«Войну и мир» читать не обязательно. Советы тем, кто готовится к ЕГЭ по литературе, от выпускницы-2023
Блоги09.07.2023

«Войну и мир» читать не обязательно. Советы тем, кто готовится к ЕГЭ по литературе, от выпускницы-2023

Начинать подготовку к экзамену по литературе лучше всего летом. Почему? Потому что к маю надо прочитать десятки произведений, а летом читать приятнее всего: никаких уроков, домашки и кружков. Наш блогер Елизавета Малькова сдала ЕГЭ в этом году, а теперь делится своими лайфхаками по подготовке.

Подготовка

Совет первый — постарайтесь не выражать своё мнение, ваша задача — передать позицию авторов учебников и написать то, что хотят видеть проверяющие. Ни в коем случае нельзя писать, что Печорин — самовлюбленный эгоист (хотя иногда хочется это сделать!). От проверяющих тоже многое зависит: кто-то заметит речевую или логическую ошибку, а кто-то нет. Поэтому при подготовке советую вам:

Следите за речевыми ошибками в пробниках

Повторы в соседних предложениях вроде «он»/«она»/«они» считаются речевой ошибкой. За однокоренные, следующие друг за другом, слова тоже снимаются баллы. На такие мелочи поначалу не обращаешь внимания, поэтому здесь важна практика. Из-за таких ошибок ребята теряют 11 первичных (а это 39 вторичных!) баллов, поэтому на это стоит обратить внимание.

«Войну и мир» и «Тихий Дон» читать не обязательно

Нет, вы можете, конечно, если хочется, их прочитать! Но есть и другой вариант: слушайте краткие содержания (на YouTube — Любовь Гогина, Литбез), а потом анализируйте ключевые эпизоды, которые влияли на персонажей. Такие моменты часто попадаются для анализа в 5-6 сочинениях. Например, из «Войны и мира» можно проанализировать эпизод встречи Пьера и князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер, небо Аустерлица, Шенграбенское сражение и другие.

Пьесы тоже можно не читать

Я советую смотреть спектакли. Причем в театр ходить необязательно, нам снова поможет YouTube. Возьмите текст, найдите постановку и наслаждайтесь. Вот эти мне понравились больше всего:

Ведите список выученных стихотворений

Начните с поэзии Пушкина и Лермонтова, так как именно они попадаются в первом блоке большого сочинения. Еще вам нужно найти стихотворения про поэта и поэзию, родину, любовь, смысл жизни, смерть, подведение итогов, природу и ее связь с человеком, войну.

На тему любви можно выучить «Последнюю песню», «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой; на тему родины — «Гой ты, Русь моя родная!», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Есенина; на тему поэта и поэзии — «Нате!» Маяковского. Некоторые абитуриенты учат отрывки — те, которые планируют приводить в пример на экзамене. Так проще, конечно.

Список нужен, чтобы себя же проверить: читайте автора и название и воспроизводите нужные строки на автомате. Это важно, чтобы не растеряться на экзамене и не забыть все, что вы учили целый год.

Читайте!

Да, читать все-таки придется, и много! Читайте прозу Пушкина — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»; Лермонтова — «Герой нашего времени»; пьесы Гоголя и Фонвизина — здесь и любовь, и родина, и нравственный выбор, и нравы чиновничества, и воспитание, и конфликт отцов и детей и многое другое. Помимо этого, стоит прочитать следующие произведения из кодификатора (со второго по четвертый блок):

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев (темы: любовь, отцы и дети, нравственный выбор, дружба);
  • сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (темы: нравы чиновничества, «футлярный» образ жизни; отлично сопоставляется с «Недорослем», «Ревизором» и «Человеком в футляре»);
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов (это самое «завальное» произведение, которое каждый год встречается в КИМах. Знать его нужно обязательно);
  • Рассказы А. П. Чехова: «Человек в футляре», «Хамелеон, «Студент», «Ионыч»;
  • «Старуха Изергиль» М. Горький (темы: альтруизм, эгоизм, одиночество, самопожертвование, нравственный выбор);
  • «Судьба человека» М. А. Шолохов (темы: одиночество, подвиги, самопожертвование, война, милосердие, любовь);
  • «Колымские рассказы» В. Т. Шаламов (можно прочитать «Сгущенное молоко» и «На представку»).

Если есть возможность и силы, лучше прочитать вообще все произведения. Важно запомнить сюжет, имена героев, основные темы. Чтобы анализ произведения был наиболее эффективным, нужно делать пометки на стикерах по ходу чтения, рассуждать над действиями персонажей. Может быть, вы бы поступили как-то по-другому, будучи на их месте? Может, вы не согласны с позицией автора? Или хотите дополнить его мысль?

