В «Отпуске по обмену» есть список лучшей классики Голливуда. И мы его нашли! Почти
19.01.2018
Фильм «Отпуск по обмену» вышел в 2006 году и его до сих пор хочется пересматривать. Потому что там зима, любовь и несколько вдохновляющих историй. А ещё много кино внутри кино. Всё благодаря персонажу Артура Эббота, чуть ли не последнего из величайших сценаристов Голливуда, который знает толк в фильмах.
«Отпуск по обмену» в американском прокате провалился, зато его мировые сборы превысили бюджет почти в три раза, а ещё он стал хитом на видео — вернее, тогда уже на DVD. Даже строгие критики отмечают детали, благодаря которым фильм напоминает уже классические голливудские ленты о любви.
Айрис, героиня Кейт Уинслет, знакомится с пожилым сценаристом Артуром Эбботом (его сыграл Илай Уоллак). Он критикует современное кино, зато высоко ценит голливудскую классику. И якобы даже приложил руку к её созданию. Артур даёт Айрис список фильмов с лучшей голливудской классикой, которую нужно смотреть всем, кто хочет разбираться в кино и жизни.
Точное содержание списка в фильме не называется, но мы по биографии Артура предположили несколько позиций, которые могли бы в нём быть.
Список фильмов от Артура для Айрис
Айрис знакомится с Артуром, когда случайно видит, что он заблудился, и решает подвезти его до дома. В машине Артур рассказывает Айрис о постановочном знакомстве — герою фильма нужен только низ от пижамы, а героине верх, и вот они сталкиваются друг с другом лбами на кассе в магазине. Зритель понимает, что похожее знакомство произошло у самих Артура и Айрис несколько минут назад. А зрители могут вспомнить «Римские каникулы» 1953 года — более постановочного знакомства, чем там, и не придумать. Фильм классический, оскароносный и всеми любимый — в том числе, вероятно, и Артуром, и режиссёром «Отпуска по обмену» Нэнси Майерс. Не зря же она передала ему привет даже в названии — в оригинале у обоих одно и то же слово «holiday».
«Двойная страховка» (1944) — фильм в жанре «нуар». В главной женской роли тут снимается упоминаемая в «Отпуске по обмену» Барбара Стэнвик, а режиссёром стал Билли Уайлдер. Лучшие фильмы у него ещё впереди (один из них впереди и в списке Артура), а вот про героев «Двойной страховки» с самого начала ясно, что ничего хорошего их не ждёт. Артур наверняка этот фильм смотрел в кинотеатре с замиранием сердца — его жена тоже была первой красавицей в городе и, возможно, Стэнвик чем-то её напоминала. Что мы знаем точно, так это что их-то знакомство не было постановочным — молодой Артур ни за что бы не полагался на случай, только на себя самого.
Кэри Грант и Айрин Данн — две большие звезды Голливуда, знакомством с которыми хвастает Артур. Естественно, он посоветовал Айрис фильм с ними обоими — это «Ужасная правда» со смелым для 1930-х годов сюжетом об адюльтере. Начало чем-то напоминает «Отпуск по обмену»: муж подозревает жену в измене, она тоже недовольна его поведением, они расходятся и начинают новые отношения. Главное отличие и ужасная правда в том, что главных героев всё ещё тянет друг к другу. Фильм получил «Оскар» за режиссуру, и молодой Артур, ещё не заслуженный, но уже сценарист, наверняка аплодировал Лео Маккери в зале. А позже радовался, что «Ужасная правда» вошла в список 100 лучших мелодрам всех времён по версии Американского института кино.
Действие «Отпуска по обмену» происходит между Рождеством и Новым годом: за эту неделю главные герои помогают друг другу поверить, что жизнь всё-таки хороша. Нечто похожее происходит в голливудском фильме «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры — там самый настоящий, хоть и не самый опытный ангел спасает несчастного семьянина от самоубийства. Символично, что для Айрис из «Отпуска по обмену» ангелом-хранителем становится человек из Голливуда. Вполне возможно, что для молодого Артура таким ангелом-хранителем когда-то был Капра — он мог его заметить, продвинуть, кому-то посоветовать. Ведь Капра, даже когда стал популярным, не забывал о проблемах простых людей — снимал о них фильмы, брал на главные роли не самых известных актёров. И когда Айрис спрашивает Артура, так ли хорошо было в том Голливуде, как она думает, он с улыбкой отвечает ей: «Намного лучше!».
