Как говорить с детьми о смерти
Как говорить с детьми о смерти

Как говорить с детьми о смерти

Почему важно рассказывать ребёнку, что это — ещё одна часть нашей жизни

Ирина Беляева

7

18.01.2017

Картина Франц Хеннингсен "Похороны", 1883 год

Мы все очень любим наших детей, мы хотим видеть их счастливыми и наполненными всей радостью, которая есть в этом мире. Эта любовь заставляет нас создавать вокруг ребёнка стерильный пузырь, в котором нет ни печалей, ни страстей. Мы не творцы этого мира — и жизнь приходит к детям сама. И наш родительский долг не только в том, чтобы попробовать уберечь ребёнка от бед и страданий, но и рассказать, что всё это неизбежно встречается в нашей жизни.

В жизни есть смерть, и она приходит внезапно. Мы осознаём свою конечность в достаточно раннем возрасте. Вопрос «Мама, а ты когда-нибудь умрёшь? А я?» ребёнок может задать уже в трёхлетнем возрасте. И он непременно застанет нас врасплох. Как говорить о смерти? Что говорить о смерти? Как уберечь самого дорогого человека от страданий?

Для начала нужно разделить вопросы на два типа. Иногда это просто «исследовательское поведение». Интересно, почему светит солнце, как растут деревья, что папа делает на работе, а зачем нужны кладбища, а когда людей закапывают, им не страшно? На такого типа вопросы мы можем легко отвечать, рассказывая о традициях, о том, как принято прощаться в нашей культуре. Можно съездить на кладбище к родственникам. Что совсем не обязательно, но и не запретно. А вот на похороны детей стоит брать, как следует подумав. Смогут ли они вместить и переварить то огромное море человеческих эмоций, которое обрушится на них в подобной ситуации? Часто простых бесед о традициях бывает достаточно, и тут главное — не слишком увлекаться.

Совсем по-другому стоит строить беседу, если перед ребёнком встал экзистенциальный вопрос осознания смерти — своей и дорогих ему людей. Как всегда, первое правило — честность. Но что же мы можем сказать?

1. Смерть — это глупо

Так называется детская книга американской писательницы и художницы, которая вышла в серии «Ordinary Terrible Things» («Обычные ужасные вещи»). Автор говорит с детьми о смерти, опираясь на собственный детский опыт переживания ухода бабушки. Часто мы пытаемся назвать ребёнку несуществующие причины смерти близких: «она устала», «она отправилась в лучший мир», «за ней пришли ангелы». Но все это кажется ребёнку неправильным и нечестным. Ведь он мог предложить бабушке помощь, и она отдохнула бы, и чем, в конце концов, родной внук хуже ангелов, раз она его бросает ради них.

Возможно, в смерти нет никаких дополнительных смыслов, она просто есть, но бездонное чувство одиночества, которое остаётся в нас после расставания с близкими, можно заполнить. Причём какими-то очень конкретными и вещественными деяниями. Автор предлагает варианты, как продлить жизнь бабушки: можно продолжать ухаживать за её садом, сделать красивую табличку с её именем, можно хранить коллекцию марок папы или носить одежду брата. Мы — продолжение жизни тех, кто ушёл.

Взрослые часто пытаются назвать ребёнку несуществующие причины смерти близких, но подобные объяснения кажутся ребёнку неправильным и нечестным

2. Смерть — это такое правило и нам нужно это знать

Именно так ответил один девятилетний мальчик на вопрос «Что такое смерть?». Правило нельзя отменить. Нужно просто знать, что она есть, и дальше жить с этим. Принятие идеи смерти — достаточно сложный вопрос для взрослых. Мы, существующие со знанием своей конечности, пытаемся как можно меньше думать об этом.

