Долой снобизм: 9 причин перестать презирать фанфики

Они нужны и полезны детям
8 653

Долой снобизм: 9 причин перестать презирать фанфики

Они нужны и полезны детям
8 653
Фрагмент обложки фанфик-книги Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Фото: Wikimedia Commons / Татьяна Anforumeru / CC BY-SA 4.0

Уверены, вы знаете, что такое фанфики. Если вдруг нет — это произведение, написанное по мотивам другого, вдохновленное им. Фанфики ругают за подражательство, низость стиля, называют «дешевой писаниной», но подростки любят этот жанр. И наш блогер, журналист и преподаватель Элена Гваришвили, рассказывает, что мир фанфиков не такой уж плоский, как многим представляется.

Я спрашиваю учеников, что они читают в свободное время, и 90% класса сознаются, что периодически почитывают и пописывают фанфики. Сознаются нехотя — это считается маргинальной литературой, guilty pleasure, а особенно категорично настроенные считают, что фанфикшн — удел сумасшедших. Как учитель, которому важно, чтобы ученик развивался творчески и познавал мир вокруг, я никогда над ними не хихикаю — фанфикшн так фанфикшн.

Можно сколько угодно причитать о безнравственности и кустарности этого явления, но причитания эти бесплодны: фанфикшну больше сотни лет, он будет жить, пока жива культура и пока у людей не отнялось воображение. Более того, в нем пользы даже больше, чем стыда и вреда. Разбираемся, почему писать и читать фанфики не стыдно, а даже полезно.

Фанфики были всегда

Фанфикшн — явление эдакой «недолитературы», по-снобски призираемой серьезными авторами. Оно опирается на два столпа: фанатскую любовь к чему угодно (fan) и писательство (fiction). По сути, любое произведение фанфикшна — ода любимым героям, неважно, выдуманные они или вполне себе реальные.

Вспомните, когда вы в последний раз читали хорошую книгу, смотрели увлекательное кино или томно вздыхали, глядя на любимого актера, с мыслью «А вот бы меня туда». Даже не отнекивайтесь — было, мы знаем. И было во все времена, когда была жива поп-культура.

Поклонницы романов Джейн Остин пачками придумывали к ним продолжения, вписывая себя в истории писательницы. Великие сестры Бронте не гнушались литературными фантазиями о герцоге Артуре Уэлсли — реальном человеке, между прочим. Роман Маргарет Митчел «Унесенные ветром» имеет продолжение в виде двух книг, написанных разными людьми, изданных и прочитанных широкой аудиторией — чем не фикрайтерство.

Познание мира и себя

Французский философ Ролан Барт говорил о «важности читательского приключения», замечая, что «чтение служит проводником желания писать», и это полная правда. Некоторые истории настолько заражают эмоцией и поглощают своими мирами, что волей не волей ты жаждешь там оказаться. Например, одни из самых популярных фандомов в мире — «Шерлок Холмс» и «Гарри Поттер». Это значит, что миллионы людей со всего света, влюбляясь в миры Конан Дойля и Джоан Роулинг, вписывают себя и новых персонажей в эти придуманные реалии.

Это здоровый способ познания мира: прописывая новые сценарии и сюжетные повороты, юный автор опирается не только на первоисточник («канон», как он называется), но и на свой экзистенциальный опыт. Как истинный взрослый автор, он вспоминает истории из своей жизни, он осмысливает их через бумагу, он прописывает конфликты, задумываясь о них и анализируя. Даже если на выходе они получаются поверхностными и плоскими, это не значит, что он не размышлял о том, что писал. Попробуйте прочесть рассказ авторства 13-летнего и рассказ 17-летнего: разница в сюжетах, проблематике, героях на лицо. Каждый автор осознает себя и свое окружающее, облекая его в форму фанатской литературы.

Комьюнити

Демографические исследования самого большого сайта фанфикшна в мире — FanFiction.Net — показали, что 80% его пользователей — подростки от 13 до 17 лет. С этим у многих педагогов и родителей возникает проблема: возраст, когда, по их мнению, ребенок должен учиться, он тратит на чтение и написание ширпотребных историй сомнительного содержания. На самом деле, фанфикшн для подростка — еще и способ стать причастным к чему-то большему.

Оказаться принятым в некую группу — очень важный этап подростковой социализации. Не всегда эта группа находится в пределах доступности, иногда за ней надо сходить в интернет и найти единомышленников — свой фандом, людей, которые любят то же, что и ты, с которыми ты сможешь говорить на одном языке. Это ли не счастье.