Забавно, что в фильмах Голливуд очень редко показывают как фабрику грёз — киноделы больше любят его высмеивать и над ним издеваться. Лучший пример такого отношения — «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. В своё время он так взбесил руководителя MGM Луиса Майера, что тот хотел вообще выгнать Уайлдера. Артур из «Отпуска по обмену» в начале карьеры работал на побегушках у Майера — наверное, он и потом поддерживал с ним отношения. Интересно, как во время того показа, когда Майер бросался на Уайлдера с кулаками, чувствовал себя Артур? Он мог высоко оценить фильм, но побоялся сказать об этом бывшему начальнику. А вот Айрис он «Бульвар Сансет» посоветовал. Ведь кроме того, что это фильм о кино, он ещё и о несчастной любви. Ну и об одинокой женщине в огромном доме — поэтому Айрис должен быть близок.
DVD «Унесённых ветром» Виктора Флеминга появляется в сцене в видеопрокате — героине Кейт Уинслет его показывает герой Джека Блэка, голливудский композитор. Она его, конечно, уже смотрела — она же из Англии, а не из первобытного общества. Для молодых героев это, впрочем, просто отличный старый фильм, а вот для Артура он значит гораздо больше. Экранизацию книги Маргарет Митчелл ждала вся страна, права на ошибку у создателей не было, поэтому сценарий писали все, кто мог, — среди них был, например, писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Кто знает, может, ему помогал и наш Артур, тогда ещё только начинающий сценарист. Если да, то он явно отвечал за любовную линию.
Если бы Артур хотел посоветовать Айрис фильм почти про неё, то посоветовал бы «Его девушку Пятницу» Ховарда Хоукса. Если помните, журналистка Айрис влюблена в своего коллегу, который хоть и спит с ней, но жениться собирается на другой. Похожий любовный треугольник Ховард Хоукс показал в комедийной мелодраме «Его девушка Пятница». Там тоже редактор и талантливая журналистка пытаются работать вместе, но запутываются в узах брака и сложностях профессии. Бойкая и уверенная в себе главная героиня (один из первых подобных женских образов!) вполне могла быть списана с жены Артура — тот говорил, что она всегда поражала его своей силой воли. В главной мужской роли тут снова знакомый Артура Кэри Грант, а сам фильм своей любимой комедией называет Квентин Тарантино. Не бойтесь, это не значит, что в конце всех убивают!
«Касабланка» Майкла Кёртица входит в разные списки лучших фильмов — её ценят и как триллер, и как фильм о войне, и, конечно, как мелодраму. Кто её только не процитировал и не спародировал (скажем, название «Обычных подозреваемых», несколько шуток из «Шрека», финал «Ла-Ла Ленд» — всё оттуда). При этом есть забавная байка, что когда в 1980-х сценарий фильма разослали по голливудским студиям под другим названием, все от него отказались, посчитав недостаточно интересным. Может, это и правда несколько наивное кино, но абсолютно точно — всё ещё шедевр. Здорово, что Артур поучаствовал в его создании и даже придумал для него самую знаменитую фразу. Да за одно это он достоин всех возможных наград!
На полке у брата Айрис, редактора, которого играет Джуд Лоу, стоит сборник пьес американского драматурга Теннесси Уильямса. Внутри наверняка есть «Трамвай «Желание“» — главное его произведение. Артур точно его знал и любил: в конце 40-х, когда его карьера была в самом разгаре, произведение стало хитом сначала в книжных магазинах, потом на сцене, а потом и в кинотеатрах («Трамвай «Желание»» в 1951 году снял Элиа Казана). Для Артура, как для сценариста, это в первую очередь серьёзная история о столкновении наивного человека и жестокого общества. А Айрис во время просмотра обязательно влюбилась бы в плохого парня в исполнении молодого Марлона Брандо. А себя бы сравнила с главной героиней, в жизни которой накопилось так много проблем, что она просто сбежала от них куда-нибудь подальше.
«Выпускника» Майкла Николса Айрис снова советует не Артур, а Майлз в видеопрокате — советует и не замечает, что рядом стоит Дастин Хоффман, который сыграл в «Выпускнике» главную роль. Артур этот фильм мог в свой список и не добавить — всё-таки снят он был уже во второй половине 1960-х, чуть позднее, чем его фавориты. Вряд ли Артур принимал участие в его создании — но наверняка ходил на него в кино. И смотрел его уже не с позиции молодого главного героя, а с позиции его родителей — он тогда уже был состоятельным человеком, купил с женой дом и думал о детях.
Даже если Артур «Выпускника» и не очень оценил, то его своим читателям советуем мы — это смешной, трогательный и умный фильм о любви и взрослении.