«Преподаватели — ровесники или младше меня». Личный опыт: как (и зачем) поступать в творческий вуз в 37 лет

31 818

«Преподаватели — ровесники или младше меня». Личный опыт: как (и зачем) поступать в творческий вуз в 37 лет

31 818

«Преподаватели — ровесники или младше меня». Личный опыт: как (и зачем) поступать в творческий вуз в 37 лет

31 818

2 июля 2021 года Государственная дума РФ приняла закон, благодаря которому даже имея высшее образование можно получить еще одно — творческое — совершенно бесплатно. А мы нашли человека, который нашел еще один способ это сделать — писательница Софья Ремез уже год бесплатно учится во ВГИКе. Софья рассказала «Мелу», каково это — поступать в вуз в 37 лет, сдавать сессии без отрыва от работы и детей и стоит ли игра свеч.

«В 16 лет учиться на режиссера не всегда целесообразно»

Закон о возможности бесплатно получить второе высшее в области искусств — наверное, самое умное решение в сфере образования, принятое за последние несколько лет. Потому что в 16 лет учиться на режиссера, оператора, сценариста или писателя не всегда целесообразно. Можно понять «как», но еще неясно, «о чем» и «зачем».

Я бы никогда даже не задумалась о втором высшем — в первую очередь из-за того, что это дорого. А если учиться всерьез — как совмещать учебу с работой? А если уходить с работы — где брать деньги на учебу? Замкнутый круг. Другое дело — учиться бесплатно.

Софья Ремез

Несколько лет назад я узнала, что люди, получившие высшее образование до того, как ввели разделение на бакалавриат и магистратуру, имеют право поступать на бюджетное место в магистратуру на общих основаниях.

Причем магистратуру не обязательно выбирать исходя из первого образования. Подойдёт совершенно любое высшее учебное заведение, где есть бюджетные места для магистров. Например, если учился на преподавателя физики, можно поступать на психолога или учителя литературы. Никаких ограничений. Но экзамены, конечно, сдать придется.

«Выбирала институт, как в магазине игрушек»

Для меня открылся прекрасный новый мир бесплатного образования. Думаю, я не единственный человек, который после окончания школы не смог сразу же выбрать профессию на всю жизнь. Поступала туда, куда было проще сдать экзамены. В моем случае это был истфак МГУ, отделение истории искусства. Моя мама — искусствовед, и она подготовила меня к экзаменам. Я с горем пополам получила широкое гуманитарное образование и много лет потом не знала, что с ним делать. Училась плохо, потому что было не очень интересно. И здорово, что теперь есть возможность поучиться по-человечески.

Почему ВГИК? Я с детства мечтала делать кино. Но когда в 16 лет нужно было определяться с вузом (почему-то стыдно было не поступить в институт сразу после школы; сейчас я так не думаю), я решила, что у меня нет истории для своего кино. И была права. Истории не было. Истории появляются гораздо позже, а идеи о том, как из этих историй сделать что-то интересное и понятное другим, — еще позже. Пару лет назад я в соавторстве с писательницей Александрой Можгиной написала два сценария для сериала «Простоквашино». По ним сняли мультфильмы, но работать без опыта и самых простых знаний было трудно, и процесс затянулся. Изобретали велосипед. Вот тогда-то мне и захотелось научиться азам профессии.

Словом, я узнала, что могу поступать, но три года никуда не поступала. Изучала сайты разных вузов, выбирала, как в магазине игрушек. Много интересных магистратур в РГГУ, в Педагогическом институте, в театральных. Я понимала, что воспользоваться опцией можно только один раз. Наконец, во время карантина 2020 года, решилась. Поступать не просто «куда-нибудь», а туда, где меня научат делать то, что я уже и так пробую делать.

***

Сдавать вступительные экзамены в 37 лет — одно удовольствие. Потому что ты просто в силу возраста знаешь очень много всего. Я смотрела море фильмов, читала много книг, неплохо ориентируюсь в изобразительном искусстве, еще лучше — в истории архитектуры, прекрасно знаю историю дизайна (я проработала много лет в журналах об архитектуре и дизайне), очень много путешествовала, выучила несколько иностранных языков, написала несколько книг для детей. Короче говоря, я прожила приличный кусок жизни, в который вошло очень много всего.

Однокурсники Софьи Ремез

Поэтому мне не нужно было специально писать что-то для подачи «творческой папки»: накопилось много рассказов, которые оставалось просто отправить. Собеседование прошло легко и интересно. Вступительный этюд, который пишут прошедшие в третий тур, — тоже.

Могу точно сказать, что в 16 лет я бы не сдала эти экзамены без очень серьезной подготовки

В детском саду нас заставляли спать днем. И нас это бесило. А предложи сейчас кому-то из нас пару часов поспать днем на работе… Вот так и здесь. Сессии проходят гораздо легче, чем тогда. Во-первых, мы сдаем не так много всего. Преподаватели уже на лекциях и семинарах понимают, что мы сами заинтересованы учиться и многое уже знаем. Скажем, философию мы все уже сдавали, а многие и не один раз. К некоторым экзаменам не надо готовиться: ты просто знаешь. Другое дело — экзамен по специальности (в моем случае это сценарное мастерство). Тут всегда интрига. Если в университете мне достаточно было получить тройку и переползти на следующий курс, то тут появляется здоровая конкуренция. И хочется учиться на одни пятерки.

