брали книги у друзей. У детей этого нет. Как они поймут, что им нравится, если не попробуют?

Как помочь сформировать их вкус (который, кстати, может отличаться от нашего), если не давать им то, что их заинтересовало?

Одна девочка лет шести пересмотрела при мне все книжки: часть из них она уже читала с мамой или сама (продвинутый читатель, уже умеет), некоторые ей предложила мама — они были красивыми, объёмными, то, что надо. Но девочка выбрала комикс, который, по версии мамы, «будет прочитан и забыт в первый же вечер», на что дочь уверенно заявила: «Значит, мы посидим вечер в книжном магазине, чтобы я с ним ознакомилась. Мне это нужно». Пожалуйста, никогда не думайте о ваших детях как об идиотах — в вопросах книг они способны самостоятельно сделать выбор и объяснить его.