«Социальная среда многих „онажематерей“ устроена так, что младенец оказывается целиком и полностью их нагрузкой»
«Социальная среда многих „онажематерей“ устроена так, что младенец оказывается целиком и полностью их нагрузкой»
Писательница, поэтесса и журналистка Линор Горалик опубликовала в фейсбуке пост, в котором рассуждает о феномене «онажемать». По её мнению, часто люди не берут во внимание социальный статус таких женщин и ситуацию, в которой они оказываются. «Мел» приводит текст Линор Горалик полностью.
«Онажемать» — за некоторым делом пересмотрела в последнее время много артефактов, попадающихся по этому поисковому запросу. Фактически это такой жанр — демотиваторы, скриншоты, тексты, объединенные одной темой: женщина требует того, что, по мнению автора, совершенно неправомерно и неприемлемо — и мотивирует это тем, что у нее ребенок или она беременна. «Пропустите без очереди», «отдайте бесплатно», «мамочкам положено». Все эти тексты и картинки подразумевают, что вот же баба о***ла, тоже мне, ребенок у нее. И каждый раз я думаю, что тут упускаются два предельно важных момента: один — про социальный статус этих женщин, а второй — про бытовую ситуацию, в которой они оказываются.
Во-первых, мне кажется, что огромное количество цитруемых или описываемых женщин благодаря беременности и/или материнству, возможно, _впервые в жизни_ оказались в ситуации, когда они _сколько-нибудь привилегированы_ хоть в чем-то, и хотят ощутить это привилегии — хоть как-то. Многие из них, судя по описываемым подробностям, живут в крайне стесненных материальных условиях; зачастую — в абьюзивных семьях; еще чаще — в среде, которая с первых лет жизни объясняет им, что беременеть и рожать — это, во-первых, единственное, на что они годятся, а во-вторых — единственное, что способно принести им хоть какой-то социальный статус. Им не за что больше держаться для повышения своей самооценки, у них нет других механизмов самоутверждения, и это, возможно, единственный момент в их жизни (чаще всего речь идет о том, что ребенок еще маленький), когда они чувствуют, что вправе чего-то требовать от общества и ждать «особенного» отношения к себе. Требования эти бывают дикими — потому что, мне кажется, все недополученное и недобранное хочется в эту свою новоприобретенную (и краткосрочную, насколько я понимаю — с подросшими детьми ситуация меняется) привилегию упихнуть, добрать и получить.
А во-вторых, если читать внимательно, то выясняется, что социальная среда многих «онажематерей» устроена так, что младенец оказывается целиком и полностью их нагрузкой: «ты родила, ты и расти». Отец ребенка отсутствует в картине или, как заведено в определенных кругах, ни за что подгузника не поменяет и гулять с ребенком не пойдет; финансовое положение не позволяет и думать о няне; старшие члены семейства (чаще — тоже женщины) помогают или на условиях полного контроля ситуации, или с трудом помогают вообще — потому что в этой же социальной среде пожилым людям очень часто просто физически тяжело заниматься младенцем. Женщине кажется, что на нее свалился огромный, невероятный груз (даже если ребенок очень желанный и очень любимый) — и она просит и требует помощи, иногда облекая эти требования в странные формы.
Я все это к чему: читать такие демотиваторы и истории страшновато, конечно. И авторов понимаешь, и героинь очень жалко. Простите, много прочитала вот этого всего и под сильным впечатлением нахожусь.
Естественно, все люди разные — и есть просто холодные манипуляторы, действительно уверенные, что им все должны, и приводящие в подкрепление этой версии любые доводы.