Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире

… и почему это стоит сделать, даже если вы не заядлый театрал
42 276
Изображение на обложке: iStockphoto / belchonock

Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире

… и почему это стоит сделать, даже если вы не заядлый театрал
42 276

Домашний театр: как поставить спектакль в своей квартире

… и почему это стоит сделать, даже если вы не заядлый театрал
42 276

Сегодня семьи зачастую разобщены. Даже за общим столом мы не друг с другом разговариваем, а смотрим в гаджеты. Мы потеряли навык общения, привычку говорить — за ужином, ни о чём, просто разговаривать. Лекарством, которое объединит всю семью, может стать домашний театр. Режиссёры-кукольники и лауреаты «Золотой маски» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов рассказали «Мелу», как поставить спектакль вместе с детьми в квартире.

К этой идее — сделать домашний театр — можно никак не готовиться, а просто решить, что сейчас мы идём в соседнюю комнату ставить спектакль. Приготовить какие-то самые простые вещи: купить маски или сделать их самим, грим намазать, в простыни завернуться, порепетировать часок — и сыграть спектакль! А можно готовиться вдумчиво. У нас есть друзья, семья с тремя детьми, они очень любят устраивать домашние спектакли и готовятся к показу по полгода. Осенью решают, что будут ставить, зимой мастерят реквизит и декорации, потом репетируют и в конце весны устраивают показ. Так тоже можно. Главное, чтобы выбранный способ всем нравился.

Есть шесть простых шагов для того, чтобы поставить домашний спектакль:

1. Выбрать руководителя постановки

Это обязательно должен быть один человек, взрослый или ребёнок, если у него хватит энергии и желания. Но взрослые всё равно должны как-то поддерживать порядок на репетициях и в процессе подготовки к спектаклю, потому что знают, как бесконфликтно решить спорные ситуации.

2. Выбрать историю

Надо выбрать такую историю, которая бы нравилась всем детям. Совершенно необязательно, чтобы это было что-то из русской классики. Хочется детям ставить «Мадагаскар» — пусть. Задача ведь — не поставить шедевр, а объединить семью вокруг постановки. А можно взять «Пиковую даму» — только рассказать её надо совсем простым языком, чтобы детям было понятно и интересно в это поиграть. Мы однажды ставили «Дон Жуана» с детьми от шести до 10 лет, и было очень смешно, когда на сцене появлялся Кракозябра Дон Жуан. Важно, чтобы все участники получали удовольствие от процесса и чтобы было весело. История для спектакля может быть известна всем, может быть придумана кем-то одним и потом рассказана всем участникам или и написана специально.

3. Распределить роли и места действия спектакля

Может сложиться такая ситуация, что все девочки захотят играть принцесс, а все мальчики — рыцарей. Значит, нужно придумать историю, где будет пять принцесс и два рыцаря (например, принцесса Воздуха, принцесса Воды, принцесса Земли и так далее — равноценные роли). И пусть все вытаскивают жребий, кто кого будет играть.

Жребий — это честно, а дети любят, чтобы всё было по справедливости

А потом нужно обсудить, где вся история будет происходить. Совершенно необязательно — одно место действия. Их может быть несколько: лес, море, дом, космос, Земля, Марс.

4. Подготовка к спектаклю

Кто-то отвечает за подготовку мест действия. Где у нас море? Как его обозначить? «Шекспировской» табличкой на палочке или нарисованными волнами? А дом трёх поросят где? Под столом? Отлично!

Кто-то отвечает за музыку. Она может быть проиграна с мобильного телефона или сыграна вживую на фортепиано, или спета кем-то из участников. Кто-то делает афишу спектакля, билетики и, может быть, даже программку.

При этом каждый отвечает за своего собственного персонажа: готовит ему костюм (из бумаги, старого маминого платья, простыни, занавески — чего угодно), учит текст, накладывает на лицо грим. Можно использовать аквагрим, но лучше купить гримировальные карандаши. С ними у детей меньше возможностей размазать все по стенам. Можно наклеить на ванную бумажку с надписью «Гримёрная», дать детям карандаши, и пусть сами себе рисуют лица.

5. Репетиция

Репетиции должны быть для того, чтобы каждый понимал, что он делает, в какой момент выходит, что говорит и чем вообще начинается и заканчивается спектакль. У домашнего спектакля обязательно должно быть обговорённое всеми участниками начало, середина и финал, иначе может получиться так, что спектакль будет длиться бесконечно, пока кто-то из мам не скажет: «Ну всё, Васечка, нам уже пора домой». Детям ведь сложно остановиться, если им нравится. А когда есть репетиция, то все понимают: вот эта сцена, потом эта, потом та, а потом финал. Всё. Спектакль закончился.