В изучении кодификатора также может помочь «Литература в таблицах и схемах», в которой собраны цитаты, характеристики героев, термины и прочее. Для более глубокого анализа советую почитать серию книг «Русская литература для всех», в которой понятно изложены мотивы, цели персонажей, объяснены их чувства и поступки.

Учитесь анализировать незнакомые стихотворения

Сначала просто читаем стихотворение, чтобы понять общий смысл. Потом читаем построчно, выделяем основные мотивы, образы и пытаемся всё это между собой связать. Дальше — выделяем средства выразительности. Перечитываем вдумчиво несколько раз — это поможет обратить внимание на детали. Совет: в 7, 10 и 11 задании часто уже обозначена тема стихотворения (или намек на нее), поэтому обязательно смотрим туда.

Что делать на экзамене

На работу по литературе отводится 3 часа 55 минут. Опыт сдающих показывает, что этого времени не хватает, чтобы сначала написать работу на черновик, а потом перенести все записи на бланки. Поэтому важно оценить свои силы еще в начале года и начинать писать пробники на время — чтобы набить руку. Вот еще несколько советов, которые помогут вам успеть все записать и сдать экзамен на высокий балл:

  • Сначала решите тестовую часть. Обычно на нее уходит 5-10 минут.
  • Пишите сразу в чистовик. Никто не будет ругать за грязь, поэтому не бойтесь исправлять. Экзаменаторы будут проверять работу, даже если в ней перечеркнута половина листа.
  • Правильно распределите время. Есть несколько вариантов, как эффективно это сделать, не забывая об отдыхе: 10 минут отводим на тест по отрывку, 20 и 35 — на 5 и 6 сочинение соответственно; 10 минут на тест по стихотворению, 20 и 35 — на 10 и 11 сочинение соответственно; на 12 сочинение выделяем 60 минут, а оставшееся время оставляем для тотальной перепроверки работы и для того, чтобы выйти в туалет.
  • Не обращайте внимания на порядок заданий! Первым делом пишем 12 сочинение, так как оно самое сложное, важное и долгое по написанию.

Хороший результат экзамена зависит не столько от знаний, сколько от умения правильно распределять время и быстро писать сочинения.

Про мой опыт

К литературе я готовилась в онлайн-школе. Мне вообще-то не очень нравится этот предмет, хотя я дважды была призером на региональном этапе ВСоШ.

Моя учительница в обычной школе была очень строгой. Она редко оценивала мои сочинения на высший балл, мотивации заниматься было все меньше, уверенности в себе — тоже. Кстати, в онлайн-школе происходила похожая ситуация. Занималась каждый раз через силу.

Только один раз я написала пробник на 80+, все остальные были меньше 68 баллов. Перед экзаменом настрой был хуже некуда. Но мне очень повезло с вариантом: там были «Вишневый сад» и «Горе от ума», я все это читала. Поэтому главный совет, который я могла бы дать себе год назад — читать, читать и еще раз читать!

При подготовке я делала только конспекты. Никакие таблицы персонажей мне не помогали и были лишней тратой времени. Единственное, что неизменно оставалось со мной при подготовке — организация времени и своевременный отдых. Я разрешила себе не дочитывать некоторые произведения, которые мне не понравились (например, «Мертвые души») или показались скучными. Вместо этого я смотрела разборы текстов и краткие содержания. Это тоже помогает не словить выгорание.

Списки выученных стихотворений тоже выручали, потому что рядом с каждым названием я писала тему — это помогало быстро подбирать примеры во время написания сочинений.

На подготовку к ЕГЭ по литературе я бросила все свои силы. И справилась! Я допустила всего лишь две ошибки, у меня в итоге 91 балл! А значит, я хорошо потрудилась. Единственное задание, которое у меня вызвало трудности, — 10-е, в нем надо было проанализировать стихотворение. Я написала все, что думала, но именно за это задание мне сняли баллы. Пройденный путь показал мне, что литература — это не так уж страшно. И верить в себя надо несмотря ни на что. И тогда все обязательно получится!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Bohdan Malitskiy / Shutterstock / Fotodom

