5 проблем педагогов: что мешает школе стать современнее
5 проблем педагогов: что мешает школе стать современнее
Современные школьники хотят учиться, не просто читая учебник, а взаимодействуя с новыми знаниями с помощью гаджетов. Наш блогер Марина Рунович вместе с коллегами разрабатывает методики геймификации современной школы. Она делится своими наблюдениями о том, с какими проблемами сталкиваются учителя при введении инноваций, и рассказывает, как их решить.
Ученик заходит в класс, открывает на айпаде свои задачи, выполняет их и объединяет результаты с группой одноклассников, чтобы в конце урока презентовать общую работу и получить оценку на основе отзывов всего класса. Включая тех, кто занимается удаленно. Оценка повлияет на его уровень в школьной игре. Так может выглядеть урок в стандартной школе через несколько лет: классическое школьное образование от звонка до звонка устарело.
Пример выше — один из вариантов нового подхода. Чтобы вовлечь детей в учёбу, а саму учёбу превратить в единый процесс, а не изучение отдельных дисциплин, в школах внедряют нестандартные образовательные методики, инструменты и подходы. Например:
- STEAM — подход к проектированию содержания образования. Он объединяет пять научных областей (наука, технология, инжиниринг, искусство и математика) и фокусируется на применении полученных знаний на практике.
- Подход 4К направлен на развитие у детей коммуникации, креативности, критического мышления и способностей к командной работе.
- Геймификация позволяет внедрить игровые механики (соревнование, легенду, вознаграждения) в учебный процесс. Например, Classcraft превращает обучение в ролевую онлайн-игру, в которой очки даются за достижения на уроках. Причём использовать их можно как онлайн, так и офлайн. Например, получать за баллы возможность задать учителю вопрос на экзамене — в особенно трудный момент.
Ещё один пример цифрового инструмента — Happy Numbers. Он помогает первоклассникам учить математику с помощью искусственного интеллекта, который даёт личные инструкции и задания каждому ученику. С помощью этого сервиса почти все ученики одной школы стали набирать минимум 35 из 48 баллов в тесте по математике. До внедрения программы большинство набирали только девять баллов.
На пути у внедрения новых методик и технологий возникают проблемы, в основном у учителей. Топ-5 препятствий, которые мешают преподавателям:
1. Учителя не понимают, зачем это нужно
- «Если бы мне не платили за это дополнительно 10 000 рублей, я бы никогда не стала этим пользоваться»
- «Если дети будут всё время играть, когда им учиться?»
- «Если они достанут телефоны на уроке, то никакого урока не получится»
Такое мы нередко слышим от учителей. Часто они воспринимают инновации как очередную нагрузку сверху и не понимают, как одновременно заниматься нововведениями и придерживаться учебного плана. Неудивительно, что на технологии они выделяют время «для галочки», и учебный процесс никак не меняется.
Решение. Чтобы повысить мотивацию учителей, можно предложить им самим стать учениками и попробовать новые платформы и методики. Вот одно из игровых упражнений, которое используется при обучении в формате 4К:
- Учителя смотрят на старую географическую карту и данные исторические факты (напоминает ЕГЭ по истории, правда?);
- Ищут информацию в интернете;
- Определяют, настоящая это карта или подделка.
Мы обсуждаем их идеи и на примере ответов отмечаем — вот креативность, вот критическое мышление. Так они лучше понимают, что под этим имеется в виду и как им направлять собственных учеников на уроке.
Любопытно, что иногда учителя сталкиваются с теми же проблемами, что и сами ученики. Например, из-за консервативного школьного образования им сложно представить, что есть задания, где нет правильного ответа. Мы помогаем учителям меняться и вместе с ними приходим к тому, что важен не поиск правильного алгоритма, а сам процесс.
После такого личного опыта учителя с большей охотой применяют новые методики к учебному плану. В идеале для этого им нужна постоянная методическая поддержка.
2. Учителя не подготовлены к сопутствующим сложностям
Научиться использовать новые платформы и методики — это полдела. Проблема в том, что в классе никогда не получится гладко начать ими пользоваться.
Вот пример одной учительницы, которая решила использовать программу для опросов и квизов Kahoot!. При регистрации каждому участнику в классе нужно было ввести свой ник, половина из которых оказалась нецензурными. Всё это отразилось на общем экране и взбудоражило класс. Почти весь урок ушёл на то, чтобы уговорить детей не шалить.
Ещё одна сопутствующая сложность — плохое или недостаточное оснащение школ
Не хватает компьютеров, мышек, розеток для личных ноутбуков или хотя бы интерактивных досок. Даже если нужное оборудование есть, обычно его используют для отдельных специфических занятий или для открытых уроков.
