6 самых страшных персонажей русского фольклора: мертвые дети, русалки без хвостов и другая нечисть
6 самых страшных персонажей русского фольклора: мертвые дети, русалки без хвостов и другая нечисть
6 самых страшных персонажей русского фольклора: мертвые дети, русалки без хвостов и другая нечисть

6 самых страшных персонажей русского фольклора: мертвые дети, русалки без хвостов и другая нечисть

Екатерина Иосифова

3

31.10.2023

Хеллоуин начали отмечать в России в 90-е годы, когда в открытом доступе появились американские книги, фильмы, комиксы. Но праздники, связанные со страшилками и нечистью, были и у древних славян: Велесова ночь, канун Ивана Купалы, Ильин день, Святки. Рассказываем, кем пугали друг друга наши предки.

Вы наверняка знаете персонажей вроде Бабы-яги, Кощея, Домового, Лешего, Водяного, Кикиморы. Сегодня их уже сложно представить однозначно плохими ребятами: в современных сказках, экранизациях и мультфильмах им не чуждо ничто человеческое, главным героям они часто помогают, а порой и сами становятся во главе сил добра. Но в русском фольклоре была нечисть, от одного вида которой кровь действительно стыла в жилах.

1. Одноглазое Лихо

Помните поговорку «Не буди лихо, пока оно тихо»? Мы воспринимаем слово «лихо» как синоним беды, а восточноевропейские славяне называли так вполне конкретную нежить, которая олицетворяла злую долю и сулила человеку несчастную судьбу.

Согласно «Энциклопедии славянской культуры, письменности и мифологии» А. А. Кононенко, Лихо обычно представлялось в образе огромной костлявой бабы без одного глаза, которая живет в хижине или старой мельнице и спит на кровати из человеческих костей. Встреча с Лихом могла привести к потери конечностей или рассудка, а часто даже кончалась гибелью. Неудивительно, ведь Лихо была ростом выше леса и к тому же настолько сильной, что ломала деревья, разрушала горы и засыпала землей реки и озера.

Лихо. Иллюстрация: Mhapon / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0

В разных вариациях сказок и былин Лихо могла представляться Одноглазкой и жить вместе с Двуглазкой и Трехглазкой, а также иметь прислужниц Злыдень — маленьких сморщенных существ в лохмотьях, которые жили за печкой и пакостили хозяевам дома.

2. Боли-бошка

Болибошка, или Боли-бошка, — дух леса, который являлся людям в образе старичка с большой головой и длинными руками, в одежде, полностью покрытой заплатками. Неуклюжий и болтливый, он спрашивал у путников дорогу или просил помочь найти что-то потерянное. Пока человек объяснял, как пройти в то или иное место, озираясь по сторонам, Боли-бошка накидывал ему на шею веревку и начинал водить по лесу. У несчастного пленника от кружения по лесу и удушья начинала нестерпимо болеть голова — из чащи выбраться ему было уже не суждено.

3. Игоша

Игошу, пожалуй, можно с уверенностью назвать самым жутким персонажем русского фольклора. Это мертворожденный ребенок, которого не могли крестить, а потому и хоронили без креста.

Согласно преданиям, Игоша мог бегать ночью по дому и досаждать жильцам, царапаться, скрежетать, плакать. Чтобы задобрить Игошу, люди клали на стол лишнюю ложку и ломоть хлеба, бросали в окно рукавицы и шапку. Согласно словарю Даля, Игоша — это «уродец, без рук без ног, который родился и умер некрещеным; он… проживает то тут, то там и проказит, как кикиморы и домовые, особенно если кто не захочет признать его».

4. Овинник

Овинник — дух, который живет в овине, то есть сарае, где хранятся снопы. Ссориться с ним было очень опасно, поскольку овинник мог сжечь весь урожай.

Овинник. Иллюстрация: Иван Билибин / Public domain

Обычно его представляли черным, косматым, похожим на большого кота с пылающими глазами. Одна рука у этого духа, согласно поверьям, была длиннее другой и совсем без волос и шерсти. В ночь перед Рождеством девушки часто ходили гадать в овин на жениха. Считалось, что, если овинник погладит голой рукой, девушка будет жить замужем бедно, а если погладит мохнатой — богато. Если же не тронет, значит, жениха пока не жди.

5. Русалка

Русалки — они же Водянтихи, Шутовки, Щекотихи, Хитки — это водяные красавицы, живущие на дне рек и озер в хрустальных покоях. В отличие от западного фольклора, хвостов вместо ног у них не было — это были не дочери царя морского, а молодые утопленницы с длинными волосами до пят. С восходом месяца они выходили на берег голышом или в длинных сорочках, водили хороводы и расчесывали волосы.

Русалка. Иллюстрация: Иван Билибин / Public domain

Как и древнегреческие сирены, русалки заманивали своим прекрасным пением девушек и юношей в воду, где щекотали их до смерти и топили. Помимо прочего, русалки путали сети рыбакам, останавливали жернова мельницам, ловили и калечили гусей, насылали грады на поля. Но была от русалок и польза: люди верили, что, где русалки танцуют, там рожь хорошо растет и трава зеленеет.

6. Полудница

Полудница — дух, который появлялся в самую жаркую пору лета и ходил по деревням, наказывая тех, кто работает в полдень. Иногда Полудницу представляли как уродливую косматую старуху, но чаще — как высокую красивую девушку. Одета она тоже могла быть по-разному: в белые одежды, закрывающие все тело и голову, или же в мерзкие лохмотья.

Фото: Daniel Eskridge / Shutterstock / Fotodom

Несмотря на жуткий облик, Полудница, по сути, предостерегала людей от солнечного удара, который было легко получить, работая в поле под самым жарким солнцем. Ей пугали беременных женщин — нагрузки им были противопоказаны — и детей, которые могли легко потеряться во ржи.

Что же такое делала эта женщина в странных одеждах? Кроме того что Полудница кружила голову, путала и калечила, она, согласно преданию, могла загадывать загадки и измучивать щекоткой тех, кто давал неправильные ответы. Потому Полудниц иногда и называли полевыми русалками.

Иллюстрация на обложке: Иван Билибин / Public domain

Комментарии(3)
Бред, который основан к серии Сапковского «ведьмак» и к русской мифологии никак не относится. У нас всегда русалки были духами леса и, даже по Пушкину, сидели на ветвях. И только после европейских сказок решили и себе поиметь водных дев
Зачем так категорично. Севернорусские русалки отличались от южнорусских и западнорусских.
Да, нужно больше славянского фентези. А не один только Хеллоуин.