Комментарии(6)
Во многом согласен с автором. Надо понять критерии, по которым выставляются баллы, и соответствовать им. Не бывает критериев, которые способны оценить эрудицию и самостоятельное мышление. Достаточно найти в интернете материал, который познакомит с произведением литературы в той степени, чтобы соответствовать критериям, а наслаждаться классикой надо, когда много свободного времени.
Я при работе с юными сердцами в дни летних каникул брал лишь одну тему, чтобы подростки могли её глубоко осмыслить. Одной из таких тем был «Евгений Онегин» Пушкина.
Я начинал с того, что старался заинтересовать в чтении произведения, о чём на https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/26570-uchimsya-lyubit-russkuyu-klassiku-2. Обсуждения в коллективе легко продолжить дома. Здесь мне помогла замечательная книга Александра Минкина «Немой Онегин. Роман о поэме». Конечно, летом мы все совместно посмотрели знаменитый фильм Марты Файнс «Онегин». А уже после этого я дал фрагменты из балета «Татьяна» Джона Ноймайера и из оперы Чайковского «Евгений Онегин» (с подзаголовком «лирические сцены»).
После всего этого подростки начинают ощущать, что роман в стихах является общемировым шедевром, и у них появляется желание что-то ещё почитать из Пушкина.
Сдала в этом году на 100.
Мои впечатления:
1) На речевые ошибки обращают внимание только тогда, когда мало анализа. Игнорировать их не стоит, но повторы — наименьшая из зол. Еще есть лексическая сочетаемость, речевая избыточность/недостаточность. Сугубо субъективное мнение: когда снижают за речевые, работа просто не нравится. Этот критерий дает возможность снять там, где вроде бы формально все окей, но эксперту чего-то не хватает. Речевые ошибки есть в каждой стобалльной работе (я убеждена, что в каждой), просто не везде снято. Должны быть другие козыри.
2) Читать обязательно и все. Несколько раз. Эпопеи перечитывать фрагментарно. Особенно пьесы, на которые уходит максимум часа 2. Потом их же и перечитывать. Войну и мир и Тихий Дон также обязательно, мне они не пригодились, но без них у меня не было бы уверенности в том, что я владею материалом кодификатора. Вы даже не представляете, насколько узкими и неожиданными могут быть темы! Если бы я в последний день не перечитала последние 50 страниц Обломова, которого я плохо знала и не собиралась на экзамене использовать никак, мой балл был бы 60.
3) Выписывать стихотворения — трата времени. Они выписаны в Кодификаторе, их просто все знать. По опыту выручают именно любимые произведения поэтов, поэтому обязательно завести двух любимых поэтов и выучить у них все + что-то не в рамках программы ЕГЭ. Это вообще не сложно.
1) Речевые ошибки — это ключевой критерий… Даже если анализ хороший, эксперт все равно обратит внимание на повторы, речевую нескладность, бедность языка, на криво или, более того, неправильно построенные предложения, на ошибочное использование устойчивых выражений. В работе нужно выдержать в хорошем состоянии всё: и речь, и анализ. Это и будет козырем.
2) Если вы прочитаете все несколько раз, то вы, вероятно, Т-800. Каждый человек устроен по-разному, и кто-то сможет прочитать «Войну и мир», и ему это понравится, а кого-то хватит только на «Капитанскую дочку» да пьесы. Поэтому я и предлагаю действенную альтернативу — смотреть подробные краткие содержания, анализировать ключевые фрагменты эпопей. Тем более они не попадаются в первом блоке большого сочинения (а многие готовятся в первую очередь именно к нему), а проанализировать фрагмент из эпопеи в пятом задании не составит большого труда, так как анализ фрагмента не выходит за рамки этого самого фрагмента, если в задании не сказано иного.
4) Выработать порядок написания сочинений. Не всегда правильно начинать с 12, мозг может не настроиться. Все решает тренировка: писать пробники на время и от руки и смотреть, какая последовательность сочинений комфортнее. Я писала так: сначала 5 и 6 (здесь показывала «класс», расписывала настолько полно, как только могла), потом остаток мозгов на 12, и только потом 10 и 11, потому что лирика мне всегда давалась легче всего.
Ну и да: чтобы сдать литературу, надо ее любить, потому что этот экзамен, на мой взгляд (сдавала историю, обществознание, английский, русский), самый неоднозначный и субъективный в оценке. Засчет огромного объема материала выпускник может прочитать не все, а тема звучать так: Образ Петербурга в Евгении Онегине. Я это произведение знаю хорошо, но тему бы эту не раскрыла на максимальный балл. Поэтому любить предмет этот нужно для того, чтобы не сойти от него с ума. А чтобы не перестать любить — найти грамотного преподавателя)
Терпения всем и удачи!
Помимо литературы у людей есть другие экзамены, личная жизнь, поэтому выстраивать подготовку нужно индивидуально для каждого. Нет универсальной формулы, как готовиться, а моя статья — лишь личный опыт, который я вывела в практические советы, которые могла бы дать себе год назад и своим знакомым помладше.
Литература всегда была частью моей жизни, но я не испытываю к ней, как к экзамену и процессу чтения, ни теплых, ни холодных чувств. Любить, наверное, необязательно, но относится спокойно и терпимо — важно. Спасибо за отклик на статью! Было правда интересно почитать про Ваш опыт и услышать мнение. Всё-таки все мы очень разные, когда дело касается самого субъективного экзамена)