«Студенты — ровесники, преподаватели младше»

На курсе, в мастерской Аркадия Яковлевича Инина и Наталии Александровны Павловской, где я сейчас учусь, практически нет вчерашних выпускников бакалавриата. И я не самая старшая на курсе. Все однокурсники — очень интересные люди, каждый со своей историей. Есть специалист по русскому фольклору, водитель, электрик, несколько журналистов, действующие сотрудники киностудий, юрист, два писателя, детский и взрослый (это я и Илья Оганджанов), один крупный начальник и очень красивая актриса. Есть двадцатилетние, но больше тех, кому ближе к сорока и даже сильно за сорок.

Так как занятия проходили в зуме, магистранты сидели на семинарах и лекциях с детьми

А одна однокурсница, Гульшат Смагулова, кинематографист из Казахстана, между экзаменами родила ребенка. И умудрилась успеть ко всему подготовиться и всё сдать в срок.

Половина моих однокурсников — из других городов. С теми, кто живет в Москве, мы иногда встречаемся и прекрасно общаемся вне зума. Но у всех своя жизнь, и это тоже прекрасно. Все взрослые, у всех мало времени, никто не готов жить «настоящей студенческой жизнью», все хотят учиться. С одним из однокурсников, писателем Ильей Оганджановым, мы вместе начали писать новеллу — сценарий короткометражного фильма. Встречаемся раз в неделю — и сидим, придумываем. Вот такая студенческая жизнь во время пандемии. Мне нравится.

Софья Ремез сочиняет новеллу вместе с однокурсником -писателем Ильей Оганджановым

Среди преподавателей есть при этом и наши ровесники, и даже те, кто младше. Вот это действительно необычно и интересно.

«Всем кажется, что ты занимаешься ерундой»

Самое сложное, как мне кажется, — принять отношение окружающих к твоей учебе. Им всегда будет казаться, что ты занимаешься ерундой. Потому что одно образование у тебя уже есть. И сидела бы себе спокойно, занималась домом, детьми, работой. Потому что «ты же взрослый человек».

Нужно просто понять для себя: если учеба делает тебя счастливым, нужно учиться. Потому что живем мы всё-таки для радости, а не для совести. Жизнь короткая, и почему бы не успеть узнать и сделать больше? Со временем и дети, и родители, и работодатели будут гордиться тобой. Если все получится. Но остается, конечно, страх, что не получится ничего. Потому что может не хватить сил.

Я для себя решила, что вне зависимости от того, что будет дальше, для меня важно то, что происходит сейчас

Я отвечаю за этот выбор и защищаю его. Время на учебу и работу находится прежде всего благодаря тому, что магистратура заочная. Кроме того, все занятия проходят дистанционно, так как мы начали учиться во время самой жесткой изоляции. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Но все равно на время сессий приходится брать отпуск, иначе не успеваю ничего писать, читать, сдавать зачеты и экзамены. Не знаю, получилось бы у меня учиться в очной магистратуре. Возможно, пришлось бы увольняться. Но на то магистратура и бесплатная. Можно накопить денег на два года и затянуть пояс.

Когда я только начала учиться на сценариста — мне стало сложнее писать прозу. Не получалось вообще ничего — ни сценарии, ни тексты. Но спустя год как будто севшую батарейку наконец заменили. Если раньше в прозе я почти ничего не придумывала, все брала из жизни и было очень страшно, что получится недостоверно, то теперь мне ничего не страшно. Пробую новые для себя жанры и получаю от этого удовольствие.

Правила для тех, кто решился:

  • Помните, что второе бесплатное образование можно получить только один раз. Не поступайте куда-то только потому, что туда легко поступить или там есть бюджетные места. Один раз вы, скорее всего, так уже сделали.
  • Изучите варианты. Никто не дышит вам в затылок, у вас наконец-то есть время спокойно выбрать. Посмотрите, что нужно сдавать, кто из мастеров набирает (скажем, я учусь в мастерской комедии, а если бы поступала на год раньше, попала бы к мастеру драмы), сколько бюджетных мест, какие документы требуются для поступления.
  • Подстелите соломку. Поговорите с родственниками, мужьями/женами/работодателями. Готовы ли они взять на себя детей/домашние обязанности/прогулки с собаками. Имейте в виду, что, возможно, вам придется часто брать отпуск или перейти на неполный рабочий день с потерей дохода.
  • Будьте готовы к провалу. Если не поступите на бюджет, это не обязательно означает, что вы бездарны. Возможно, вы попали не к своему мастеру. Я поступала одновременно и на очное, и на заочное отделение и недобрала баллов на очное.
  • В творческий вуз, как мне кажется, нет смысла специально готовиться. Если у вас есть способности, вы как минимум пройдёте пару творческих конкурсов. Сдавать вступительные в творческий вуз — это приключение и классный опыт. Помните, что вы никому ничего не должны. Вы делаете это только для себя. Просто потому, что можете себе это позволить.