VR/AR-технологии: как мотивировать поколение Z учиться

VR/AR-технологии: как мотивировать поколение Z учиться

Детей уже не удивишь ни планшетами, ни интерактивными досками. Чтобы удерживать их внимание на уроке, приходится всё время придумывать что-то новое. Наш блогер Каролина Подплртко рассказывает, как VR-технологии могут изменить мир образования, сделать физику понятнее, а историю — нагляднее.

Помните ли вы то время, когда цифровые технологии ещё не были неотъемлемой частью жизни, а единственным голубым экраном в доме был телевизор в гостиной? Если да, то, скорее всего, вы не представитель поколения Z.

Современных молодых людей называют «цифровыми аборигенами», ведь они буквально родились с аккаунтами в социальных сетях, растут с технологиями в каждой комнате, экранами в родительском автомобиле, торговом центре и даже в собственном кармане. Цифровой мир настолько встроен в их повседневную жизнь, что становится почти необходимым для восприятия мира, коммуникации, учёбы и самовыражения. По мере взросления этого поколения возникают вопросы о способах взаимодействия с ними и создании комфортной среды: где им хочется работать, как нравится учиться, общаться и эффективно развивать свои таланты?

Цифровая подача знаний — зачем это?

Интерес к познанию мира и новой информации свойственен абсолютно всем детям. В возрасте 10–15 лет человек становится довольно самостоятельным и в этот период с особенным интересом усваивает вещи, необходимые для выживания среди таких же, как и он. В этом возрасте подростков ещё мало интересует политика и экономика, но они уже стремятся использовать все возможные технологии, которые повышают эффективность действий или позволяют им выделиться на фоне сверстников.

Вот только «цифровым детям» совсем не обязательно тратить часы на поиски ответов на свои вопросы: всё максимально доступно, а особенно в зоне действия Wi-Fi. Чтобы узнать, как устроена звезда, подросток с большей вероятностью задаст вопрос гуглу или сири, чем будет пытаться найти ответ в учебнике по астрологии. Это ведь интереснее, проще и экономит время

Но есть и другая сторона широкого распространения технологий. Часто вместо похода в музей или театр подростки предпочитают смартфон, а живое общение со сверстниками они с лёгкостью меняют на переписку в социальной сети или онлайн-игру.

Говорить, что современные дети массово потеряли тягу ко всему неизвестному, было бы неправильно, но мир вокруг них всё же стал другим. Насыщенная информационная среда имеет и плюсы: они быстро анализируют большие объёмы информации, имеют широкий кругозор, креативное и свободное мышление. При этом школьники не лишены самостоятельности, авантюризма и любознательности. Им интересно пробовать новое, несмотря на возрастные ограничения или правила безопасности.

Какой ребёнок скажет, что ему неинтересно знать, как работает двигатель автомобиля, образуется молния или почему испаряется вода из чашки? Все эти явления, как и сотни лет назад, увлекают молодых людей, но изучать сложные процессы по схематичным картинкам в учебниках школьников приходится заставлять.

Проблема в том, что даже видеофильмы и 2D-картинки на интерактивных досках не всегда способны надолго удержать и сфокусировать внимание школьника, ведь в фото и видео современные дети уже не видят ничего необычного. Всё дело в формате.

Современным подросткам легче усваивать информацию привычными им способами — такими, как их любимые программы: Snapchat, Vine или YouTube

Сегодня преподаватели и родители, чтобы увлечь современного ребёнка, должны овладеть искусством цифровой подачи знаний, вводить в обучение новые, актуальные для поколения форматы.

Так что же делать?

Наполнить школьные классы знаниями в интересном детям формате сегодня позволяет виртуальная реальность.

Во-первых, технологичный метод подачи знаний мотивирует подростков к обучению и повышает степень вовлечённости в образовательный процесс. Виртуальная реальность — отвечающий духу времени инструмент, который сам по себе вызывает интерес у детей и подростков. Кроме того, в VR-очках дети не отвлекаются на посторонние раздражители и оказываются полностью вовлечены в изучаемую тему.

Во-вторых, иммерсивная среда подогревает любопытство и желание детей проделать сложные действия или провести опыты самостоятельно. Таким образом, природный интерес к знаниям будет поддержан и удовлетворён без риска взорвать школу, сломать что-то или пораниться. А возможность воплотить провести эксперименты благоприятно сказывается на процессе запоминания новой информации.

В-третьих, VR-формат упрощает объяснение сложного материала: погружает школьников внутрь сложных процессов или явлений, уменьшает их до размера молекул или знакомит с историческими персонажами. Реалистичные и яркие впечатления также способствуют запоминанию.

В четвёртых, VR-очки с образовательным контентом — прекрасный способ, чтобы стимулировать ребёнка к самостоятельному изучению предмета, когда нет возможности заниматься с преподавателем. Например, во время школьных каникул, продолжительной болезни или вынужденных поездок во время учебного года.

Кроме того, VR-проекты масштабируются на сколько угодно человек и позволяют унифицировать тестирование, сделав его максимально объективным.

Некоторые учёные считают, что технологии способны заставить пользователей мыслить нестандартно и креативно, развивая мышление

Например, смоленские учёные изучили показатели креативности при работе с VR-технологиями и сделали интересные выводы. Оказывается, трёхмерное изображение в виртуальной реальности не только повышает процент запоминания, но и оказывает воздействие на характер мыслительного процесса.

