«Девочка, гроб на колёсиках уже едет по твоей улице!». Почему дети так любят страшилки

11 012

«Девочка, гроб на колёсиках уже едет по твоей улице!». Почему дети так любят страшилки

11 012

Дети обожают фильмы и мультики о привидениях, ведьмах и оборотнях, а ещё любят рассказывать друг другу страшные истории. Особенно в подходящей обстановке. Наверное, все помнят страшилки про гробик на колёсах, который уже стучит в дверь, красное пятно, которое невозможно стереть, и бегущие по стене зелёные глаза. Так почему жуткие истории так популярны у детей? Анна Сивакова разбирается, есть ли у родителей повод для паники.

Кто-то знакомился с детскими страшилками на ночных посиделках в пионерском лагере, кто-то — по книге Эдуарда Успенского «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы». Некоторые сюжеты даже взрослому человеку кажутся жутковатыми, так почему же страшилки так популярны у детей? И стоит ли паниковать, если ребёнок читает страшные истории, да ещё пересказывает их сверстникам?

От сказки до страшилки

Страшилки как жанр современного детского городского фольклора приобрели популярность в 60–70-е годы прошлого века. Эдуард Успенский, выпустивший повесть по мотивам детских мистических историй, считал, что детский «страшный» фольклор стал в том числе реакцией на существовавшие ранее сталинские репрессии: тот самый гроб на колёсиках и автобусы, убивающие пассажиров, были метафорами знаменитых «чёрных воронков» НКВД.

И всё же, вероятнее всего, страшный городской фольклор появился гораздо раньше, но не был зафиксирован или изучен исследователями, поэтому сведений о нём сейчас практически не сохранилось.

Страшилки рассказывались в компаниях: на дачах, в детских пионерлагерях, дома в отсутствие взрослых. В основе истории — необычные происшествия в семье, приводящие к беде покупки или находки, встречи с непонятными существами. Главные действующие герои — обычные дети. Часто демоническими существами в детском фольклоре оказываются неодушевлённые предметы (перчатки, куклы, занавески, портреты).

Впрочем, ноги у страшилок растут из гораздо более ранних времён. Элементы ужасов есть во многих знаменитых детских сказках. Достаточно вспомнить пугающие произведения братьев Гримм («Гензель и Гретель», «Можжевеловое дерево»), Андерсена («Красные башмаки», «Девочка, наступившая на хлеб»). В русских народных сказках немало историй про мертвецов, которые ночью встают из могил, колдунов и ведьм с отрубленными руками.

Исследовательницы детского фольклора О. Гречина и М. Осорина отмечают, что страшилки соединяют в себе «традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребёнка». Также можно наблюдать влияние детективного и фантастического жанров.

Этот родной и пугающий дом

Все дети любят придумывать истории, а про что лучше всего фантазировать, как не про свой дом, в котором они проводят большую часть времени? Кто-то каждый вечер перед сном рассматривает рисунок на стенах или пятнышко на потолке и сочиняет свою историю.

Многие дети младшего возраста придумывают воображаемых друзей, невидимых остальным, наделяют душой игрушки. Это добрые персонажи

Но есть и пугающие вещи и места: кладовки, антресоли, чемоданы, шкафы, картины. О них мало известно (например, есть комната, куда нельзя заходить или вещь, которую нельзя брать), поэтому они внушают страх, там может случиться что-то ужасное.

Если для ребёнка младшего возраста его родители — защитники, то в отсутствие взрослых в доме всё меняется. Вылезают чудовища, привычные вещи приобретают новые очертания. Как и ночью, когда каждая тень таит в себе опасность и все предметы начинают жить своей жизнью.

Появляется тревога, она может усиливаться, если при этом нет близкого контакта с родителями: ребёнка часто оставляют одного, ругают, отвергают. Эти страхи находят отражение в страшилках. Всё самое ужасное в них, как и в воображении ребёнка, случается, когда он остаётся дома один, без родных, беззащитный перед иррациональным злом.

