Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу
Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу
Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу

Как сериалы, рэп и видеоигры проникли в школу

Массовая культура на службе образования: от Beatles до Oxxxymiron и World of Warcraft

Женя Шабынина

05.02.2016

Хабаровская учительница литературы, якобы принявшая стихи рэпера Oxxxymiron за поэзию Мандельштама, оказалась, напротив, передовым педагогом. По заверению директора школы, задание было именно таким: сравнить поэзию великого писателя с произведениями современных авторов. Женя Шабынина отыскала и другие примеры интеграции массовой культуры в образовательные методики.

3 февраля интернет облетела новость о хитроумной старшекласснице из хабаровского лицея № 5, которая обвела учительницу по литературе вокруг пальца, выдав вирши рэпера Oxxxymiron за поэзию Мандельштама. В ответ на злорадные комментарии о ряженых учителях директор лицея Эдуард Перепечай внес фактические коррективы: видеозапись, на которой Анастасия Ан зачитывает текст песни «Переплетено», вырвана из общего контекста. Анастасия выполняла творческое задание, сравнивая поэзию Мандельштама с поэзией современных авторов, 90% которых составляют рэп-исполнители. Вероломная попытка одноклассников Анастасии дискредитировать учительницу литературы с треском провалилась.

Интеграция продуктов массовой культуры в общеобразовательный процесс — изобретение не новое, но встречается в российских школах не так уж часто. Если судить по представленным ниже примерам, ареал творчески активных учителей и прогрессивного руководства представлен по большей части специальными образовательными учреждениями (лицеи, гимназии и различные школы с углубленным изучением чего бы то ни было).

«Игра престолов»

В конце прошлого года московский учитель школы № 1113 Константин Павлюц представил на суд почтенной публики свой авторский урок обществознания по мотивам сериала «Игра престолов». В принципе, логично. Этот же сериал применим к урокам истории — Джордж Мартин и не думал скрывать, что источником вдохновения ему послужили некоторые вполне реальные события. РИА «Новости» сделало прекрасную инфографикуисторических и легендарных параллелей. Есть также конспирологическиеверсии с уклоном в исламофобию — очень сомнительного толка, что, впрочем, делает их особенно интересными.

World of Warcraft и Assasin’s Creed

Год назад тот же самый Константин Павлюц разработал вместе с коллегами междисциплинарный (английский язык, история, обществознание) урокна основе серии образовательных видеоигр Global Conflicts, созданных по мотивам современных политических конфликтов. Приятная особенность этой серии заключается в том, что, получив всевозможные точки зрения на конфликт, игрок сам должен выбрать, какую сторону ему занять. Дети учатся анализировать полученную информацию, делать собственные выводы и разрабатывать стратегию. Короче говоря, они учатся самостоятельно думать, а это полезное умение.

Идея использовать видеоигры на службе образования — тоже не новость. Американский ученый-социолог и преподаватель Джеффри Мамморт на примере таких известных игр, как Magic World of Warcraft и Assasin’s Creed III, обсуждал со своими учениками проблемы расизма и стереотипов. Мамморт попытался развить критическое мышление у своих студентов, предложив взглянуть на эти пожирающие время развлечения под другим углом. Например, какими стереотипами руководствовались создатели игры, разрабатывая систему персонажей.

Oxxxymiron

Вернемся к мастеру аллитераций — рэперу Oxxxymiron. Основатели московского образовательного центра Ludi выложили на официальной странице центра Вконтакте альбом рэпера «Горгород» и предложилиученикам «взглянуть на художественное произведение с точки зрения обществознания» с помощью наводящих вопросов. На данный момент под записью более 11,5 тысяч лайков. Для поста об образовании это очень и очень много.

Wu-Tang Clan

А вот еще один чудесный пример интеграции хип-хопа в общее образование. В 2013 году по инициативе профессора Криса Эмдина в десятке школ Нью-Йорка были проведены уроки по естественно-научным дисциплинам с внедрением силлабо-тонической системы. Равнодушным к науке ученикам предлагали писать тематический рэп, описывающий такие процессы, как, например, естественный отбор, чтобы ребята заодно осваивали соответствующий вокабуляр. По мнению Эмдина, ученики не только укрепляют знания и совершенствуют культуру исполнения, но одновременно с этим учатся писать (в том смысле, что постепенно улучшают качество своих текстов), рефлексировать и критически мыслить — все это в процессе изучения науки. Учеников поощряли на рэп-баттлы, а чтобы всем было еще веселее, в класс пригласили Джизу (GZA), известного гика и любителя шахмат из легендарной группировки Wu-Tang Clan. Джиза показал салагам мастер-класс по научному хип-хопу, зачитав отрывок об устройстве Вселенной.

Образовательная программа Words Liive, созданная артистом Сейджем Сальво (настоящее имя Гилберт Перкинс), использует хип-хоп для демонстрации аллюзий на литературную классику и изучение тропов.

The Beatles

А в одной из школ Калининградской области учитель английского языка подготовил план уроков, посвященных Всемирному дню группы «Битлз».

Гарри Поттер и Вера Полозкова

При желании в сети можно найти разработанные идейными преподавателями презентации нестандартных уроков, апеллирующих к массовой культуре. Например, классный час в виде состязательной игры на знание цикла романов о Гарри Поттере или обзор творчества Веры Полозковой.

«Ходячие мертвецы»

Напоследок хочется упомянуть смешное американское мероприятие «Интерактивные уроки здоровья и выживания по мотивам сериала „Ходячие мертвецы“». Создатели сериала заручились поддержкой калифорнийского университета, преподаватели которого по мотивам тв-шоу рассказывают студентам о биологических процессах в организме человека и способах выживания. Сценарий урока тот же — последние выжившие борются за жизнь в мире зомби.


Комментариев пока нет
Больше статей