А у грачей — депрессия: на успеваемость влияют не только учителя
А у грачей — депрессия: на успеваемость влияют не только учителя
Когда мы говорим о проблемах российских школ, то обсуждаем программу, расписание, зарплаты учителей, количество учеников в классах. Что угодно, но не внешний вид здания и кабинетов, в которых дети проводят 11 лет жизни. А наш блогер Настасья Мордвинцева считает, что дизайн — одно из важнейших условий для формирования мотивации к учебе.
В классе звенящая тишина. Из дырявых деревянных окон, заклеенных скотчем, дует ледяной ветер. Ты думаешь о булочке на дне своей сумки, а нужно — о «Грачах» Саврасова. Молишься, чтобы никто не услышал, как урчит в желудке. Тут ещё одноклассник с недолеченным насморком сопит под руку. Преподаватель смирно сидит через парту, окидывая взглядом всю комнату, как пантера, готовая наброситься на вас в любой момент.
Так, что там у грачей? Тоска, меланхолия, депрессия. Два предложения наскребла. «Время истекло, сдаём работы», — неожиданно раздаётся недовольный голос в начале класса. А просили-то десять предложений. Начинается возня, перекрикивания, скрежет. За считанные секунды, под «кто не сдаст прямо сейчас, получит кол» (сказала бы я, где ваш кол видела) дописываешь ещё строчку. Ну и чёрт с вашими грачами: зато сейчас поешь и отогреешься у батареи в рекреации.
Вот так я училась в школе. Подобные «неудачи» кувалдой били по самооценке. Я списывала их на свою медлительность, ненасытность и прочие грехи. И только сейчас, вспоминая те годы, ассоциирующиеся с продрогшими руками и постоянным желанием скорее покинуть здание, начинаю осознавать, что дело было вовсе не во мне и не в одноклассниках. А в среде, в которую нас поместили взрослые.
К вопросу о среде: на днях я узнала, что есть такой феномен, как дизайн учебного пространства. Существуют компании, которые специализируются на этих самых learning environments. Например, датская Rosan Bosch Studio. Когда впервые видишь их проекты, ощущаешь примерно то же, что и при взгляде на картину Саврасова. Не потому что архитекторы разносят школьную территорию, оставляя лишь голые деревья по периметру. А потому что становится досадно от того, что в твоей школе такого не было (и будет ли?).
Только посмотрите на планировку от RBS! За счёт объединённого пространства дети могут чувствовать себя свободнее, живее. Они не обременены физическими ограничениями, создающими атмосферу жёсткого контроля и постоянного дискомфорта. У ребят есть всё, что нужно, чтобы сосредоточиться на выполнении учебных задач. Одни садятся вместе за круглый стол, кто-то сидит на подоконнике наедине с собой, другому комфортно на пуфиках.
Организм школьника в таких условиях концентрируется не на поиске ресурсов для выживания в небезопасной среде, а на поиске решения интеллектуальной задачи. Он может пересесть, сделать зарядку, перехватить крекер — в общем, удовлетворить любую потребность своего мозга и организма. Только получив такую необходимую свободу, он сможет придумать и создать что-то по-настоящему своё, живое и тёплое. Только тогда он сможет эволюционировать.
А то, что художник должен быть голодным и жить в простоте и холоде, — это миф. Комфорт и осознанная (!) свобода не балуют мозг и не замедляют мышление! Но, к сожалению, большинство из нас научили думать наоборот.
Рассматривая проекты Розан Бош и слушая, с каким воодушевлением и искренней заинтересованностью она рассказывает о смелых идеях своей студии (Бош выступала с докладом на EdCruch), я удивляюсь и радуюсь за ребят, ради которых совершаются такие рискованные попытки изменить мир к лучшему. Неосознанно проецирую картинку на школы, в которых училась сама. Накатывает волна горечи за несправедливость в отношении себя и одноклассников. Начинаю сравнивать. Ну а что сравнивать-то: ведь Дания — страна относительно богатая, а мы почти что выживальщики, куда тут думать о дизайне в школе! Это была первая мысль, пришедшая на ум, когда я села писать этот текст.
Но потом я поняла, что продвинутые и нетривиальные кейсы школьного благоустройства необходимы также, как и способы образования детей в целом. Особенно это касается школ в далёких от столицы городах (в одной из которых училась я).
Ведь для организации достойного учебного пространства необязательно рушить и строить заново (на это у нас, конечно, нет средств). Достаточно поменять логику работы с уже имеющимся: переставить столы, перекрасить стены, включить классическую музыку на уроке, открыть дверь в класс — что угодно в пределах возможного, чтобы сделать жизнь детей хоть немного приятнее и проще. Очень хочется, чтобы моё поколение новоиспечённых взрослых наконец-то обратило внимание на этот важный вопрос и превратило школы в приятное место, куда детям действительно захочется возвращаться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.