Как помочь детям понимать большие тексты: Pre-Texts — метод профессора из Гарварда

29 494

Как помочь детям понимать большие тексты: Pre-Texts — метод профессора из Гарварда

29 494

Как помочь детям понимать большие тексты: Pre-Texts — метод профессора из Гарварда

29 494

Гарвардский профессор Дорис Соммер разработала метод Pre-Texts, помогающий детям и взрослым лучше понимать тексты любой сложности. Суть его в том, что текст нужно не просто читать, а интерпретировать — переносить в новую творческую форму, которую каждый из студентов выбирает сам. Пока звучит немного запутанно, но сейчас мы все подробно и по пунктам объясним.

В чем смысл метода

Метод Соммер называется Pre-Texts, а сама автор сравнивает его с педагогической акупунктурой, как бы стимулирующей навыки чтения и письма. Метод представляет собой простую схему, состоящую из трех базовых шагов: берем текст, играем с ним, используя различные художественные техники, и размышляем над проделанной работой. Игра помогает достичь глубинного понимания материала, потому что творческая интерпретация позволяет персонализировать текст, сделать его своим. Даже самые сложные и скучные произведения начнут вызывать у детей интерес и любопытство, если перед ними будет поставлена задача «перевести» текст в новую творческую форму. Какую — решать им.

Для чего это нужно

Практики Pre-Texts направлены на то, чтобы участники процесса:

  • перестали чувствовать страх перед сложностью литературного или технического текста;
  • получили опыт критического и творческого мышления;
  • поняли, что интерпретация текстов строится на базе личного опыта;
  • увидели, что творческое вмешательство помогает лучшему восприятию текстов;
  • осознали, что язык — это один из видов искусства, который приводит в действие другие художественные процессы.

Как это работает

Все ученики садятся в круг. Кто-то один (по желанию) вслух зачитывает выбранный совместно фрагмент текста. Пока он читает, остальные создают обложку-иллюстрацию для этого текста, используя картон или другие материалы: в ход могут идти старые газеты, журналы, календари, — все, что есть под рукой.

Затем каждому ученику дается задание придумать по одному вопросу к тексту. Вопрос может быть любой сложности и глубины. Поскольку внимание детей сосредоточено на работе над обложками, для того чтобы сформулировать свои вопросы, многие захотят прочитать текст самостоятельно.

Для этого учителю нужно иметь копии текста, которыми могут воспользоваться все желающие. Когда вопросы придуманы, участники зачитывают их по очереди, записывают на листках бумаги и развешивают на доске. Потом каждый выбирает по чужому вопросу и анонимно на него отвечает. Таким образом дети приходят к пониманию текста не через объяснения, написанные в учебниках, а через собственное любопытство.

В конце каждого проведенного таким образом урока учитель задает вопрос: «Что мы сделали?» Всем, кто участвовал в процессе, необходимо поделиться своими мыслями о проделанной работе в течение ограниченного времени — скажем, пяти минут. Это делается для того, чтобы обеспечить всех детей равными возможностями. Самые робкие смогут высказаться и быть услышанными, а тем, кто привык говорить подолгу, придется научиться делать это в более сжатой форме.

Важно отметить, что формулировка вопроса имеет критическое значение

Например, у вопроса «Чему мы научились?» больше шансов получить негативные отклики от подростков, поскольку он вынуждает их хвалить работу учителя. Тогда как отвечая на вопрос «Что мы сделали?», ребенку необходимо обосновать результаты собственной работы, то есть рассказать о том, что интересно ему.

Помимо обсуждения достигнутых результатов, в конце урока участникам предлагается выбрать, в какую творческую форму они хотят облечь текст. Это может быть фотография, музыкальная композиция, театральная пьеса, картина, поэма, танец или даже рецепт.

Чем это поможет детям

Такая схема построения урока помогает детям посмотреть на давно знакомый предмет с совершенно иного ракурса. Кроме того, наблюдая, как интерпретируют материал остальные, дети смогут лучше узнать своих одноклассников и научатся ценить чужие мнения, которые могут расходиться с их собственными. Одна из особенностей метода Pre-Texts в том, что разность точек зрения не только не осуждается, но и всячески поощряется, поскольку участники ищут не правильные ответы, а новые интерпретации.

Уроки по методике Дорис Соммер позволяют уменьшить нервное напряжение в классе: учителю больше не нужно волноваться о том, чтобы создать впечатление авторитетного всезнайки, а ученикам — переживать о том, что их вопрос покажется остальным неуместным или останется без ответа. Все работают над текстом вместе: он является сырым материалом для творчества и сотрудничества.