«Тётя, которая „долбит“ программу»: что не так с музыкальными школами

15 012

«Тётя, которая „долбит“ программу»: что не так с музыкальными школами

15 012

Почему дети идут в музыкалку? Либо сами захотели на чём-то играть, либо (чаще всего) родители их отводят. Ведь это так интересно и полезно! Но в современном музыкальном образовании немало проблем, сталкиваясь с которыми, дети, даже вопреки мнению родителей, бросают школу, недоучившись. О них наш блогер Ольга Федосенко поговорила с бывшим преподавателем музыкальной школы.

Я поговорила с Людмилой Сергеевной, бывшим преподавателем теории музыки в алма-атинской консерватории им. Курмангазы о проблемах начального музыкального образования ДМШ (детских музыкальных школ) Казахстана. Она попросила меня не упоминать её фамилию, так как опасается давления в профессиональной среде.

О проблемах музыкальных школ

В музыкальных школах концентрируются на том, чтобы ребенок один раз идеально выучил и сыграл. Но необходимо развивать логическую память детей. Если ребенок не знает историю и эмоциональное содержание произведения, оно забудется уже через неделю-две.

Да и зацикливаться только на классике не стоит. Надо обязательно вводить современные направления. Это то, что сейчас звучит и что люди слушают, значит это нужно знать. Проблема в том, что сложно найти профессионалов, которые еще и захотят преподавать. Наконец, к классу четвертому-пятому уже понятно, кто будет дальше заниматься музыкой, а кто — нет.

Не надо заставлять ребенка заниматься серьезно, если он этого не хочет. Нужно создать два отделения: профессионального музыкального образования и любительского.

О преподавателях

В своей книге «Искусство быть собой» Владимир Леви писал, что преподаватель должен одновременно быть воспитателем, надзирателем, актером, режиссером — очень универсальным человеком. Надзирателем приходится быть иногда, чтобы предотвратить списывание. Лучше пусть ребенок получит плохую оценку за задание. Хороший учитель поймет, что ему оно не дается и поможет преуспеть в другом, чтобы компенсировать полученный балл.

А вообще, если дети не понимают того, что объясняет учитель, он должен объяснять по-разному до тех пор, пока все не поймут

Надо знать и чувствовать подход к каждому ученику. Еще педагогу категорически нельзя сравнивать одного ребенка с другим. Сравнивать можно только предыдущие успехи ребенка с его нынешними. Тогда у детей будет индивидуальная стимуляция роста, и они захотят стараться.

Часто преподаватели «дрессируют» детей перед конкурсами. Ребенка учат, где играть громче, где тише. Его выразительности здесь нет. Это тетя (педагог) за него придумала эмоции, а не он. Яркому ученику не дадут играть так, как он хочет. В итоге, выиграет тот, с кем тетя «долбила» программу дольше всех.

О новых подходах

Не надо заставлять детей играть монотонные гаммы и этюды. Чтобы было яркое и живое обучение, сам педагог по специальности (уроки игры на каком-либо инструменте) должен быть суперэрудированным человеком. Преподаватель должен рассказывать ребенку историю произведения и его автора, чтобы он смог понять настроение мелодии. А когда ребенок еще маленький, надо разучивать все в игре и не заставлять его слишком много всего учить, чтобы не потерял интерес.

Про мотивацию

Ребенку в начале нужно дать самим выбрать свой инструмент. Например, родители могли бы сводить сына или дочь в музыкальную школу и показать, как играют дети, которые уже умеют. По-другому ребенок и не поймет, на каком инструменте хочет играть. Надо еще самим школам себя показывать, устраивать концерты, куда смог бы прийти каждый. В конце года можно все-таки попасть на отчетный концерт в школе. Туда и нужно вести ребенка, чтобы познакомить с ДМШ.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Фото: Dmitri Ma / Shutterstock