Иногда и сами ученики не могут справиться с техникой: учитель вынужден быть не только педагогом, но и техническим консультантом. Тут не спасает даже свой ноутбук: персональная техника — это персональная помощь, на которую уходят ценные академические минуты.
Решение. Учителя не привыкли закладывать время на такие осложнения, поэтому мы обучаем их планировать урок с учётом этих проблем и вместе пытаемся предсказать реакцию класса. Это хорошо помогает преподавателям: так они смотрят на урок глазами детей и понимают, что сами в их роли испытали бы похожие затруднения.
Нужно сделать учеников частью образовательного процесса, а не просто получателями знаний. Стоит обсуждать вместе ними новые правила цифровых инструментов и игр: например, проговорить, за что в Classcraft будут сниматься и начисляться баллы и какие «наказания» и «поощрения» они хотели бы иметь. Пусть дети решают вместе с учителем.
3. Инновации внедряются сверху
Сейчас государство и крупный бизнес активно участвуют в создании цифровых экосистем для школ, но сервисы, которые внедряются сверху, не всегда можно поменять по запросам учителей. Пока все электронные системы в школах не слишком гибкие, и это превращает их в обузу.
Решение. Нужна синергия: люди, создающие платформы, должны быть готовы меняться вместе с учительским сообществом, исследовать их запросы и предлагать новый функционал. Тогда получится построить систему, которая действительно поможет учителям развиваться.
4. Учителя занимаются инновациями в одиночку
Если инновации не внедряются на уровне школы, ими крайне тяжело пользоваться на уроках. Вот почему:
- не у кого спросить совета и не с кем обсудить находки и ошибки;
- появляется нездоровая конкуренция: ученики приходят после интересного урока с проектной работой на следующий, но там их ждёт традиционная система, а они уже не хотят заниматься молча и поодиночке, учителя винят в этом коллег;
- без поддержки мотивация у учителей просто исчезает, и они сами перестают пользоваться новыми технологиями и методиками.
Решение. Когда мы обучаем учителей, то всегда стараемся заниматься с ними в командах — в каждой около пяти учителей. Это создаёт ощущение сотрудничества и мотивирует учителей на то, чтобы и после обучения работать над новыми вещами совместно. На поддержку администрации мы повлиять не можем, но для решения этой проблемы она тоже очень важна: необходимо выделять время, следить за процессом, объединять учителей.
За рубежом для этого используют отдельный метод профессиональных учебных сообществ (Professional Learning Communities), который стимулирует учителей работать сообща. Самые развитые сообщества устраивают полезные встречи, придумывают вместе новые материалы, делятся опытом. Их работа позволяет улучшить результаты учеников: в одной из школ Огайо за год учителя придумали план действий, который повысил средний балл по математике на 36%.
5. Учителям негде искать информацию
«Это всё хорошо и интересно, но с чего мне вообще начать?» — такой вопрос останавливает многих учителей. Под рукой у них нет ресурсов, на которых можно было бы изучить новые методики или прочитать про конкретные кейсы, а потом адаптировать это под себя и использовать на уроке. Читать зарубежные блоги могут не все, поэтому педагоги оказываются в своеобразной изоляции.
Решение. Мы советуем нужные ресурсы и просим учителей рефлексировать свой опыт, а потом делиться им с коллегами. Вот успешный и простой пример: учительница описывает свой опыт создания игры PowerPoint. А вот наш любимый список блогов:
- Блоги на «Меле», где учителя пишут о своей жизни, рассуждают на актуальные темы и делятся «рабочими штучками»;
- Блог в инстаграме, в котором учительница русского и литературы не только рассуждает на актуальные темы и дискутирует с подписчиками, но и даёт дельные советы в своей области;
- Две американские учительницы делают обзоры на новые детские книги, пишут о поэзии и общаются с подписчиками по теме;
- Блог учителей и учеников, в котором они дискутируют на разные темы не только в формате текста, но и с помощью видео и подкастов;
- Американский блог, куда учителя выкладывают лайфхаки по разным предметам и учат друг друга, как работать с техникой и программами;
- Дети и плети — канал про современных детей;
- Незаслуженный учитель России — работает в школе, делится инсайдами с учителями истории;
- Учитель русского — рассказывает не только про школу, но и про правила русского языка;
- Блог Марии Дмитриевны (geek teachers), где она рассказывает про Classcraft и другие цифровые инструменты и технологии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Flickr (Judit Klein)