6. Показ

В любом случае, что бы ни произошло, какой бы спектакль ни получился, его ни в коем случае нельзя рассматривать с профессиональной точки зрения и сравнивать с постановками в профессиональных театрах. Про это не нужно забывать. Бывает, взрослые так увлекаются, что начинают расстраиваться из-за несовершенных костюмов и ругаться, что ребёнок не выучил текст, не вовремя вышел, не то надел, испачкался. Ни в коем случае! Важно, что спектакль состоялся, что были овации в конце. Поэтому, кстати, премьерная публика должна отработать свою роль как надо и все необходимые признаки успеха обеспечить: цветы, овации, подарки, поздравления, чай с печеньями после премьеры! Хотя публики может и не быть — можно сыграть спектакль без зрителей, снять его на телефон и потом выложить в соцсеть — и там, в комментариях, получить и цветы, и овации, и признание.


Сколько всё это займёт времени? Можно уложиться даже в час с небольшим. За пять минут рассказываем историю. Ещё за пять минут распределяем роли. 20 минут на подготовку. 20 минут на репетицию. И десять минут — показ. Тогда никто не устанет.

Первые три пункта — история, распределение ролей и подготовка — можно растянуть на какое угодно количество времени, хоть на полгода. Зависит от того качества, которое вы хотите получить. Хотите сложные, изящно сделанные декорации, продуманный грим и специально сшитые для вашего спектакля костюмы? Отлично, но это потребует времени. Готовы завернуться в простыню и карандашами раскрасить лица? Тогда вам хватит получаса.

А вот репетиции лучше уложить в один день со спектаклем, просто чтобы дети не устали и им не надоело. Ведь это у профессионального артиста в профессии заложено повторять, а детям может надоесть по пятому разу читать монолог Буратино. Так что лучше репетиционный период не растягивать. Сократить его до двух часов и в тот же день показать. Или в крайнем случае на следующий день, чтобы дети не успели забыть то, что вчера репетировали.

Какие средства вы будете использовать в своём домашнем спектакле — кукольный театр, теневой театр, сами будете играть, перемешаете все стили и жанры, сами сделаете декорации из картона, или представите, что диван — это море, а шкаф — это гора, совершенно неважно.

Воображение — вот главный инструмент любого театрального представления

Можно вообще не иметь ничего под руками, а просто мелом обозначить места действия на полу, и всё равно всё будет хорошо. Потому что всё это затевается ради того, чтобы поднять друг другу настроение и пообщаться.


Что понадобится для теневого театра

Если с обычными спектаклями всё в целом понятно, то чтобы показать театр теней, нужна отдельная инструкция.

1. Экран

Это может быть любая белая неплотная ткань. Лучше всего подходит плащевка, но если её нет, сгодится любая простыня или бязь. Её можно натянуть на трос. А можно не заморачиваться с тросом и поставить двух взрослых, которые будут ровно держать её с двух сторон и во время спектакля. Они могут одновременно держать экран и рассказывать историю или делать звуковое сопровождение.

2. Лампочка

В «Икее» есть гениальная настольная лампа на гнущейся ножке и на прищепке. В ней один диод. Это важно, потому что один диод даёт чёткую тень, а несколько диодов будут давать размытую тень. Эти лампы абсолютно безопасны. Они не греются, они закрытые, и мы часто даже в профессиональных спектаклях используем именно такие. Ещё эту же функцию гениально выполняет фонарик от айфона. Очень хорошая вещь.

3. Малярный скотч, ножницы, картон для детского творчества, шпажки

Чтобы сделать персонажей теневого спектакля, вам понадобятся малярный, бумажный скотч, ножницы и обычный картон для детского творчества. Персонажей лучше всего вырезать в профиль — тогда сразу понятно, кто это и куда он смотрит. А потом к вырезанной фигурке бумажным скотчем приклеиваете шпажку от шашлыка — или палочку, которой кофе размешивают, из «Шоколадницы» или из «Старбакса». Получается теневая кукла.

Чем кукла ближе к фонарю, тем она на экране больше. Чем она дальше от фонаря, тем она на экране меньше. Если у вас место действие — море, то подносите вырезанные волны ближе к лампе. А кораблик подносите ближе к экрану, и тогда море будет большим, а кораблик — маленьким.

Фото: iStockphoto (WaffleBoo, Choreograph, ampak)