Как сделать школу пространством защищённых прав

Четыре «Д» для российского образования

Как сделать школу пространством защищённых прав

Четыре «Д» для российского образования
Кадр из фильма «Ханна Арендт»

Школьники сегодня отлично знают свои права, а благодаря смартфонам о нарушении этих прав вмиг может узнать весь интернет. Но люди, которые считают, что «жалеть розги — портить ребёнка», по-прежнему работают в школе. Как найти компромисс? Российской школе помогут 4 «Д» — совсем как одной европейской стране в прошлом столетии.

Северодвинский инцидент, оказавшись в хрониках всероссийских изданий, прыжком выскочил из тесного манежика провинциальных новостей и превратился в повод для широкой дискуссии, касающейся каждого. Её причина — не только в том, что через школу как социальный институт проходят все граждане нашей страны, в той или иной форме сталкиваясь с самыми разными методами поддержания дисциплины.

Случай в школе № 19 демонстрирует, как сражается тренд на формирование «пространств безопасности», где к правам и чувствам относятся с трепетным пониманием, со стремлением сохранить и преумножить жёсткость социального контроля над подрастающим поколением.

За первым трендом технологии, позволяющие любые нарушения этики сделать достоянием общественности. Ведь кадры, на которых учительница ударяла детей скакалкой, попали в сеть благодаря однокласснице последних. За вторым — общественное мнение, привыкшее обвинять жертву в её собственных страданиях, видящее в человеке, облечённом властью, источник авторитета и до сих пор отказывающее в признании за некоторыми группами прав быть услышанными, защищёнными и морально одобряемыми.

Около 60% участников группы «Северодвинск life» оправдывали поступок педагога, ставя на подростков вообще клеймо ленивых наглецов, а на девушках в частности — половых распутниц. Между тем среди молодых россиян подобные взгляды считаются не просто ретроградством, а настоящим вредительством собственному народу.

Ведь фактическая травля и без неё изрядно пострадавших приводит к замалчиванию страданий и закреплению круга насилия, в душащей обстановке которого молодёжь жить уже не может. Долго ли будет существовать такая ситуация? Отступит ли в споре «розги и смартфона» одна из сторон? Или же неминуем болезненный раскол?

Раскол предотвратим, хоть и не без усилий с обеих сторон. На мировую шли стороны, противоборствовавшие и по более серьёзным вопросам. Однако многим пришлось отказаться от прежних методов, чтобы придумать новые способы регулирования социальных институтов. И всё же обе стороны оказывались благодарны друг другу за такие отказы — совсем как Германия с её четырьмя «Д» после II Мировой войны.

Российской школе нужны свои четыре «Д»: дестигматизация, деэйджинизация, девиктимизация и деизоляция. Навешивать ярлыки, чтобы лишний раз не тратить энергию на выстраивание социальных связей — любимое занятие нашего мозга. К сожалению, это приводит к стигматизации — формированию стойких негативных представлений об определённых группах людей, которые наш мозг рассортировал по этим группам по довольно сомнительным признакам.

Дальше — больше: формальная и неформальная власть в своём стремлении к усилению начинает «питаться» теми, кто в эти группы попал, высасывая из оболочек негативных стереотипов личности. Но рано или поздно, когда слабые кончатся, такой власти придётся искать внутренних врагов и потихоньку пожирать себя.

Выход — при появлении признаков «социального неблагополучия» смотреть на истоки проблемы и проявлять деликатность, акцентируя внимание не на признаке, а на личности.

Одним из, пожалуй, наиболее стойких проявлений навешивания ярлыков в школе является эйджизм. Это неудивительно — ведь принцип иерархичности и соподчинения в учебном заведении коррелирует с возрастом. С одной стороны, эйджизм опасен тем, что, будучи усвоенным в школе, он проникает в семью, на работу и другие социальные институты. С другой стороны, каким образом завоевать авторитет у учащихся, чтобы не навредить учебному процессу? Выход в учёте жизненного опыта — у каждого индивида он разный, и с высоты возраста (как молодого, так и зрелого и пожилого) не всегда кажется окружающим достойным внимания. Интерес к опыту означает интерес к самой личности, очищенной от ярлыков.

Девиктимизация вытекает из предыдущих двух пунктов. Над теми, в ком видишь прежде всего человека, а не социальную роль, надзирать, думается, возможно. Но наказывать, осознавая, что навязываешь себе подобному роль жертвы, в подобной ситуации намного труднее.

Проблема в том, что практически все обитатели школьного микросоциума ощущают себя жертвами обстоятельств — и непременно «смягчающих». В результате каждый принимает как законную данность своё право на насилие как в отношении «угнетателей», так и в отношении «люмпен-пролетариата». Однако дорога из такого Равенсбрюка ведёт исключительно в Нюрнберг, который банальности зла не прощает — совсем как Ханна Арендт.

Что делать? Знать и помнить свои права недостаточно. Их нужно соотностить с теми, кто выше и ниже тебя. Желательно — без «тревожного звонка» из внешнего социума вроде дискуссии о северодвинской учительнице. Тем не менее первое время такие звонки необходимы — поскольку, как ни крути, внешний социум должен знать, как и какими средствами формируют его членов.

Не только знать, но и реагировать. По-другому общественные институты, к сожалению, пока взаимодействовать не научились. Потому обмен информацией — постоянный, налаженный, воспринимаемый как что-то естественное необходим. Это и называется деизоляцией. Всего четыре «Д», а какие перспективы.