Почему детский сад не должен учить выживанию, а воспитатель может не любить детей

32 417

Почему детский сад не должен учить выживанию, а воспитатель может не любить детей

32 417

Мы часто думаем, что если бы не сад, то ребёнок не узнал бы жизни. А в саду он учится отстаивать мнение, находиться в коллективе, есть и спать за компанию. Да как вообще идти в школу и потом на работу, если в сад не ходил.

Когда моему сыну еще не исполнилось и года, знакомые затеяли разговор о дошкольном образовании. «В полтора года пойдет в сад» — услышала я, и это не было вопросом. На моё заявление «до трёх лет никакого сада» у собеседников округлились глаза. Я решила стоять до конца и добавила, что вовсе не считаю садик обязательным мероприятием в жизни ребёнка. В ответ посыпались аргументы про социализацию, про вред домашних тепличных условий и про то, как тяжело моему сыну потом придётся в школе — стандартные «за» приверженцев обязательного дошкольного образования. Один из доводов запомнился мне особенно. В садике ребёнок овладевает важным для жизни умением — он учится толкаться локтями! Тогда этот аргумент стал для меня решающим — в садик точно не пойдём.

Главное заблуждение о детских садах

Главное — это непрофессионализм. Это не касается всех детских садов или только садов государственных, или коммерческих. Непрофессионализм — общая тенденция в нашем образовании, на которую влияем и мы сами.

«Ну да, говорит неграмотно, орёт иногда, но видно, что любит детей», — делится впечатлениями о воспитательнице соседка, решившая отдать своего сына в детский сад

Странное определение профессионализма — «главное, что любит». Вряд ли мы пойдём к парикмахеру, который просто любит возиться с чужими волосами или автослесарю, который просто любит авто. Не ясно, почему мы готовы отвести ребёнка к женщине, которая просто «любит детей» и понятия не имеет про возрастные особенности, с ходу может поставить психиатрический диагноз и пугает бабайкой, отказавшегося от каши.

Воспитателю, если хотите, вовсе не обязательно любить ребёнка, достаточно любить свою работу и быть способным помогать человеку расти. И при этом расти профессионально самому.

Последний тезис вызовет всплеск негодования у типичного воспитателя государственного детского сада. Расти и развиваться за «такую зарплату» он вряд ли согласится. А ещё жизнь сложная и государство во всём виновато, а дети и вовсе неадекватные пошли. И здесь возникает закономерный вопрос, хотим ли мы, чтобы рядом с нашими детьми пять дней в неделю находился такой разочарованный в жизни человек и чему он может научить? Разве что умению толкаться локтями.

Чему действительно важно научиться до семи лет

Эти слова всё же надолго засели у меня в голове, и я мучилась размышлениями — не лишаю ли я сына важного в жизни навыка. В семье толкаться локтями мы не научим, потому что сами не привыкли этого делать. А где же этому научат?

Однажды на улице ровесники моего пятилетнего сына играли в футбол. Сын попытался влиться в компанию: «Привет! Можно с вами поиграть?». В ответ услышал: «Нет! Вали отсюда». Я подошла ближе и услышала, как эти ребята общаются между собой — брань, обзывательства, злость и ненависть. Мне подумалось, что они уже давно овладели «важным в жизни навыком».

Я учила сына: «хочешь присоединиться к игре — вежливо попроси», а это не сработало. Научи я его умению без разрешения врываться в чужую игру и вздуть возмущённого лидера, мой ребёнок чувствовал бы больший успех. Но желаю ли я ему такого поведения, настолько ли жесток и несправедлив наш мир, что мы вынуждены учить своих детей теории «человек человеку волк»? Хотим ли мы жить в таком мире?

У меня нет цели убедить вас в том, что во всём виноват детский сад, что там детей учат только плохому. Но давайте посмотрим на то, что происходит.