Дети очень часто рано начинают бояться смерти и разговоров о ней, потому что мамы неосознанно передают свой взрослый страх, основанный на личном травматическом опыте

Хорошим советом всем родителям будет разобраться со своим отношением к нашей конечности. Дети своими вопросами и запросами дают нам ещё один шанс стать чуть более осознанными. Иногда маленькие дети чувствуют себя в ответе за уход близких. Ведь ребёнок со своей эгоцентричностью часто считает себя центром мира и первопричиной всего происходящего. В таком случае не лишним будет обратиться за сторонней помощью, сходить к профессионалу. В своём горе мы часто просто не в состоянии отследить чувства и эмоции близких.

3. Смерть — это грустно

Это всегда про расставание, про несбывшиеся мечты, про чувство пустоты и одиночества, про несправедливость мира, про фактор случайности и про собственную беспомощность. И каждый раз, когда нам выпадает такой жребий, мы упираемся в стенку, которую не сможем ни преодолеть, ни разбить. Всё, что остаётся, принять этот факт и выплакать его.

Единственным рецептом здесь может быть — выплакать слёзы тщетности, связанные с осознанием неотвратимости смерти. Кто-то проливает их в пять лет, кто-то в десять, кто-то в 13. Но хорошо, если рядом есть плечо любящего и понимающего человека. Дайте ребёнку побыть с этой мыслью и выплакать её, не бойтесь слёз, но будьте рядом.

Не обязательно ждать, когда ребёнок столкнётся со смертью в жизни. Можно тренировать наши эмоции и страхи, проживая жизнь героев книг и фильмов, оплакивая потери литературных персонажей, скорбя над судьбами жителей мифов и легенд. Не стоит увлекаться и специально собирать «Топ-10 самых душераздирающих сцен мировой художественной литературы», чтобы качественно подготовить потомка к ударам судьбы. Но и специально беречь детей от книг с печальным концом не надо: хотим мы или нет, в жизни есть место слезам, страху и печали.

При смерти близкого человека ребёнку нужно побыть с этой мыслью и выплакать её, а взрослому необходимо просто быть рядом

4. Смерть — это рулетка

Это то, что приходит неожиданно. Мы не можем предсказать точно день и час нашей смерти и, к сожалению, не можем честно пообещать «никогда не умирать» маленькому сыну или дочери, который в свои четыре года только что открыл для себя факт смертности. Но мы можем дать надежду. Не стоит обманывать и убеждать в том, что мы бессмертны. Но всегда можно рассказать, как много лет у нас впереди. А наука не стоит на месте, медицина развивается, и что будет через 10-20-30 лет, никто не знает. Вы знаете? Я тоже не знаю. Говорите правду, но дарите надежду.

5. Смерть — это естественно

Это то, что случается с каждым из нас в конце пути. Андрей Гнездилов, основатель хосписного движения в России, как-то отметил одну особенность: неразлучность жизни и смерти. «Как бы ни старались художники изобразить смерть, они неизбежно изображают её через жизнь. Эта двойственность смерти всегда присутствует и всегда поражает. При этом смерть всегда и в первую очередь имеет негативный смысл для нас, ведь с ней связаны лишения, горе потери. Но если вы возьмёте русские народные сказки, то обнаружите, что бессмертием в них обладает только злая сила».

И любой герой, вкусивший бессмертия, рано или поздно теряет смысл и радость жизни и перестаёт быть положительным. Раньше люди не боялись встретиться лицом со старухой с косой, на кладбища ходили семьями и проводили там целые дни, похороны были наполнены обрядами и традициями, которые помогали принять факт смерти. В XX веке мы изгнали старуху из своих жилищ и городов.

Мы часто пытаемся жить так, как будто смерти нет, но дети знают, что это — неправда

Поэтому, если вдруг застанете подрастающее поколение за организацией похорон безвременно скончавшейся синице или даже кукле, не спешите вмешиваться — аккуратненько посмотрите со стороны и, может быть, увидите много интересного для себя.

