«Маша — призрак убитой Медведем девочки»: 8 безумных теорий про известные мультфильмы

17 229

«Маша — призрак убитой Медведем девочки»: 8 безумных теорий про известные мультфильмы

17 229

«Маша — призрак убитой Медведем девочки»: 8 безумных теорий про известные мультфильмы

17 229

В начале апреля детского омбудсмена по Санкт-Петербургу Анну Митянину возмутил ответ умной колонки «Алиса» на вопрос: «Почему Маша из мультфильма „Маша и Медведь“ живет одна?» Алиса ответила, что Маша — призрак убитой Медведем девочки, поэтому она не растет и мучает своего «убийцу» на протяжении уже семи сезонов. Мы собрали еще несколько безумных теорий о Маше и других героях наших любимых мультфильмов.

1. Маша и ювенальная юстиция

Когда мультсериал только начал выходить — а случилось это в далеком 2009 году, — защитники «традиционных ценностей» разглядели в нем метафору ювенальной юстиции — такую версию выдвигал, например, священник Димитрий Беженарь. По мнению священнослужителя, «Маша — это развязный, невоспитанный, не имеющий никаких ограничений ребенок, думающий только о своих правах, но не об обязанностях». А Медведь — либо родитель, лишенный прав, либо «приемный родитель», который готов позаботиться о ребенке, потому что биологические мама и папа якобы не смогли этого сделать (потому что им помешала ювенальная юстиция).

В разрушении «традиционных ценностей» сериал обвиняла и Лидия Матвеева, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. По мнению профессора, «героиня мультфильма проявляет непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление».

2. Ёжик и ад

Думаете, «Божественная комедия» Данте — это сложно? Это вы просто невнимательно смотрели мультфильм Юрия Норштейна про Ёжика в тумане.

По версии интернет-пользователей, Медвежонок, к которому Ёжик отправился в самом начале истории, уже давно умер и попал в ад — он ведь хищник, а значит, убивал живых существ. Как настоящий друг, Ёжик отправляется в загробный мир с вареньем, чтобы угостить друга и облегчить его страдания. По пятам за ним идет Сова — символ ночи и смерти. Потом он встречает Лошадь, которая охраняет вход в загробный мир, а в тумане видит души тех, кто так и не нашел покоя — Улитки и Слона.

Наконец Ёжик находит портал — разлом в старом дереве, откуда доносится крик Медвежонка. Он встречает демонов — летучих мышей, за ним все еще гонится смерть — Сова, пока в изнеможении герой не падает в реку Стикс. Оттуда Ёжик снова видит Лошадь, но она уже не обращает на героя никакого внимания, думая, что по реке просто перемещается очередной труп.

По взгляду Ёжика, которому все же удалось отыскать в аду своего друга, в общем-то, понятно, что путь в мир мертвых был непростым. А еще мы понимаем, что Медведь так до конца и не осознал, что погиб. Поэтому он болтает без умолку, а Ёжик «думал о Лошади: как она там, в тумане?».

3. Смурфики и расизм

Профессор политических наук парижского Института политических исследований Антуан Буэно в своем исследовании «Маленькая синяя книжка: критический и политический анализ общества смурфов» утверждает, что смурфы были коммунистами, расистами и антисемитами.

В пользу этой теории говорит тот факт, что гномики носят белые колпаки — как члены ку-клукс-клана — и при этом приветствуют друг друга очень подозрительным жестом: взмахом руки вверх. А еще, по словам исследователя, «устройство жизни смурфов напоминает советский строй, пропитанный утопическими и шовинистскими идеями».

Главный злодей смурфов — Гаргамель — престарелый колдун с крючковатым носом, одержимый деньгами. А кота его, который тоже является отрицательным персонажем, зовут Азраэль — прямо как ангела смерти в еврейском фольклоре. Если у вас сохранились фигурки смурфиков из «Киндера», приглядывайте за ними повнимательнее, мало ли что они задумали!

4. «История игрушек» и проблема неблагополучных семей

Кстати, про ожившие игрушки: вокруг мультфильмов про ковбоя Вуди и космического рейнджера Базза десятки теорий. Но мы остановимся на двух интересных версиях, которые касаются антигероя из первого мультфильма — мальчика Сида, который жестоко издевался над игрушками в первой части.

Когда мы смотрим мультфильм впервые, мы не задумываемся над тем, почему ребенок ведет себя так агрессивно: он отнимает игрушки у младшей сестры, отрывает куклам головы, прожигает ковбою дырку в голове и намеревается взорвать Базза. Но где же всё это время находятся родители? Его отца нам показывают всего один раз — точнее, мы видим только его ногу в белом носке. Папа мальчика лежит в кресле в темной комнате, а вокруг него валяются жестяные банки. Злая и агрессивная собака Сида, которая заглядывает в эту комнату вместе со зрителем, не решается следовать дальше — она быстро удаляется, испугавшись хозяина.

Можно сделать вывод, что желание навредить и причинить боль у ребенка появилось не само по себе — Сид растет в неблагополучной семье с отцом-алкоголиком и так «проживает» свои травмы. В пользу этой теории говорит и количество замков на двери у ребенка: зачем маленькому мальчику в собственном доме устанавливать на дверь столько щеколд?

