Истории

«Дядя Фёдор — это проповедь о том, что надо давать детям больше свободы»

Что Эдуард Успенский говорил о своих книгах, детстве и Гарри Поттере
4 652

«Дядя Фёдор — это проповедь о том, что надо давать детям больше свободы»

Что Эдуард Успенский говорил о своих книгах, детстве и Гарри Поттере
4 652

«Дядя Фёдор — это проповедь о том, что надо давать детям больше свободы»

Что Эдуард Успенский говорил о своих книгах, детстве и Гарри Поттере
4 652

14 августа ушёл из жизни детский писатель и сценарист Эдуард Успенский. Ему было 80 лет. Он окончил Московский авиационный институт по специальности инженер, но всю жизнь писал книги и сценарии к мультфильмам. Благодаря ему многие поколения российских детей знают и любят Чебурашку, крокодила Гену, Дядю Фёдора и других персонажей. «Мел» собрал цитаты Успенского о творчестве.

1. О своих книжках

«Я человек сугубо христианский. Мои произведения — это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Я начинаю придумывать героя. Таким образом все мои книжки появились.

Крокодил Гена — это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Фёдор — проповедь «Давайте детям больше свободы». Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к родине (необязательно к государству), к учителю, ко всему живому. Их всего штук пять-шесть. Когда проповеди кончились, я начал работать на заказ. Вот последние два интересных заказа — это перевести «Карлсона» на русский».

2. О писательстве

«Я работал уже потом инженером на заводе и одновременно писал всякие сценки. <…> Потом я понял, что я не могу больше идти на завод. Я плакал, когда шёл. Три с половиной года я отработал и ушёл писать на эстраду. Но я всегда знал, что я буду писать для детей. Я не знаю, почему, но я всегда это знал. <…> Эстрада затягивает. Кажется: вот сейчас брошу писать — а тебе дают новый хороший заказ и новый заказ. И однажды Арканов, Горин отошли от эстрады, и я отошёл и стал писать детские стихи».

3. О том, как писать детские книги

«Как сказал знаменитый товарищ Лотман, детская литература — это адресованное искусство, то есть это товар, это как табуретки, которые можно попробовать профессионально [изготовить]…Так же прибор какой-нибудь, который ты делаешь — высотомер, датчик крена, датчик тангажа <…> Он требует каких-то определённых габаритов, допустим, он должен быть не более двух килограмм. Так же детская книжка не может быть [больше] „Войны и мира“. Она должна быть каких-то определённых размеров всё-таки. Дальше, когда ты делаешь прибор, ты видишь, что он у тебя больше, чем надо — ты берёшь, меняешь медную проволоку на сплавы — иридиево-серебряный — у тебя изменился размер. Всё время делаешь что-то».

4. О современной детской литературе

«Хорошие детские писатели это Стас Востоков, Артур Гиваргизов, Марина Москвина, Марина Бородицкая… Хороших имён много. Покупайте книги, читайте. Понравилось — покупайте следующую, нет — выбирайте другого автора».

5. О Гарри Поттере

«Я считаю, что „Гарри Поттер“ — книжка замечательная, многие дети вернулись к чтению. В этой книге есть то, о чём я говорил: уважение к дающему знания, уважение к родине, к семье, уважение к друзьям, к живому — все составляющие психического здоровья там имеются».

6. О том, как приучить ребёнка к чтению

«Здесь любые средства хороши, вплоть до прямого подкупа — перекладывайте страницы десятирублёвыми купюрами — прочитал определённое количество страниц — получил денежку».

7. О своём детстве

«Возможно, я разочарую моих читателей, но я не славился послушностью и был очень неприятным человеком для учителей и директора школы. Всё резко изменилось в 9 классе, когда один очень умный человек — наш завуч — поставил меня вожатым младших классов. Целый год, воспитывая третьеклассников и четвероклассников, я должен был показывать им положительный пример: не курить, не ругаться матом, хорошо учиться. Я не мог уже делать всё то, от чего предостерегал их. Такой педагогический ход помог мне измениться».

8. О прощении

«Были крупные ошибки, о них жалею, но это скорее не ошибки — это судьба. Жалею, что был очень суров со своими друзьями. Кто-то вступил в партию, и я вычёркивал этого человека из рядов друзей навсегда. Или поступок совершил какой-то нехороший — я не прощал, а нужно было прощать».

По материалам «Эха Москвы», «Российской газеты», Maximonline.ru, «Читаем вместе».