В два-три года ребёнка приводят в группу по месту прописки. Его встречает незнакомая тётя, у которой «таких ещё 20». Возможно, у неё есть педагогическое образование, но она почему-то убеждает родителей оставить плачущего ребёнка и уходить, слово «адаптация» ей не знакомо. Потом она считает своим долгом ребёнка насильно накормить и уложить спать, не понимая, что это естественные физиологические и интимные процессы. Вечером она громко отчитывает его перед родителями за «плохое» поведение. А на вопрос, почему у ребёнка синяк, нехотя рассказывает, что он дрался с Гришей, но она не вмешивалась — пусть сами разбираются.

И всё это происходит с молчаливого согласия родителей, они не видят серьезной проблемы, они, возможно, и сами ходили в такой же детский сад

Что в этот момент происходит с ребёнком, у которого еще не разорвана связь с мамой, не сформировано базовое доверие к миру и нет четкого понимания, что хорошо, а что плохо? Он понимает: всё, что ему нужно — это выжить. А в условиях Спарты выжить можно только, если толкаться локтями. Вот и вся дошкольная педагогика.

Автор вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер разделил взросление человека на семилетние периоды. В первый период ребёнок узнаёт о доброте мира, во второй — познаёт, как мир интересен, а с 14 лет узнаёт о справедливости мира.

С рождения до семи лет ребёнок должен усвоить, что мир хороший, добрый, а люди вокруг — друзья. Речь не о том, что нужно создать тепличные условия и оградить от разочарований. Мысль относится к теории базовых потребностей, и тут мы уже обратимся к трудам Гордона Ньюфелда. Наша родительская задача, говорит этот учёный, сформировать у ребёнка базовое доверие к миру, дать понять, что у него всегда есть поддержка, что он в безопасности. Только в таких условиях человек может гармонично развиваться.

Вспомним теорию Марии Монтессори о стадиях взросления. От 0 до 3 лет — это период впитывающего разума, когда ребёнок усваивает 80% процентов необходимой ему в жизни информации, в том числе и нормы поведения. Следующий период от 3 до 6 лет Монтессори называла «строитель себя». В это время ребёнок познает своё тело, его границы, своё место в этом мире и только начинает осознавать себя частью общества.

Гуманисты ничего не говорят о необходимости развивать навыки выживания в обществе ребёнку-дошкольнику. Наоборот, подчеркивают уязвимость этого периода и важность безопасности, принятия и доверия, что в будущем станет фундаментом личности ребёнка.

Почему же родители продолжают соглашаться со средневековыми методами воспитания в детских садах и молча поддерживают эту систему по производству несчастных, запуганных и одиноких людей, готовых в любой момент выставить локти?

Чему может научить детский сад, созданный профессиональными педагогами

Детский сад — это не значит плохо, детский сад — это выбор: государственный или частный, традиционный или альтернативный, домашний. Главное — люди, которые останутся с ребёнком наедине: как они говорят, как себя ведут, какие ценности несут.

Сад может научить действительно важным вещам

  • Уважению к своим и чужим границам,
  • Соблюдению правил группы,
  • Умению помогать младшим, учёбе с помощью старших,
  • Работе в команде,
  • Принятию других, осознанию, что все люди разные (особенно эффективно, если детский сад инклюзивный),
  • Отстаиванию своей точки зрения,
  • Способности выбирать и нести ответственность,
  • Умению попросить помощь у другого и дружить,
  • Знанию, что можно обижаться, но получать поддержку,
  • Умению ошибаться,
  • Радости за другого,
  • Сочувствию.

И если не относиться к детскому саду, как камере хранения, то и спрос будет другой. Тут мы вспомним и про формирующуюся личность, и про фундамент, и про доверие к миру. И пристальнее начнём смотреть на воспитателя, прислушиваться к тому, что он говорит. И наконец научимся выбирать лучшее для своего ребёнка. Возможно, и мир тогда начнёт меняться к лучшему, а умение толкаться локтями станет архаизмом.