«Шкала перевода первичных баллов очень жесткая». Учительница литературы — о ЕГЭ

Первая 300-балльница этого года — ее ученица
16 565

«Шкала перевода первичных баллов очень жесткая». Учительница литературы — о ЕГЭ

Первая 300-балльница этого года — ее ученица
16 565

«Шкала перевода первичных баллов очень жесткая». Учительница литературы — о ЕГЭ

Первая 300-балльница этого года — ее ученица
16 565

Первая выпускница, получившая 300 баллов за ЕГЭ в этом году — Олеся Б. из Вологды, — была ученицей Светланы Чернаковой, преподавательницы русского языка и литературы из Вологодского многопрофильного лицея. Но Олеся вовсе не единственная стобалльница Светланы Анатольевны. Редактор «Мела» Анастасия Никушина поговорила с учителем — нет, не о ее учениках. А об экзамене, литературе и педагогике в целом.

Подготовиться к ЕГЭ за три недели невозможно

О ЕГЭ я могу говорить и как педагог, который к готовит к экзамену по русскому и литературе, и как эксперт, который проверяет работы ребят по литературе в составе предметной комиссии Вологодской области.

Два года назад я выпускала гуманитарный класс, где было три стобалльника по литературе из 11 человек — это высокий результат. 300 баллов, которые набрала моя ученица в этом году, — результат исключительно ее трудолюбия и нацеленности на результат. В русском языке она всегда стремилась к максимуму и этого максимума достигла. Помимо нее, 90+ баллов по русскому получили еще девять моих учеников.

Подготовка к русскому языку и литературе в старших классах идет по-разному. Отличие заключается в том, что по русскому языку в 10–11-х классах идет чистая систематизация изученного ранее, а на уроках литературы дети изучают новые произведения, причем довольно объемные.

10-й класс вообще время изучения романного периода русской литературы (вторая половина XIX века), в 11-м классе тоже много больших текстов. Поэтому задача учителя многоплановая: надо и разобраться в новых текстах, вспомнить уже изученные, систематизировать материал и научить быстро обрабатывать нужную информацию на самом экзамене. Ведь именно там выпускникам нужно за 3 часа 55 минут написать пять объемных текстов.

При этом многое зависит от самих детей: если они хотят принять всё, что им дают, максимальный результат более чем возможен. В целом это не проблема: ребята понимают, что будут сдавать ЕГЭ, поэтому с интересом работают над материалом. Для экзамена по литературе главное — знать определенные тексты, уметь их анализировать и проводить параллели. Поэтому мы ищем сквозные темы, подбираем произведения к ним.

Конечно, подготовиться за три недели невозможно — начинать нужно в 10-м классе, в спокойном режиме. Кроме того, стоит помнить, что в старшей школе, по сути, каждый урок готовит к ЕГЭ.

Проверяющие стремятся к объективности

А теперь — с позиции проверяющего. Есть такое мнение, что в литературе большую роль играет субъективная оценка эксперта. Спорить с этим сложно: все-таки мы имеем дело с сочинениями, а не с тестами или задачами, на которые есть точные ответы. Но сказать, что все прямо зависит от учителей, которые читают работу, нельзя: все-таки есть четкие вопросы, на которые и нужно дать ответ в разных заданиях, и эксперты проверяют их по определенным критериям. Поэтому самое главное — не уйти совсем уж в разрез с авторской позицией. Но, на мой взгляд, нарушение этого критерия возможно только тогда, когда ученик совсем не понял произведение.

Кроме того, ребенок, безусловно, может высказывать свою точку зрения, предпринимать попытку интерпретации, приводить интересные тексты для сопоставления. Такие работы действительно интересно читать: ты понимаешь, что ученик увлечен литературой, ему интересно то, о чем он пишет.

И не надо забывать, что каждую работу проверяет все-таки два эксперта: мы стремимся к объективности

Учителя, которые проверяют работы, всегда вовлечены в тексты учеников. Конечно, поддерживать постоянное внимание не всегда просто — мы работаем около трех дней подряд, но всегда стараемся подходить к работам с учетом точки зрения учеников.

Кстати, как мне показалось, в этом году поверхностных работ стало намного меньше. Если раньше создавалось ощущение, что ребята пошли сдавать литературу просто так — было большое количество фактических ошибок, просто какой-то общей неподготовленности, — то в этом году таких работ было намного меньше.

Единственная наша общая боль — шкала перевода первичных баллов по литературе, она очень жесткая. Теряя один балл, ребенок получает 96 вторичных баллов. Два балла — уже 91 балла, и так далее. В некоторых предметах, например химии, система иная: можно потерять один балл и получить 99 вторичных баллов. В этом году мне писало достаточно много людей, присылали работы и просили посмотреть: «Ребенок плохо сдал экзамен, получил 68 баллов». А на деле он потерял только 7 первичных баллов, и такой результат считается достаточно высоким. Чаще всего баллы теряют на речевых ошибках — повторах, языковых неточностях. Чтобы потерять 1 первичный и 4 вторичных балла, достаточно допустить всего одну ошибку. А мы понимаем, что для поступления в хороший вуз выпускнику нужен другой результат — 80–90+ баллов.