Обучающие программы, созданные в VR, прежде всего стимулируют мышление человека. Эксперименты доказали, что VR способствует прогрессивному формированию как процессуальных, так и операциональных характеристик мышления, а также развивает формы мыслительной активности. Это влияние в итоге сказывается на более успешном решении испытуемым задач и на повышении креативности, стимулирует процессуальные характеристики мышления.

Не так давно проводилось исследование, чтобы выяснить результативность применения VR-технологий для развития эмоционального интеллекта. Для этого 52 студентов СПбГПМУ разделили на равные группы: одна был основной, а другая  —  контрольной. Группам показали один и тот же ролик, но в разных форматах: основной  —  в VR, а контрольная посмотрела обычное видео.

Выяснилось, что основная группа эмоционально реагировала на просмотр симуляции «Эмпатия», а интерес к происходящему всё время возрастал. У испытуемых контрольной группы интенсивность переживаний снижалась по мере просмотра. Результаты говорят о повышении интереса к происходящему во время просмотра контента в VR-формате и снижении в период просмотра материалов в привычном 2D-формате.

А как быть с реальной коммуникацией?

Умение общаться со сверстниками и учителями активно закладывается у детей в школьном возрасте, а потому вопрос «Не будет ли VR-формат препятствовать развитию навыков коммуникации?» очень популярен среди преподавателей и родителей.

На самом деле VR-уроки, как правило, занимают лишь часть реального занятия (10–20 минут) и наиболее часто применяются в сложных для объяснения моментах. В этом случае у учителя в начале урока есть время на введение в тему, а у детей в конце занятия — для того, чтобы обсудить проделанную работу.

Реальных учителей никто не пытается заменить VR-очками — речь идёт только о дополнении уроков VR-контентом

Интересно, что VR-уроки, которые на первый взгляд изолируют детей друг от друга, на самом деле могут способствовать коллаборативному обучению. VR-разработчики провели пилотные уроки по подготовке к ОГЭ в школах Владивостока, Москвы и Санкт-Петербурга. После индивидуальных проб и ошибок в VR-среде дети активно вели диалог, обсуждали необычный урок, вспоминали и рассказывали друг другу правила, рисовали на доске, объясняли возможные причины ошибок.

Какие предметы школьники хотят изучать в VR?

VR отлично подходит для изучения как гуманитарных, так и естественных наук. В первом случае это виртуальные экскурсии, языковые тренажёры или диалоговые симуляции (например, общение с историческим персонажем). Во втором случае это всевозможные опасные эксперименты и опыты, зрелищные природные явления.

Что бы хотели изучать сами подростки в VR-формате? Чтобы ответить на этот вопрос, мы спросили самих подростков и молодых людей. Опросили 28 человек (10–26 лет) в рамках фестиваля науки, кино и новых технологий «Старкон» после того, как продемонстрировали им VR-урок по физике. Для многих пользователей этот опыт нахождения в иммерсивной среде был первым.

У гостей фестиваля спросили, какие ещё предметы им было бы интересно изучать в VR-формате. В первую очередь мы предложили им выбрать, хотят они отправиться в будущее или в прошлое. Всего 7 из 28 человек ответили, что хотели бы оказаться в прошлом. Остальным интереснее было бы изучать будущее.

На вопрос «Какие именно уроки вы бы хотели изучать в VR?» предложили молодым людям варианты ответа: ОБЖ, история, математика или свой вариант. Наибольшее число голосов (13) набрал вариант «история», пять человек проголосовали за ОБЖ, четверо — за математику, а остальные шесть предложили свои варианты: биология (3), химия (1), физкультура (1), ИЗО (1).

Всех участников исследования также спросили, с какими, на их взгляд, ограничениями сталкиваются учебные заведения при желании внедрить VR/AR. Среди вариантов ответов: нет устройств для воспроизведения контента, учителя не всегда поддерживают такие решения или свой вариант.

Мнения разделились: 14 из 28 пользователей выбрали первый вариант («нет устройств»), а 11 человек обвели вариант «учителя не всегда поддерживают такие решения». Два человека выделили финансовую проблему. Один пользователь отметил, что «у школ недостаточно финансирования и нет средств для приобретения техники и технологий», второй написал: «У школ нет денег». Ещё один человек затруднился ответить.

Почему за виртуальной реальностью будущее?

Виртуальная и дополненная реальность — достаточно новые технологии. При этом за рубежом технологии VR/AR распространяются активными темпами — гораздо быстрее, чем в России. Особый интерес к такму обучению проявляют в Китае и США. Например, только в Штатах, по данным 2018 года, VR-проекты официально внедрены в порядка 20% всех образовательных учреждений страны (в вузы и школы). По Китаю данных нет, но эта цифра там может быть ещё выше.

Виртуальная реальность позволяет совместить практику и теоретический базис, а также проверить знания учеников во время практических работ. Школьник может выбирать контент в зависимости от склонностей и интересов, но траектория его обучения запрограммирована заранее: преподаватель точно знает, с какой информацией ученик уже ознакомился. При этом система автоматически оценивает знания и умения каждого из учеников, прошедших VR-урок.

Таким образом поддерживается и развивается естественная для детей особенность — интуитивно двигаться вперёд, создавать смысловые узлы на собственной карте исследования предмета. Такая стратегия обучения формирует самостоятельность у детей и подростков, а интересный контент подталкивает их к изучению предмета.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.