Польза страшных историй

По мнению современных психологов, в рассказывании детских страшилок нет ничего опасного для психики ребёнка. Популярность детского страшного фольклора обоснована, и такие истории имеют важное значение для становления и развития ребёнка.

Некоторые литературоведы, например, С. М. Лойтер, считают, что страшилки благодаря своей структуре обладают поучительной, воспитательной функцией: предупреждение (бабушка запретила покупать чёрное пианино) — нарушение (чёрное пианино всё-таки купили) — наказание (пианино чуть не убило внучку). Вывод — надо было слушать бабушку. Стоит отметить, что иногда истории описывают противоположную ситуацию: взрослые не прислушиваются к детским опасениям, и это приводит к беде.

Психотерапия

Юнгианская психотерапевт и исследовательница Кларисса Пинкола Эстес в своей книге «Бегущая с волками» объясняет, что сказки и предания обладают терапевтическим эффектом. Притом чем более жестока сказка, тем сильнее исцеляющий эффект для читателей.

Озвучивая страхи среди своих сверстников, дети уже делают первый шаг к их преодолению: не только переживают пугающую ситуацию, но и учатся работать со своим страхом. С одной стороны, ребёнку страшно, а с другой, он знает, что это просто игра. Он понимает, что не одинок, что его окружают другие дети, которые также испытывают волнение и страх. Это придаёт силы и снижает степень остроты переживаний.

Как замечает исследовательница детской психологии и детского фольклора Мария Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», в страшилках личные переживания детей «постепенно становятся материалом коллективного детского сознания».

Рассказывая пугающие истории в компании, дети переживают совместные чувства страха, удивления, облегчения, общие сильные впечатления

Страшилки позволяют проявить фантазию, научиться контролировать эмоции. Часто дают возможность проявить свой талант рассказчика тем детям, которые обычно остаются в стороне во время игр. Для них это возможность завоевать внимание группы, заслужить уважение других детей.

Всему своё время

Психологи сходятся во мнении, что детям даже полезно немного пугаться. Даже необходимо, ведь страх — естественное человеческое чувство и дети должны учиться работать с ним и преодолевать его. А вот всяческое ограждение малыша от неприятных тем, страшных явлений и событий, которых в жизни множество, может привести к тому, что ребёнок вырастет совершенно к ним не подготовленным.

Но, во-первых, страшилки должны быть дозированы, а во-вторых, подходят они только для определённого возраств. В 7-11 лет как рассказывать, так и слушать такие истории — интересно и захватывающе. Детей помладше страшилки могут не на шутку напугать и даже нанести вред их психике. А 12-летние, например, уже не воспринимают жуткие истории всерьёз.

Другое дело, если прочитанная или услышанная история вызывает сильный страх у ребёнка. У слишком чувствительных и впечатлительных детей даже после страшной детской сказки могут появиться бессонницы, ночные кошмары. По этой причине не стоит пугать детей бабаями и страшными дядьками, которые забирают тех, кто плохо себя ведёт.

Новое воплощение страшных историй

В 2000-х страшилки обзаводятся новым поджанром — крипипастой. Это мистические псевдореальные истории, появившиеся в сети и нередко связанные с интернетом. В современных страшилках на смену классическим историям про пиковую даму, чёрный автобус и кровавые босоножки приходят новые сюжеты и персонажи: картинки и видео, посмотрев которые, якобы можно сойти с ума, истории о проклятых мобильных телефонах, фотоаппаратах, компьютерных играх. Особое место занимают зомби, ведьмы, маньяки, клоуны, покойники, вампиры.

Часто в историях также содержится предостережение: чтобы не попасть в руки к опасным существам, необходимо закрывать на ночь окна и двери, слушать старших, не ходить гулять в одиночестве. Тем не менее, крипипасту уже сложно причислить к детскому фольклору, поскольку в сочинении новых историй активно принимают участие как подростки, так и взрослые (как правило, это воспоминания о чём-то мистическом из детства).

Современных детей всё так же привлекают ужасы и страшные истории. Как и сказки, они играют важную роль в развитии ребёнка. Страшилки заслуживают того, чтобы быть в жизни детей, но по возрасту и в разумном количестве.