С прошлого года большое сочинение (задание 12) проверяется на грамотность, и риск потерять балл еще больше возрос: в стрессовой ситуации экзамена достаточно просто допустить ошибку. Надеюсь, что когда-нибудь эта ситуация изменится.

Вернутся ли выпускники в Вологду

ЕГЭ — серьезное испытание, которое приходится преодолеть выпускникам, но те, кто предлагает его отменить, не понимают, что тогда вернутся выпускные экзамены и вступительные в университеты, а значит, нагрузка увеличится вдвойне. Кроме этого, ЕГЭ позволяет ребятам из регионов на равных претендовать на места в престижных столичных вузах.

Из наших выпускников сейчас мало кто остается в Вологде. Они поступают в основном в московские и петербургские вузы. С одной стороны, это грустно, с другой — столицы явно дают больше возможностей. Там и МГУ, и НИУ ВШЭ, и РГГУ, и СПбГУ. Судьба, конечно, складывается по-разному — некоторые возвращаются, но в школу работать никто не идет. Но это понятно.

Думаю, школа вряд ли может повлиять на то, вернутся ли выпускники обратно. Можно безумно любить свой город, любить тех, кто остаётся здесь. Но мы же понимаем, что если дети уезжают в расцвете своей молодости в другой город, вряд ли они вернутся обратно. Можем ли мы воспитать любовь к родному краю? Мы пытаемся это делать, и, мне кажется, это чувство никуда не исчезает… Просто сложно предположить, какие новые испытания и приключения, встречи и знакомства приготовила для наших детей жизнь. Сложно загадывать, что случится завтра.

Воспитать хорошего читателя

Учитель — прежде всего ориентир для ученика, потому что он способен наметить «путь». Вряд ли возможно просто вложить все, что знаешь сам, в голову ребенка, да и тот не всегда этого хочет. А вот заинтересовать, наметить собственный индивидуальный вектор движения вполне реально. Здорово, если ты смог показать ученику, что есть абсолютно разные сферы знания, в которых ребенок может развиваться. Во многом этот профориентационный момент зависит именно от личности учителя.

Если говорить конкретно о преподавании литературы, здесь для меня критерий качественного преподавания — способность воспитать хорошего читателя. Под ним я подразумеваю человека, который читает и понимает, что именно ему нравится, разбирается в литературе и интересуется ей. Воспитать такого читателя из современного ребенка, который читает не очень много и крайне выборочно, показать разные жанры и направления, увлечь — сложная задача. Она тоже про направление, создание ориентиров, новых для ученика путей.

Ключевых принципов у любого хорошего педагога должно быть два — о них писал еще В. О. Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Сначала — про первый принцип. Думаю, трактовать его стоит так: хороший преподаватель не может останавливаться, «зависать» на осмыслении одного литературного произведения в одном же ключе. Само литературоведение на научном уровне меняется постоянно. И, к счастью, есть огромное количество курсов, семинаров для педагогов, которые дают определенную подпитку, позволяют смотреть на привычные произведения с новых углов.

Второй принцип более понятен. Важно уважать и любить детей. Я всегда стараюсь уважать учеников как личностей, какими бы маленькими или взрослыми они ни были. Важно уважать их точку зрения, давать им ее отстаивать. Тем более что литература точно позволяет развивать именно мышление ребенка, его умение доказывать свою точку зрения.

Обломов — зумер из XIX века

За 20 лет моего нахождения в профессии стандарты преподавания стали больше обращаться в сторону учеников. Это замечательно — теперь дети все время находятся в центре внимания. Очень важно находить возможности, инструменты, задачи, которые помогают ориентировать материал на конкретных детей. При этом нельзя сказать, что преподавание литературы как-то переориентировалось с классики на современность. Поэтому мы, учителя, пытаемся искать в классической литературе современные темы, которые позволяют заново открывать произведения, делать их актуальными, интересными.

На то, как дети воспринимают большие тексты, влияют не только гаджеты. Изменился и сам ритм жизни, при котором тратить огромное количество времени, например, на Толстого, сложно. При этом мы так или иначе должны обращаться к классической литературе — она исследует незыблемые человеческие ценности, которые важны вне поколений. Но в героях, через истории которых эти ценности транслируются, нужно найти то, что близко современным детям.

Тот же Обломов подросткам понятен, ребята легко себя с ним ассоциируют. Им близок его внутренний мир — мир человека, который очень хочет спрятаться от всех напастей на диване. К нему по-доброму относятся.

В тексте поэмы «Мертвые души», который для девятиклассников сложен, мы тоже ищем современных людей: оказывается, что люди, подобные помещикам и Чичикову, существуют и сегодня.

Конечно, это не совсем поиск наугад. Мы используем разные приемы, например логическую головоломку Crossens. В ней нужно подобрать девять картинок-ассоциаций к тем или иным персонажам, героям. Среди картинок — предметы современного искусства и жизни. Такое упражнение помогает укрепить ассоциативные ряд с героями, лучше понять их характеры.

