«Вы все мне врали!». Почему опасно насаждать веру в Деда Мороза

Особенно для аутичного ребёнка
2 828

«Вы все мне врали!». Почему опасно насаждать веру в Деда Мороза

Особенно для аутичного ребёнка
2 828
Кадр из мультфильма «Дед Мороз и лето». Союзмультфильм, 1969 год

Многие дети и взрослые просто не представляют себе новогодних праздников без Деда Мороза (ну и Снегурочки, конечно). Это неотъемлемый атрибут праздника. Так ли важно, что, позвзрослев, дети поймут, что это просто вымышленный персонаж? Наш блогер с синдромом Аспергера уверена, что сломленная вера в чудо — это жестоко и несправедливо. Особенно если речь об аутичном ребёнке.

Представьте себе человека, потерявшего веру. Веру в сверхъестественное существо, на которое этот человек привык полагаться, с которым связывал свои самые сокровенные мечтания и которое так часто ассоциировалось у него со счастливыми и радостными моментами жизни. Были времена, когда ради этого существа он старался быть хорошим, когда с нетерпением ждал от этого существа ответа и делился этим нетерпением со своими родными, которые укрепляли в нём веру. Теперь эти времена остались позади.

Что должен чувствовать человек в тот момент, когда он с удивительной ясностью осознал, что этого сверхъестественного существа нет на свете? Не просто нет — его никогда и не было. Вера близких, служившая опорой, на самом деле была притворством. Они притворялись, потому что не воспринимали этого человека всерьёз.

Что же этот человек чувствует, что чувствовали бы вы, вдруг оказавшись на его месте? Ярость, опустошение, отчаяние, желание закрыться от всех и вся? Может быть, вы, как и я, даже не можете описать это словами, но готова поспорить, что вы не хотели бы оказаться на месте этого человека.

Если понятие веры вам не близко, представьте себе другую ситуацию. С детства все вокруг говорят вам какую-то чушь о сверхъестественном персонаже, которую вы ну никак не можете воспринять всерьёз. Эта чушь настолько абсурдна, а вера в неё настолько несвойственна вам, что иногда вам кажется, что окружающие сошли с ума.

Или, возможно, с ума сошли вы, раз все вокруг кардинально противоположно воспринимают этот мир и происходящее в нём? В общем, продолжать нет смысла — думаю, эти две роли «неверующих» вы тоже не хотели бы примерить на себя.

Все эти истории — верующего, потерявшего веру, неверующего, которому кажется, что все вокруг сошли с ума, и неверующего, которому кажется, что с ума сошёл он, — достаточно печальны и драматичны. Они вполне могли бы лечь в основу психологического триллера или научно-популярной книги о религиозной травме. Смотря, в каком виде их бы подали.

Вот только писала я сейчас не о религии. Не о вере в Бога или в богов. Я о Деде Морозе. Да, да, об этом знакомом нам с детства персонаже

Дедушка Мороз, Санта-Клаус, Святой Николай или как там его называли в вашей семье.

Вам смешно? Вам кажется, что я нагнетаю, раздуваю из мухи слона?

«Разве можно сравнивать веру в Бога с верой в какого-то красноносого деда с подарками?» — можете спросить вы.

И я отвечу — да, можно. Знаете ли вы, что за веру в Бога и за веру в Деда Мороза (так же, как и за веру в гадания, любые сверхъестественные явления или даже за веру в реальность происходящего) отвечают одни и те же психологические механизмы?

При этом вы, возможно, не думаете о том, что эти механизмы связаны с доверием к тому, кто стал источником веры, то есть с доверием к вам. Пытаясь заставить своего ребёнка поверить в несуществующего героя, вы рискуете его верой в правдивость ваших слов.

Вы можете возразить, что ожидание Деда Мороза добавляет в праздник особые чудесные нотки. Возможно, так оно и есть. Но стоит ли рисковать реальным доверием ребёнка, вашими реальными отношениями с ним и его психикой ради несуществующего чуда?