И, кстати, в третьей части мы, кажется, видим, что Сиду удалось справиться с некоторыми своими проблемами: парень вырос и стал мусорщиком. Но не спешите делать выводы о том, что жизнь его сложилась неудачно. По мнению фанатов истории, мусорщиком Сид стал специально для того, чтобы находить сломанные игрушки и ремонтировать их — как бы искупая злодеяния, которые он успел совершить в детстве.

5. Губка Боб и Оппенгеймер

«Губка Боб Квадратные Штаны» — мультфильм, в котором просто нет логики. Ну сами подумайте: под водой в доме живет губка, ее питомец — улитка, возлюбленная — белка, которая всегда ходит в снаряжении для подводного плавания, а работает губка на кухне, где готовят бургеры.

Но даже этому безумию интернет-пользователи нашли объяснение: Бикини Боттом — городок, в котором живут Боб и его друзья, — результат ядерных испытаний. Не верите? А вот факты: с 1946 по 1958 год на острове Бикини США взорвали 23 единицы ядерного оружия, в том числе и в море. Вот такой вот Оппенгеймер в мире Губки Боба.

6. Тарзан и его сестры

Безумная теория, хотя ее подтвердил второй режиссер «Холодного сердца» и режиссер «Тарзана» Крис Бак. По словам кинематографиста, родители Эльзы и Анны не погибли во время кораблекрушения, а спаслись — их выбросило на берег тропического острова, где у них родился сын — мальчик Тарзан.

Конечно, у этой теории, хоть ее и выдвинул один из создателей мультфильма, много несостыковок: начиная с внешности родителей Тарзана и двух принцесс, заканчивая обычным несовпадением по времени, ведь все мы помним, что в домике на дереве, откуда Тарзана заберет Кала, было фото его мамы и папы. А Эльза и Анна очевидно живут в мире, в котором фотоаппаратов еще нет.

7. Тоторо и криминальные сводки

Не рассказывайте об этом колонке «Алисе», но, кажется, призраки мертвых девочек обнаружены в еще одном мультфильме. Сразу скажем: в студии Ghibli теорию опровергли.

Есть версия, что история Сацуки и Мэй — двух сестер, главных героинь мультфильма «Мой сосед Тоторо» — на самом деле основана на реальных событиях. В 1963 году в Саяме — месте, расположенном неподалеку от городка, где поселились девочки с отцом в мультфильме, — была жестоко убита 16-летняя девушка. А ее старшая сестра в скором времени покончила с собой. Преступление было совершено в мае, а имена девочек из истории Миядзаки — и старшей, и младшей — с английского и японского переводятся как «май».

К концу мультфильма подтверждений теории становится еще больше: у котобуса в пункте назначения высвечивается «могильная дорога», а когда Сацуки находит Мэй, та сидит возле шести статуй Дзидзо — это божество Японии, покровитель путешественников и душ умерших детей. Многие говорят и о том, что в последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тени, хотя в студии Ghibli случайно не нарисовать их точно не могли.

8. Тим Бёртон и мультивселенная безумия

Эта теория основана на том, что герои мультфильмов Тима Бёртона похожи друг на друга. По удивительному стечению обстоятельств, почти у всех у них лицо молодого Джонни Деппа. Но фанаты пошли дальше и решили связать три истории вместе — «Франкенвини», «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством».

Согласно этой теории, Виктор — мальчик из «Франкенвини», который стремится «оживить» сбитого машиной любимого пса, так развил свои способности изобретателя, что в конце концов создал машину времени. Вместе с верным другом Спарки — тем самым ожившим псом — Виктор попадает в викторианскую Англию. Из-за утомительных путешествий сквозь века мальчик забывает о прошлой жизни. Ребенок долго скитается по городу, пока его не усыновляют рыботорговцы. Так Виктор из «Франкенвини» становится Виктором Ван Дортом. После смерти он вновь перевоплощается, на этот раз — в Джека Скеллингтона. Почему фанаты решили, что это всё тот же Виктор? Потому что у Джека в »загородной жизни» есть пес Зеро, подозрительно напоминающий оживленного Виктором Спарки из «Франкенвини».


У стремления найти в художественных произведениях смысл, который авторы, скорее всего, в них не вкладывали, даже есть специальное название — СПГС, синдром поиска глубинных смыслов. Как оценивать такое явление? Как неотъемлемую часть культуры — люди всегда будут интерпретировать произведение по-своему, замечать в книгах, фильмах и мультфильмах религиозный, политический, философский подтекст, находить параллели и тайные смыслы и, конечно, конфликтовать и спорить с оппонентами в попытках найти ответ на вопрос «Что же хотел сказать автор?».

Фото: Devi Zakiyatus, MOHAMEDE el haryry, nezukoofficial / Shutterstock / Fotodom; Союзмультфильм, Studio Ghibli, Walt Disney Pictures, Tim Burton Productions, Walt Disney Animation Studios, Анимаккорд, Pixar Animation Studios, Dreamworks Pictures, Parkes/MacDonald Image Nation, BenderSpink, Vertigo Entertainment