Надо сказать, что фандомы, как правило, сообщества дружелюбные, друг друга поддерживающие даже в трудных ситуациях. Все начинается с общей любви к группе BTS, а заканчивается душевной связью и советами о том, как быть со своей первой любовью и с непониманием родителей. Этот мир, где почти отсутствует осуждение и много любви, критически важен, даже если он мимолетен и перестанет существовать для ребенка, как только он перерастет свою фанатскую любовь.

Решение конфликтов

В этом же возрасте вполне нормально желание убежать от конфликтного мира в другой — поуютнее да поприятнее. А если такового нет, почему бы его не придумать и не слить свое напряжение туда. Часто фанфики могут быть крайне мрачными и депрессивными как раз потому, что помогают ребенку спровадить своих демонов, прописать их, поделиться ими с соратниками. Ребенок пишет про Драко Малфоя и Гермиону Грейнджер, описывая депрессию, абьюз, алкоголизм. «Забудьте о лайках, давайте поговорим. У кого-то из вас были абьюзивные отношения? Если хотите, поделитесь со мной в личке, и я применю это в истории», — пишет автор одного из фанфиков про тяжелую любовь.

Комментарии не заставляют себя ждать: девушки делятся и активно друг друга поддерживают

Стоит ли бояться, что ребенок сам — депрессивный алкоголик в зачатке или что он таким станет, если всего этого начитается? Вряд ли. А вот то, что ему дискомфортно, что таким образом он пытается осмыслить конфликт в собственных первых отношениях, в своей семье или среди своих друзей — это вероятно. И об этом уже можно поразмыслить. Многие фикрайтеры признаются, что, когда их одолевает грусть и тоска, они сублимируют ее в фанатские истории и им становится легче.

Развитие сексуальности

Еще один нюанс, который пугает и возмущает взрослых, — сексуализация этих историй. В мире фанфикшна существуют возрастные рейтинги, все как завещал наш закон «О защите детей от информации, причиняющей их вред и здоровью». Авторы добросовестно маркируют свои произведения, большинство из них, правда, все же оказываются с рейтингом NC-17 — для лиц старше 17 лет. На самом же деле, в эротических очерках нет ничего вредного. 78% авторов на том же сайте FanFiction.Net — молодые девушки, познающие свою сексуальность и учащиеся ее каким-то образом выражать.

Подростковая сексуальная энергия, обычно смутительная, направлена в конструктивное творческое русло. Откровенные эротические сцены помогают девушкам смелее говорить о сексе и обсуждать обычно табуированные темы, а это полезно для психологической стабильности. Более того, как правило, сексуальные сцены в фанфике не просто схематичны, в них заложены чувства и глубокая эмоциональная составляющая, так что не совсем справедливо называть это простым литературным порно.

А что делать с обилием гомосексуальных сюжетов и откуда они берутся? Есть мнение, что это своего рода подсознательный бунт против патриархальных устоев, женщины присваивают мужчинам качества, традиционно порицаемые в патриархальном обществе, изучая новые грани гендерных ролей. Одними из первых задокументированных слэш-сюжетов были истории из фэнзинов о «Звездном пути», в которых мачо капитан Кирк часто вступал в связь со своим помощником Споком.

Волноваться, что ребенок пишет и читает «порно», немного преждевременно. Надо понимать, что в этом возрасте интерес к своему телу и гормональный бунт неизбежны. И все-таки не весь фанфикшн эротический, а тот, который описывает сцены секса, делает это куда безобиднее и вдумчивее, чем настоящее порно.

Сильные героини

Как правило, юные писательницы проецируют себя в любимую вселенную, срисовывая героиню с себя любимой и дополняя ее какими-то желаемым качествами. Такое авторское альтер-эго в мире фикрайтерства называется «Мэри Сью», и обычно это сильная героиня, преодолевающая неуверенность в себе, внутренние конфликты и зависимости.

Автор состоит в диалоге с самим собой через эту Мэри Сью, что помогает ему поверить в свои силы. Часто это девчонка по соседству, поначалу ничем не примечательная, но нравственная, умная, быстрая, способная на многое, умеющая ставить цели. Такие простые типажи находят отклик в сердцах читателей и помогают поставить себя на место главной героини, поверить, что и в них заложена прыткость, сила и красота.

Это проецирование и делает фанфикшн таким привлекательным. А когда появляется такая сильная героиня, для написания которой автору приходится осознать себя, свои приоритеты и стремления, меньше становится типичных и даже губительных сюжетов по типу Золушки. Им уже неинтересно, чтобы их спасал принц, они ищут себя и ждут уважения от мужских персонажей.

