Скрытые смыслы «Смешариков»: пасхалки, которые дети не заметят, а родители оценят

47 499

Скрытые смыслы «Смешариков»: пасхалки, которые дети не заметят, а родители оценят

47 499

«Смешарики» — универсальный мультфильм и для малышей, и для школьников, и даже для родителей. Почему? Рассказывает наш блогер Ирина Ударова.

1. Пасхалки

Я считаю, «Смешарики» — это постмодернизм. Философия постмодерна основана на постоянном использовании отсылок, аллюзий и пасхалок. В мультсериале часто можно заметить отсылки на шедевры кинематографа (например, «Война миров» в начале серии «Виноватый») и искусства (например, картина «Джоконда» в серии «1001 гвоздь»). Интересно и то, что серии здесь не связаны между собой, а финал очень часто остается открытым — это позволяет зрителям самим додумать концовку и прийти к собственным выводам.

2. Разговор о религии

Смешарики точно верят в богов. Мне кажется, в их мире боги — это аниматоры. Например, в серии «Право на одиночество» Бараш обращается к «силам небесным» с просьбой оставить его одного. Волшебным образом его желание сбывается. В этом и состоит магия их мира, магия мультипликации, в которой можно с нуля создать свой мир со своими правилами. Обратите внимание на серию «Два волшебника»: в конце выпуска мы видим белое пространство — Бараш и Нюша могут сами стать аниматорами, создателями, возведя свой мир из ничего, с чистого листа.

3. Знакомство с искусством

В серии «Реалист» Кар-Карыч и Лосяш рисуют пейзажи: первый рисует по-своему, второй хочет, чтобы его картина была максимально приближена к реальности. Из-за разных точек зрения смешарики поспорили, картину каждый нарисовал по-своему. В конце серии Лосяш понимает, что его работа — это все-таки не объективный пейзаж, к которому он так стремился, а его представление. Смешарики дают маленьким (и не очень) зрителям понять, что цель искусства — не отразить реальность, а показать взгляд художника на неё.

4. Размышления о смысле жизни

В серии «Смысл жизни» Бараш осознает, что познать смысл всех вещей невозможно. А потом появляется точка зрения, что смысл вещи заключается лишь в том, как мы ее используем. В мультике, кстати, часто можно встретить отсылки не только к фильмам и искусству, но и к произведениям философов. Например, в этой серии вы точно услышите цитаты Камю.

5. Отсутствие добра и зла

Как такового добра и зла в «Смешариках» нет. Герои, как и дети, совершают очень разные поступки, но их не осуждают, потому что в вещах, где мы видим зло, есть лишь недостаток добра. Смешарики учатся, стараются делать правильный выбор, и готовы нести ответственность за выбор неправильный. Все плохие поступки совершаются ими по незнанию.

6. Смотреть на вещи с разных сторон

Здесь можно сравнить две серии: «Право на одиночество» и «Без никого». В этих сериях создатели говорят об одиночестве: в первой Барашу все мешали писать стихи и он попросил «силы небесные», чтобы те подарили ему это одиночество. Он тут же оказывается на необитаемом острове. Сначала ему все нравилось, стихи писались легко, но потом, когда Бараш захотел их кому-то показать, он понял, что вокруг никого: никто не увидит его стихи и поэмы. Бараш впадает в депрессию и апатию. Но все хорошо заканчивается: его спасают друзья.

А вот серия «Без никого» показывает другую сторону одиночества. В этой серии Ежик отправляется в темный-темный лес: его пугает каждый шорох и каждая букашка. Зато потом ему открываются синее небо с яркими звездами — Ежик понимает, как ему, одному, наедине с природой, может быть хорошо. В «Смешариках» показывают, как важно найти ту самую «золотую середину» — в любых вопросах.

7. Первая любовь

В серии «Роман в письмах» Бараш боится признаться Нюше в любви, поэтому начинает писать ей письма. Его это так захватывает, что смешарик перестает общаться с настоящей Нюшей и с головой погружается в сочинение эпистолярного романа. В итоге он влюбляется в выдуманный образ Нюши.

В итоге зритель может сделать два вывода: своими чувствами важно делиться с настоящими людьми, а влюбляться в созданный в воображении образ — не лучшая затея.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.