Почему в России забыли про смысл праздников 23 февраля и 8 марта

Любовь Борусяк — о том, что вообще мы празднуем в эти дни и кому это нужно
37 531

Почему в России забыли про смысл праздников 23 февраля и 8 марта

Любовь Борусяк — о том, что вообще мы празднуем в эти дни и кому это нужно
37 531

Почему в России забыли про смысл праздников 23 февраля и 8 марта

Любовь Борусяк — о том, что вообще мы празднуем в эти дни и кому это нужно
37 531

В феврале и марте отмечают праздники, со смыслом которых, кажется, не очень определились. Не понятно, что отмечать, кого поздравлять и что дарить. О том, как отмечали раньше и как отмечают сейчас гибридные гендерные праздники, — социолог и преподаватель ВШЭ Любовь Борусяк.

На самом деле 23 февраля и 8 марта — это один праздник, просто разнесённый по времени.

Традиция появилась ещё в 1950-е годы и, возможно, связана с отменой раздельного обучения мальчиков и девочек (с 1954-1955 учебного года). Так устанавливались гендерные нормы для подростков, которые долго не общались в школе. В последние два десятилетия вся эта детская гендерная история ещё больше расширилась –14 февраля стали отмечать День святого Валентина, который органично дополнил систему, где мальчики и девочки объединяются, а не разделяются.

Изначально, как это было положено в советское время, у «мальчикового» и «девочкового» дня было идеологическое обоснование. Но смыслы, заложенные в эти праздники, усложнились. У праздников появились «домашние» смыслы, чтобы сделать приятнее школьную жизнь во время самой длинной и тяжёлой третьей четверти.

Оба праздника стали гибридными. С одной стороны, это День защитника Отечества и Международный женский день. С другой стороны, праздники гендерные, менее формальные — день всех мальчиков и день всех девочек класса и школы (а также всех мам). Оба этих праздника очень напоминают дни мальчиков и девочек, которые отмечают в Японии. Только там у них нет никакой идеологической подоплеки.

День мальчиков или (будущих) защитников Отечества

У нас праздник 23 февраля, как это было и 60 лет назад, связан с образом мужчины и предписанными ему свойствами: будущий солдат, призванный служить своей стране в войнах. То, что он ещё муж и отец, то есть занимает важное место в семье, при этом не учитывается. «Правильный» мальчик, мужчина — это человек, который принадлежит государству. И неважно, хотят ли его родители, чтобы его будущее было именно таким, хотят ли они, чтобы он служил в армии, но всё равно будут поздравлять именно с таким будущим.

Представления об эталонных мужских качествах почти не изменились, но из-за сдвигов в политике менялась степень «военизированности» самого празднования. В советское время на концертах пели военные песни, устраивали смотры строевой подготовки и так далее. В раннее постсоветское время упор делался на то, что защитник Отечества — это прежде всего сильный и смелый мужчина, а тема армии и излишняя военная бутафория ушла на периферию. Потому что окружение воспринималось вполне дружелюбным к нашей стране.

Сейчас во многих школах эта атрибутика снова возвращается. Внешнее окружение вновь воспринимается как враждебное, для массового сознания мы снова живём в кольце врагов. А раз так, то и улучшилось отношение к армии. Если 15 лет назад, по опросу Левада-центра, только 17% населения были уверены, что наша армия способна защитить Россию от военной угрозы со стороны других стран, то сейчас таких 44%. А количество тех, кто поддерживает обязательный призыв, за 20 лет увеличилось с 33 до 58%. Понятно, что стало больше и тех, кто считает, что юноша должен отслужить в армии. Сейчас такие ответы даёт 61% опрошенных, а всего несколько лет назад, до событий в Крыму и на Украине, их было меньше половины

И вновь гремят барабаны и звучат военные песни на школьных праздниках. Детей наряжают в военную форму, причём иногда к ней пришивают не бумажные, а настоящие, купленные в Военторге погоны. Мне встретился рассказ мамы, что в родительском чате 4-классников много часов обсуждали, какие именно погоны купить, какого звания, чтобы это было органично.


День борьбы женщин за свои права. Или нет

Совершенно по-другому обстоит дело с 8 марта. Многие помнят, что этот праздник изначально появился как «феминистский», связанный с борьбой женщин за равноправие с мужчинами. То есть это был день борьбы женщин за свои права. Первоначальный смысл этого праздника давным-давно забыт и утрачен. Когда он пришёл в школы, это уже был просто день всех девочек и женщин. Никакой борьбы: 8 марта воспринимается в обществе и празднуется в школе как день вечной женственности, нежности и материнской любви, то есть неизменно воспроизводится традиционное представление о женском идеале и женском предназначении. Девочка должна быть нежной, красивой и будущей любящей мамой. Ничего другого в этот день не предполагается.

Поэтому девочкам дарят открытку, традиционный цветочек и что-нибудь ещё милое и женственное. С мальчиками сложнее — тут так и не придумали, что нужно дарить будущему защитнику Отечества, с этим всегда проблемы у родительского комитета. А так как праздник двойной — и одноклассниц, и мам, то подготовка к празднику в школе обычно идёт так: в младшей или средней школе мамы, как и перед 23 февраля, обсуждают, покупают и дарят подарки для девочек, а если это старшая школа, этим занимаются мужчины. При этом весь класс, особенно в младшей школе, готовится поздравлять мам — делают какие-то поделки, открытки. Я училась в школе давно, но помню, как на трудах мы шили для мам никому не нужные подушечки для иголок. И это было не случайно: идеальная мама что-то шьёт, вяжет, хлопочет по дому, как это и положено женщине.

Несоответствие заявленному смыслу праздника никогда никого не удивляло

Интересно, что сейчас в России, как и во многих других странах, есть официальный День матери (отмечается в последнее воскресенье ноября). Но этот праздник не прижился, очень мало кто помнит о его существовании — День матери у нас так и остался 8 марта, особенно если речь о мамах школьников.

Что в советское, что в постсоветское время смыслы и ритуалы школьного праздника 8 марта почти не менялись: мамы покупают подарки для девочек, которые дарят от лица мальчиков, дети готовят подарки для мам, а потом праздничный концерт, где поют песни о материнской любви. Учителя в основном тоже женщины, поэтому собирают деньги и на подарок учителям тоже, но не в профессиональном качестве, как в День учителя, а в чисто гендерном. Ну и не стоит забывать, что в советское время образ учительницы преподносился именно как «вторая мама» — любящая и заботливая, а сама школа — второй дом.

С Днём влюблённых — всё понятно. Но хотят запретить

День святого Валентина буквально за нескольких лет превратился в школьную эпидемию. Несмотря на то, что праздник пытаются запретить («чуждый нашей культуре») и заменить Днём Петра и Февронии, дети и подростки хотят его праздновать. Да и не только они. Возможно потому, что этот праздник (как бы к нему ни относиться) не считается обязательным, в нём нет идеологической подоплеки. Главное — это праздник синтеза, коммуникации, когда мальчики и девочки объединяются на основе взаимных чувств. И потому помощь родителей или учителей им не нужна, чтобы этот праздник организовать.

Иллюстрации: Shutterstock (Julia August, Losenko Mila)