«Мы читаем то, что нам иногда совершенно безразлично»: чем недовольны школьники
Блоги28.02.2020

«Мы читаем то, что нам иногда совершенно безразлично»: чем недовольны школьники

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»

После обнародования результатов ежегодной проверки знаний учащихся средних классов стало понятно, что начитанность молодого населения стремительно падает. Невежество процветает, и начинается оно с малого, со школы. Почему безграмотность молодежи увеличивается с каждым годом и при чём здесь литература, пробует разобраться наш блогер Дарина Туслова.

Листая ленту интернета, часто можно встретить очередную проблемную статью про невежество современной молодежи. Невольно начинаешь задумываться о количестве образованных и грамотных подростков.

Причины снижения грамотности

По мнению преподавателя кафедры «Журналистика и славянская филология» В. В. Цицкун, тенденция распространяется из-за появления более свободной и самопроизвольной формы коммуникации в социальных сетях, элементарного незнания орфоэпических и синтаксических норм русского языка, скудного словарного запаса и недостаточного количества высококвалифицированных специалистов.

Мнение, что современная Россия постепенно становится интеллектуально ограниченной страной, негласно обосновалось и закрепилось в народе благодаря СМИ и другим источникам. На этом акцентируют внимание «Российская газета» и «Ведомости», а также «Гильдия словесников».

Универсального стандарта грамотности не существует. Каждый определяет эту норму для себя сам. По результатам исследований и опросов Росстата в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4% Российской Федерации умеют читать и писать. Но если подумать, то приведённые выше способности не являются показателем грамотности населения в сложном мире цифровых технологий, где кошки уступают тёплое место в квартире роботам-пылесосам.

Я учусь в 10 классе, и с каждым днём пребывания в школе, а в особенности на уроках литературы, всё больше убеждаюсь в безразличии большей части сверстников, а порой и самих преподавателей, к этому предмету. Честно сказать, это всё очень походит на антиутопический роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и, увы, частично это так. Когда на занятиях двадцать третий раз слушаешь одно и то же стихотворение, в голове навязчиво проскальзывает мысль: «А где начинается умный человек?». Со временем приходит осознание, что точно не на среднестатистических уроках литературы.

Посудите сами: мы учим шедевры художественной литературы «для галочки», а не из искреннего интереса к книгам; читаем то, что нам иногда совершенно безразлично; смотрим неинтересные, пресные презентации и слушаем пустой, лишенный смысла и эмоций монолог, вместо комплексного анализа текста, развития творческих способностей и настоящего диалога. Очевидно, не каждому это может прийтись по душе, но почему данное условие работает и для вовлечённых ребят?

Результат учебных шаблонов

Такая система приводит к неутешительным последствиям: дети забрасывают чтение, даже не попытавшись понять и прочувствовать произведения. Они плюют на классику и чураются её, вспоминая о ней только один единственный раз — во время подготовки к экзаменам. Людям становится всё равно на те бесценные и сокровенные мысли и изречения, которые давно были придуманы и обдуманы за нас.

Почему безграмотность и «ограниченность ума» у подростков постоянно растёт? Могу ответить известными и громкими словами с плакатов СССР: «Всякая река с ручейка начинается…» (или со скверных уроков литературы).

Что нам делать?

Как изменить ситуацию? Начать действовать. Читать больше книг вне школьной программы, изучать новые материалы, развиваться и помнить, что образование никогда не заканчивается школой.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Что спросить у «МЕЛА»?
Комментарии(2)
Консалтинг
Оно так. Точнее, почти так. Пушкин писал для читателей той далекой эры, которая подросткам не ближе эры библейских сказаний. Белинский дал свой комментарий к «Евгению Онегину» уже не для эпохи Пушкина. Но для современного читателя годы творчества Белинского не воспринимается ближе времён Пушкина (https://mel.fm/blog/menedzhment-rynochny/63129-chto-meshayet-podrostkam-polyubit-klassiku-i-chto-my-mozhem-s-etim-sdelat). А ещё вспомним те далекие годы, когда закладывались основы преподавания русской литературы. И придём к выводу, что и система оценок устарела. Сформируйте новый подход для оценки культурного облика человека. И очень быстро убедитесь, что при новых критериях безграмотным окажется уходящее поколение, а не то, которое живет в эпоху высокой динамики. И в этом проявляется основное противоречие разных поколений, когда взрослые и подростки начинают оценивать друг друга. Опять же, противоречие иное, чем было во времена Тургенева в годы написания им «Отцов и детей».
Анна Власова
Учителей от слова «призвание» не хватает. Нашему — и еще нескольким — классу повезло. У нас была такая Учительница. Такая, что для нас, для большинства, это были интереснейшие уроки литературы. Она нас научила думать. Размышлять, проводить параллели с современностью. Отстаивать свое мнение. Мне все это очень пригодилось в жизни. В частности, в вузе, на предметах, вовсе не связанных с литературой.
И было потом с чем сравнить — в 10-11 классах. До этого момента я не могла и представить, что урок «лит-ры» может быть настолько скучен, зануден и даже глуп.
Интереснейший урок превратился в отбытие наказания. Спасало то, что мне нравились книги. И то, что нравилось отстаивать свое мнение — отнюдь не к удовольствию новой преподавательницы.
Больше статей