Литературный опыт

Фанфикшн — пожалуй, самый бескорыстный и сильный литературный порыв, который может случиться с молодым человеком. По своему признанию, практически все мои ученицы что-то пишут: прозу, эссе, стихи, дневники. Потребность выплескивать мысли на бумагу для подростка, голова которого идет кругом от обилия не очень понятных событий вокруг, велика. Фанфики — один из способов реализации этой потребности. Они пишутся в свое личное время, авторы могут тратить на это часы, иногда забывая пообедать, укладываясь спать под утро, шлифуя своих героев и сюжетные повороты.

Это ли не продуктивная страсть, в отсутствии которой мы часто обвиняем детей? Она самая! Даже если сюжет кажется стыдным и потом никогда не будет жить за пределами фандома, сам литературный опыт составления слов в предложения, а предложений — в прозу очень полезен. Он обогащает словарный запас, заставляет искать интересные ходы, задумываться о символизме, о логике. Многие так увлекаются, что пишут огромными литературными формами: романами, трилогиями, сериями — это уже серьезный ход, не каждый взрослый осилит такую ответственность.

А если почитать комментарии к произведениям, вы удивитесь, какая порой там разворачивается взрослая литературная дискуссия

«Твоя героиня меня вдохновляет, она такая сильная, но я не совсем понимаю мотивацию остальных героев, не могла бы ты раскрыть ее подробнее», — такого рода комментариев много, и они подталкивают и автора, и читателя анализировать.

Другая часть комментариев, как правило, — это ободряющие слова, похвала, признания в любви автору и героям и истории о том, как фанфик помогает пережить трудную и грустную минуту. И будьте уверены, ваши дети знают, что это не настоящие персонажи, даже если герои фанфика — какие-нибудь певцы или актеры. Они прекрасно понимают, что сами себе придумали их образы — для удовольствия и от большой любви.

Способ учиться

Другой важный механизм, который запускает фанатская любовь — страстное, жадное любопытство. Преданный поклонник нацелен на то, чтобы изучить мир, в который он влюблен, досконально, чтобы побродить по его уголкам, дополнить темные пятна, узнать о нем все и даже больше.

Когда вы чем-то страстно увлечены, вы легче учитесь и запоминаете. Известное дело: языки проще учить по любимым фильмам или песням, потому что так это уже не безликие предложения со страшной грамматикой, а нечто, с чем у вас сформирована эмоциональная связь. Вы охотнее инвестируете свое время и чувства в героев, которые вам близки. А значит, на примере любимых фандомов можно учить и объяснять.

Ассоциативное мышление будет связывать материал, который вы доносите, с кумирами, и его куда легче будет запомнить. Попробуйте ребенку, влюбленному в «Звездные войны» объяснить механику на примере «Тысячелетнего сокола» — запомнит, как миленький. Если вы боитесь, что ребенок ничем полезным не интересуется, попробуйте зайти с другой стороны: узнайте его фанатские чаяния.

Материальный потенциал

Смеяться над низкопробностью фанфикшна можно сколько угодно, но мир увидел несколько известных писательниц, которым удалось заработать деньги и популярность именно благодаря своему увлечению. Самый известный на сегодняшний день пример — это, конечно, «50 оттенков серого», которые начинались как фанфик на сагу «Сумерки», а выросли в самостоятельное произведение и целое движение с толпами фанатов.

Качество этой литературы посредственное, но, если мы говорим о том, что подростковое увлечение может стать дорогой в успешную жизнь, это идеальный пример. Есть еще одна писательница, выпустившая огромное количество young adult книг, — Кассандра Клэр. Начала она с того, что написала хитовую фанфик-трилогию о Драко Малфое из «Гарри Поттера» и «Секретные дневники Братства Кольца» по «Властелину колец» и стала широко известна в фандоме. Смех смехом, но «Трилогию о Драко» The Time назвали «жемчужиной такого высокого качества, которая приумножает ценность книг о Гарри Поттере», «Секретные дневники» The Telegraph окрестили «культовой классикой». Переработав свои истории, Клэр сделала успешную карьеру в подростковой литературе. Amazon, например, вынашивают план системы, которая поможет фикрайтеру монетизировать свои работы.

Фанфикшн, каким бы он не казался смешным, поверхностным, стыдным и пошлым, игнорировать невозможно. Это явление часто присутствует в поп-культуре: одна из героинь популярного мультфильма «Закусочная Боба» постоянно пишет фанфики и ничуть этого не стесняется. В культовом молодежном сериале «Эйфория» показали сцену, основанную на фанфикшне по группе One Direction. И таких примеров наберется масса. Бояться того, что ваш ребенок пишет или читает фанфики, не стоит. Он при деле, даже если оно кажется вам дурацким. Он познает мир и себя, пусть и таким неортодоксальным способом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.