Суд над Раскольниковым и прямая линия с Воландом. 5 идей для уроков литературы

От учительницы с Крайнего Севера
5 656
Изображение на обложке: Vectorium / shutterstock / fotodom

Суд над Раскольниковым и прямая линия с Воландом. 5 идей для уроков литературы

От учительницы с Крайнего Севера
5 656

Суд над Раскольниковым и прямая линия с Воландом. 5 идей для уроков литературы

От учительницы с Крайнего Севера
5 656

Ольга Бороненко — методист Регионального центра развития образования Ненецкого автономного округа. Раньше она преподавала русский язык и литературу в школе № 3 в Нарьян-Маре и делала это изобретательно: могла превратить урок в заседание суда, пресс-конференцию или творческую мастерскую. Мы попросили её поделиться идеями и советами, как их воплотить.

1. Приходит Пушкин к Маяковскому…

Встречаются как-то два писателя — нет, не в баре, а на уроке. И спорят, какие произведения должны попасть в сборник лучших литературных текстов всех времен и народов. Или так: встречаются два поэта — и вместе ищут ответ на какой-то важный для школьников вопрос. Такие сценки с «диалогами культур» можно легко разыграть прямо на уроке. Актёры — ученики, режиссёр — учитель. Роли можно продумать заранее, а можно импровизировать прямо на занятиях.

Ольга Бороненко вспоминает, что, когда её ученики изучали лирику Серебряного века в 11-м классе, на урок явились Пушкин, Маяковский, Брюсов и Ахматова. Каждый рассказывал о своём видении предназначения поэта и поэзии. А вот Блок в тот день заболел и не пришёл.

2. Прошу всех встать. Суд идёт

Судебное заседание — ещё один неожиданный (и в каком-то смысле актуальный) формат для осмысления прочитанного. В начале урока учитель выбирает подсудимого, назначает группу ребят для сторон обвинения и защиты, объясняет, в чём заключается роль каждого из участников, и раздаёт примерный сценарий.

Со своими десятиклассниками Ольга проводила такие уроки, например, по пьесе Островского «Гроза» и по «Преступлению и наказанию» Достоевского — на скамье подсудимых были Кабаниха и Раскольников. Против Кабанихи свидетельствовал сам Добролюбов (тут почти без шансов отвертеться), а Раскольникову могло повезти — если адвокат был толковый.

3. На вопрос журналиста отвечает Воланд

Чтобы лучше понять мотивацию литературных героев, можно попробовать отождествить себя с ними — например, на импровизированной пресс-конференции или интервью. Так, в случае с «Тихим Доном» часть класса (та, которая СМИ) задаёт неудобные вопросы, остальные формулируют ответы в ролях Аксиньи, Натальи, Григория и самого Шолохова.

Похожий формат отлично подходит и для обсуждения «Мастера и Маргариты» Булгакова — ученики отвечают на вопросы и рассуждают от имени Иешуа, Мастера, Маргариты, Воланда. Кота Бегемота на подобные встречи лучше не приглашать — он всё время твердит: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

4. Книги с картинками

Ученики Ольги знают, что нарисовать можно любые эмоции, впечатления и мнения, а импульсом для них могут послужить не только произведения художественной литературы, но и теоретические материалы (визуальные заметки вообще прекрасно помогают запоминать информацию). Делать это может как один ученик, так и весь класс: по очереди или по ролям — и даже с закрытыми глазами, когда другие подсказывают.

Ученикам младших классов Ольга рекомендует придумывать иллюстрации к учебнику, символы и атрибуты к событиям, описанным в книге, рисовать один и тот же сюжет глазами людей с разными характерами, создавать логотипы произведений.

Вариант для учеников постарше — обсудить существующие иллюстрации к известным текстам. Например, когда старшеклассники изучали «Преступление и наказание», Ольга демонстрировала им иллюстрации Эрнста Неизвестного к роману. Задание — выбрать одну из работ художника, соотнести её с текстом Достоевского, прокомментировать. А потом попытаться создать собственную полуабстрактную иллюстрацию к книге.

Другие варианты — придумать с учениками герб поместья Обломовых (по всем правилам геральдики), составить схему устройства государства из романа «Мы» Замятина и нарисовать эскиз памятника Ахматовой.

5. Смотрите и слушайте

Иногда уроки Ольги Бороненко превращались в творческую мастерскую, где для осмысления книг можно использовать слова, предметы, стихи, музыку, слайды, фотографии и т. д. Цель — вызвать у школьников ассоциации, воспоминания, вопросы, и чем они неожиданнее, тем лучше. Так, перед рассказом о судьбе Мандельштама учительница включала «Аппассионату» Бетховена, а перед началом разговора о лирике Бальмонта демонстрировала «Кувшинки» Моне.

Вслед за этим начинались вопросы, которые ученики задавали учителю, себе, писателю. Перед мастерской по произведениям о ВОВ Ольга спрашивала, с каким цветом, жестом, предметом, чувством, музыкой, природным явлением ассоциируется у них понятие «война». А перед уроком по любовной лирике Тютчева дети писали на листочках, что такое «любовь», — формулировка должна была быть произвольной.

Бонус: сочинения, которые хочется перечитывать

Ольга Бороненко уверена, что после таких уроков детям гораздо легче писать творческие сочинения. Домашние задания она тоже старалась давать в разных жанрах: дневник, письмо, эссе, репортаж, рецензия. Рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» у нее — отправная точка эссе «Человек в тоталитарном государстве»; «Гроза» Островского — прекрасная основа для репортажа «Город Калинов и его обитатели»; «Мастер и Маргарита» — повод пересмотреть фильм Владимира Бортко и написать рецензию на него.

После знаменитого «суда» над Кабанихой ученики писали сочинение в форме дневника — от лица Кабанихи и Тихона, стараясь передать их отношение к одному и тому же событию. По словам Ольги, получилось честно, эмоционально, без заученных фраз и шаблонов.