Несколько лет назад я и сама думала, что рассказала бы своему ребёнку о Деде Морозе как о реальном человеке. Я сама довольно быстро и легко перенесла осознание того, что Дед Мороз нереален, и почти сразу поняла, что это игра. У меня и у самой были воображаемые друзья, так что мне нравились такие игры. Только было немного неприятно, что меня не предупредили с самого начала о том, что Дед Мороз — воображаемый друг. Но я простила это взрослым, потому что сама иногда начинала говорить о воображаемых друзьях так, будто они существуют на самом деле. Поэтому я была уверена, что всем детям так же легко было свыкнуться с нереальностью этой «дедоморозной» эпопеи, как и мне.

А потом я узнала о множестве детей, которые искренне верили, что Дед Мороз существует, и которые были ужасно разочарованы, когда узнали, что это не так. Нет, не просто разочарованы — им было по-настоящему плохо. Они испытали все те чувства, которые обычно испытывают взрослые люди, потерявшие веру. И единственная причина, по которой религиозная травма считается более серьёзной, чем травма, нанесённая детям, узнавшим, что Деда Мороза не существует, заключается в эйджизме — предрассудках, основанных на возрасте человека.

Просто чувства и проблемы детей в нашем обществе считаются менее важными, менее «настоящими», чем чувства и проблемы взрослых

Эйджизм настолько укрепился в нашей культуре, что люди начинают верить, что их серьёзные детские переживания были «глупой ерундой» — даже если потом им приходится разбирать эти проблемы у психотерапевта. Или, в крайнем случае, винят во всём свою «детскую психику», а не взрослых, которые поступили с ними так, как они вряд ли поступили бы со своим ровесником.

Ещё я встречала детей (в основном аутичных, потому что я сама аутичная и больше всего взаимодействую и работаю с другими аутистами), которые переставали доверять своим родителям после историй о Деде Морозе. Они жутко боялись этих историй и «сказочных» подарков, потому что просто НЕ МОГЛИ поверить в фантастическую историю о сказочном деде.

И это действительно страшно — жить среди людей, которые говорят вам, что чёрное — это белое, а дважды два — пять. Не просто жить среди них, а ещё и полностью зависеть от этих людей. Это нечто из Океании Оруэлла.

В таком мире вы перестаёте доверять всем или теряете доверие к собственному восприятию, а иногда и то, и другое вместе.

Итак, что же делать? Ввести запрет на Сант и Дедов Морозов?

Не думаю. Не вижу смысла в таких радикальных методах, тем более что для многих детей и взрослых эти персонажи стали важной и неотъемлемой частью зимних праздников.

Так что… просто будьте честными. Расскажите детям, что Дед Мороз (или Санта) — сказочный герой.

Расскажите, что он может стать их воображаемым другом, который будет приносить им подарки, которые на самом деле будете покупать вы

Что это просто такая праздничная традиция, которая нравится многим детям и взрослым. К сожалению, многие взрослые недостаточно серьёзно относятся к чувствам детей и говорят им о том, что Дед Мороз существует на самом деле, поэтому в разговоре с другими детьми надо обсуждать эту тему осторожно.

Предупредите ребёнка о том, как могут отреагировать его сверстники, если он расскажет им, что Деда Мороза не существует на самом деле. Ведь он может этого не понимать (особенно аутичный ребёнок).

Если же вы уже рассказали ребёнку о Деде Морозе как о реальном человеке — что же, не поздно всё исправить. Во всяком случае, пусть он лучше узнает правду от вас, чем от сверстников или детей постарше, которые будут дразнить его за «веру в сказочки».

Правда — очень полезная вещь. Для людей всех возрастов и нейротипов, но для аутичных детей — особенно. Традиции ни при каких условиях не должны ставить под удар психическое здоровье и доверительные отношения.

Счастливых и правдивых вам праздников!