Манга и кодомо, Дораэмон и Покемон. Всё, что вам нужно знать про аниме

… которое наверняка смотрит ваш ребёнок
3 733

Манга и кодомо, Дораэмон и Покемон. Всё, что вам нужно знать про аниме

… которое наверняка смотрит ваш ребёнок
3 733

Манга и кодомо, Дораэмон и Покемон. Всё, что вам нужно знать про аниме

… которое наверняка смотрит ваш ребёнок
3 733

Аниме — это целый культ, который привлекает зрителей всех возрастов по всему миру. Но в самой Японии дети смотрят «Тома и Джерри». О причинах популярности аниме и о том, для кого его снимают, мы поговорили с Митсуо Тахира, членом жюри Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс».

Что самое важное сейчас происходит в японской анимации?

Самым интересным мне кажется факт, что в японской анимации сейчас не так много… анимации для детей. Большая часть мультфильмов создаётся для взрослых людей или подростков. Эти жанры только развиваются с каждым годом. Для детей в основном создаются комиксы — «манга». На нашем фестивале Kineko мы стараемся представить продукцию именно для детей, причем привезённую со всего мира.

Митсуо Тахира

Но почему так получилось, что японская анимация создаётся в основном для взрослых, а не детей?

Во-первых, в Японии не особенно любят обычные фильмы. В кино ходят редко и только взрослые. А с тех пор, как в 2016 году вышел очень известный романтический анимационный фильм «Your name» для взрослых, считается, что аниме поднялось на новый уровень и достигло стандартов «обычного» кино. Так что теперь в Японии большую часть аниме делают для зрителей подросткового возраста и старше.

Кадр из аниме «Твоё имя»

Вторая причина в том, что большую часть видеоконтента взрослые японцы получают из телевизора. И аниме показывают как на государственных, так и частных каналах круглосуточно. Надо сказать, что подчас это лучшее, что можно увидеть на японском телевидении. Плюс ко всему, есть множество специальных сайтов, где их можно смотреть онлайн.

И, наконец, это просто модно. Поэтому аниме любят подростки. Есть целые клубы, аниме-фестивали, молодёжь любит копировать персонажей аниме, создают сообщества фанатов.

Как тогда выглядит аниме для детей?

Это, в основном, телевизионные сериалы. Есть несколько таких, которые очень любят японские дети уже в нескольких поколениях. Например, манга-сериал «Дораэмон» про приключения кота-робота, который переместился во времени. Манга (японские комиксы) часто становятся основой для аниме. Представьте, первый выпуск манги про Дораэмона появился в конце 60-х. Ещё одно культовое аниме — «Покемон» — мультфильм, который стал брендом для японской анимации. Он идёт в Японии с конца 90-х. Вы его наверняка знаете по популярной игре.

Манга «Дораэмон»

Приведу интересный факт. В Японии сейчас много семей, где родители развелись. Поэтому даже в классических мультиках появились новые сюжеты, которые так или иначе пытаются отрефлексировать происходящее с институтом японской семьи. Я думаю, что анимация для детей должна нести мораль и смысл.

Но, к сожалению, люди, которые делают анимацию в Японии, гораздо больше думают о заработке, чем о влиянии на детей

Они хотят больших рейтингов на телевидении, а не нести доброе и светлое. На анимационных фестивалях как раз можно увидеть локальные и зарубежные мультфильмы, которые на самом деле говорят о важных вещах. В этом я вижу свою миссию — показывать родителям и детям то, что они не могут увидеть на телевидении и в интернете каждый день.

Кадр из аниме «Покемон»

Аниме делится на несколько видов. Вы могли бы описать каждый из них?

Насколько я знаю, есть два основных вида японских мультиков. Первый — образовательное аниме. Второй — развлекательный. Один из самых старых видов детского аниме называется «кодомо», в котором как раз нет «взрослого» контента. Но главный тренд — это обилие западных мультфильмов. Именно они сейчас популярны в Японии. Наши дети всё чаще и чаще предпочитают смотреть американские мультики, а не местные.

Когда я был маленьким ребёнком, все японские дети смотрели «Том и Джерри». Но именно за последние десять лет интерес к американской и вообще зарубежной анимации в Японии вырос в разы. Потому что, несмотря на культурные и языковые различия, она занимается тем, чтобы сделать сюжет мультфильмов увлекательным.

В чём фундаментальное различие между японской, американской и европейской анимацией?

Европейская анимация не слишком популярна в Японии просто потому, что её нет на нашем рынке, до маленького зрителя она не доходит. Европейские мультфильмы можно увидеть только на фестивалях — таких, как наш, например. Но вот японские родители как раз очень заинтересованы в этих мультфильмах, потому что в них всё сделано по-другому: другие цвета, другой язык, другая культура. Они кажутся нам более художественными, чем японская анимация. Мы можем посмотреть аниме в любой момент дома по телевизору. Кроме того, в основе аниме лежат бытовые истории, а вот в европейских мультфильмах больше сказочного и художественного. Поэтому родители с удовольствием ходят на западные мультфильмы, если они идут в кино или на фестивалях.

Японский фестиваль Kineko

Почему японское аниме стало настолько популярным во всём мире?

Я никогда не задумывался об этом. Наверное, причина в том, что на Западе люди более чувствительны к японской мультипликации, чем к своей, локальной. Моё субъективное мнение — всё дело в особенном художественном стиле аниме. Техника рисования японских мультфильмов, а главное, их сюжеты и истории так привлекают западного зрителя, потому что это нечто новое и необычное для них. Они постигают нашу — загадочную и совершенно далёкую от них — культуру через анимацию. В Японии всё то же самое — мы пытаемся понять европейцев и американцев через их мультфильмы.