Место современной литературы

В следующем году выходит новая федеральная образовательная программа. Создается единое образовательное пространство, и возникает ощущение, что учителей лишают какой-то свободы, творчества. Не хотелось бы, чтобы так произошло. У нас в лицее есть гуманитарное отделение, в котором увеличено число занятий по литературе. Сейчас мы занимаемся соединением новой программы с уже имеющимися у нас наработками. В рамках программы вводится определенный набор произведений, который дети должны будут обязательно пройти в том или ином классе, — переставлять их нельзя. Но у нас благодаря большему количеству часов есть возможность углубить изучение отдельных текстов или добавить новые произведения.

Мне кажется, большую роль будет играть внеклассное чтение, разработкой программы которого мы с коллегами и занимаемся. Она может быть основана как раз не на классике, а на современной литературе, которая, на мой взгляд, действительно интересна подросткам. Мы попытались сгруппировать такие произведения в определенные модули, например «Я и семья», «Я и школа», «Я и природа», «Я и история», ориентируясь на то, что в центре разговора обязательно должен быть ребенок, его мироощущение, осознание им своих взаимоотношений с разными составляющими окружающего мира.

Вот примеры книг для внеклассного чтения

  • «Вафельное сердце», Мария Парр. Произведение для 5–6-х классов. Это очень добрая история про девочку и ее друга, через которую ярко раскрываются взаимоотношения внутри семьи — тема дружбы, отношений с родственниками, мамами, папами, бабушками. Детям книга очень нравится.
  • «Голос», Дарья Дацук. Повесть, которую можно прочесть в старшей школе. Главная героиня пережила теракт и пытается найти себя, научиться справляться с паническими атаками. Она делает это через чтение и общение. В этом произведении поднимается актуальная и понятная тема угрозы извне, а с другой стороны, здесь показана попытка обретения себя.
  • «Мой дедушка был вишней», Анджела Нанетти. Еще одна книга для 6–7-х классов, в которой есть переживание утраты. Мы часто не знаем, что творится с детьми, что происходит в их семьях. Обсуждение произведения может стать способом выстроить разговор о внутренних переживаниях.
  • «Сахарный ребенок», Ольга Громова. К этому произведению лучше обратиться в 8–9-х классах. Действие повести разворачивается в конце 30-х — начале 40-х годов в Советском Союзе. Этот сложный исторический период редко становился предметом изображения литературных произведений, тем более для детей и подростков. Повесть позволяет начать разговор о том, как исторические события могут влиять на жизнь человека и как важно найти в себе силы преодолеть все трудности и испытания.
  • «Облачный полк», Эдуард Веркин. Произведение для 8–9-х классов, а можно прочитать и в старшей школе. Тема Великой Отечественной войны хорошо знакома школьникам по произведениям второй половины ХХ века, но повесть Э. Веркина — это произведение для современных подростков, которое совсем по-другому расскажет о том непростом времени.
  • «Где нет зимы», Дина Сабитова. Ещё одно произведение для 8–9-х классов. Автор говорит с читателем на очень важные и актуальные темы: сиротство и одиночество детей, приёмная семья и приют, дом и бездомность. Важно, что и финал произведения писательница делает светлым, дающим надежду, жизнеутверждающим.

Работать там, где тебя понимают

Двадцать лет — достаточно большой педагогический стаж, я пришла работать в школу в 2002 году, сразу после окончания университета. Сейчас я понимаю, что мой путь не был случайным, может, был даже запланирован где-то наверху: большую роль в том, что я стала учителем, сыграли те люди, которые окружали меня в течение всей жизни.

Я окончила школу № 5 города Вологды, где учителем литературы была Галина Ивановна Кондратьева. Она очень интересно рассказывала о сложных вещах: с ней я полюбила читать, благодаря ей пошла на филологический факультет Вологодского государственного университета. В вузе тоже был сильный преподавательский состав, и мне очень повезло с научным руководителем. Профессор Юлия Викторовна Бабичева занималась культурой Серебряного века, и я увлеклась этим периодом вслед за ней.

После университета я пришла работать в гуманитарно-эстетическую гимназию «Гармония». При этом в тот момент меня сложно было назвать учителем в полном смысле этого слова, ведь я прошла только несколько педагогических практик.

Хотя конечно из вуза выпускники выходят такими «большими»: «Сейчас покажу знания»

И мне снова повезло: моим наставником стала Татьяна Яковлевна Фролова. Она помогала мне со всем: с конспектами уроков, принятием зачетов, организацией занятий. Даже учила, как надо проверять тетради. Она сама часто посещала мои уроки, давала комментарии, объясняла, что и как лучше делать. О ней я всегда вспоминаю как о своем главном наставнике.

Сейчас я работаю в Вологодском многопрофильном лицее, в коллективе единомышленников: меня окружают люди, которые на самом деле увлечены педагогическим трудом. Думаю, это невероятно важно — работать там, где тебя понимают.

За помощь в расшифровке благодарим стажера Елизавету Камоза. Фото: личный архив Светланы Чернаковой