Взрослые люди пытаются жить так, как будто смерти нет, но дети понимают, что это не так

6. Смерть — это некрасиво

Часто в подростковом возрасте, когда мы входим в свой очередной экзистенциальный кризис и пытаемся осознать, а что же мы есть на самом деле, смерть начинает манить и завораживать. Есть определённая подростковая эстетика смерти, даже её культ. Мы, взрослые люди, должны это понимать и признавать, чтобы помочь пройти детям по пути взросления, мягко разрушая этот ореол таинственности.

Когда в 6 лет ребёнок со слезами злости кричит: «Вот я умру, и вы узнаете!» — можно задуматься о разговоре на тему смерти. Да, ты умрёшь, да, мы будем плакать, но потом тебя просто не будет. Ты же хочешь умереть, чтобы мы осознали твою ценность. Мы её знаем и без этого. Любовь так не завоевать, она тебе будет просто не нужна. Лучше — живи. Даже если тебе 14, и ты в мечтах видишь, как миллионы поклонников распространяют в сети твои предсмертные сообщения со стены «ВКонтакте», нужно понимать, что тебе это уже ничего не даст. Потому что…

7. Смерть — необратима

Это единственное и последнее мерило всего. Человечество в разные исторические эпохи выстраивало для себя неодинаковые лесенки ценностей. И было время, когда, например, понятие чести, долга, родины ставились выше, чем человеческая жизнь. Сейчас европейская цивилизация (заплатив за это ужасную цену) плавно пришла к тому, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Пока ты жив — можно исправить ошибки, можно ещё обрести смысл, можно начать всё сначала. И полезно доносить эту мысль до детей время от времени. Может быть, она поможет им и в подростковом возрасте пройти испытание притягательностью смерти.

8. Смерть — это не конец

Как обнадёжил нас всех Дмитрий Быков, говоря о благой вести, которую несёт нам «Евангелие от Роулинг», смерти — нет. И «человек бессмертен, так как смерть — лишь один из эпизодов развития». Начало следующего приключения. Эта непростая мысль может породить очень интересные и глубокие семейные дискуссии, и мировая литература (не только Гарри Поттер) нам точно в этом поможет.

Фото: iStockphoto (lovemelovemypic, mactrunk)

Картина Франц Хеннингсен "Похороны", 1883 год
Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(7)
Ekaterina Tarasova
Ну и ну. А я-то думала, первым осознал неразлучность жизни со смертью автор строк «если вы не живёте, то вам и не умирать»:)
Евгения Сильвестрова
Ekaterina Tarasova
Запомню))
Славик Ткаченко
просто не понимаю КАК можно обяснить плачущему ребенку в 9 лет что у него просто одна жизнь если он рыдает и спрашивает что ему делать ведь жизнь у него одна
Евгения Сильвестрова
Славик Ткаченко
Жить её.
Роман Ужасов
Мне было всего 7 лет, когда от рака умер мой дядя. Родители объяснили мне, что дядя Коля уехал лечиться в Америку. А на вопрос, когда он вернётся, отвечали уклончиво: «Как только ему станет лучше» и «Пока никто этого не знает». И я им верил. Шёл 1981 год, и простые советские люди о поездке в Америку даже не мечтали — но всё равно я верил.
Через год я встретил в парке незнакомого мужчину с маленьким сыном — мужчина был до боли похож на «уехавшего» дядю Колю. Тут бы мне и понять — но я сделал другой вывод: дяде сделали «промывание мозгов» как в фильмах про шпионов, и он забыл свою жену, тётю Лиду, своих дочек, Олю и Наташу, а уж меня, племянника, тем более! В слезах я прибежал к родителям. Те напоили меня валерьянкой, а потом отец объяснил: дескать, ты уже большой, хватит сказок. Дядя Коля ни в какую Америку не уезжал. Он долго болел, потом умер. Его положили в гроб — это такой деревянный ящик — и закопали в землю. Больше его никто никогда не увидит.
Можете представить, какая у меня была обида?! Больше всего меня убивало то, что родители — самые близкие люди — лгали мне целый год! И если верить нельзя даже маме с папой, то кому вообще можно верить?!
Со временем обида прошла. Но своим детям я не лгу.
Показать все комментарии