«Школам не нужно, чтобы дети сами писали и думали». Учитель словесности — о ЕГЭ и не только

12 438

«Школам не нужно, чтобы дети сами писали и думали». Учитель словесности — о ЕГЭ и не только

12 438

«Школам не нужно, чтобы дети сами писали и думали». Учитель словесности — о ЕГЭ и не только

12 438

О том, что не так со школьной программой по литературе и почему детям трудно все это читать, с учителем словесности Лицея Вышки, доцентом НИУ ВШЭ Михаилом Павловцом мы уже говорили. Продолжаем беседу в эфире «Радиошколы». Теперь — о внеклассном чтении, ЕГЭ и сочинениях.

Что сейчас читают дети

Современные дети читают гораздо больше, чем их бабушки и дедушки. Дело в том, что они воспринимают текст не только из книг, но и из социальных сетей, фанфиков, чатов. Сейчас текстоцентричный мир. Есть такая наука семиотика, которая говорит, что все мы живем в мире знаков. Значит, можно читать еще и выражения лиц, фильмы, картины, спектакли, компьютерные игры.

В целом черты произведений, которые в топе у молодежи, — это хорошее напряженное повествование с ярким сюжетом и интересными характерами. На эту тему проводила исследование Любовь Борусяк, она рассказала о самых популярных авторах среди подростков. Интерес у читающей молодежи сейчас вызывает мировая классика, в частности западно-европейская конца XIX –начала XX века. На первом месте стоят Ремарк, Джек Лондон, в частности «Мартин Иден». Нынешние подростки также любят фантастику — Рэя Брэдбери. Зачитываются антиутопиями таких авторов, как Оруэлл, Хаксли, Замятин. Еще им нравится психологическая проза, например Фицджеральд.

Знать краткое содержание книги и понимать её — не одно и то же

Другой вопрос в том, что классическая литература занимает незначительное место в жизни современных детей. И эта проблема появилась не только из-за того, что сейчас есть множество ресурсов, на которых можно читать другие произведения. Важную роль здесь сыграло нынешнее образование, которое, к сожалению, не предполагает обязательного чтения художественного произведения. Его цель — знание содержания литературного произведения. Это значит, что достаточно почитать краткое содержание на отдельном сайте, после этого послушать короткую лекцию и прочитать учебник, обращающий внимание только на те элементы содержания, которые нужно запомнить.

Был одно время в Министерстве образования (в 2012–2016 годах, когда министром образования и науки был Дмитрий Ливанов) подход, который предполагал, что ребенок должен уметь читать, оценивать, высказывать свое мнение и уметь объяснять, почему он рекомендует к прочтению то или иное произведение.

Такой подход вызвал неприятие, и было даже создано Общество русской словесности во главе с патриархом, которое должно было определить список книг, обязательных для изучения в школе. Интересная ситуация произошла с произведением «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. В 2008-м его подготовили к чтению школьниками и внесли в программу: что-то убрали, что-то сократили или дали в пересказе. Однако оно не попало в кодификатор ЕГЭ.

Есть специальные нормы — СанПиНы, которые определяют, сколько часов должен тратить ребенок на учебу и отдых. Так вот, количество обязательных к прочтению произведений никак не учитывает, сколько часов нужно ребенку, чтобы прочитать все книги, сколько часов у него в результате остается на домашнюю работу по другим предметам, сколько — на прогулки или занятия спортом.

Фото: Ground Picture / Shutterstock / Fotodom

Учат ли сочинения думать творчески

Современные дети пишут огромное количество сочинений не только по литературе и русскому языку, но и по другим предметам. Даже на уроках математики сейчас этим занимаются. Например, в Нью-Йоркском университете 80% студентов-инженеров берут дисциплину Creative Writing. Они понимают, что должны уметь писать заметки, письма или вести дневник.

Негативная тенденция школьных сочинений в том, что их большое количество, к сожалению, не показатель качества. Причина проста: все тексты пишутся по шаблонам, потому что используется только репрезентационный подход, а творческий игнорируется.

Увы, современные школы не заинтересованы в том, чтобы дети сами писали, думали и анализировали

К тому же учителям гораздо проще для проверки смотреть написанные по шаблону работы. Эту тенденцию, кстати, поддерживает нашумевший ChatGPT, который с легкостью создаст уникальный текст по образцу. Поэтому нейросеть справляется с итоговым сочинением, которое сейчас пишут все одиннадцатиклассники.

ЕГЭ по литературе — это испытание

По статистике, около 9% одиннадцатиклассников сдают ЕГЭ по литературе. Многие выбирают ее, потому что считают, что гуманитарные профессии легче. Это, конечно, инфантильный подход, но я его не осуждаю. Мне кажется, сложно в 17 лет определить, чем ты хотел бы заниматься всю жизнь. В этом возрасте хочется выбрать что-то попроще, чтобы освободить время для встреч с друзьями и отдыха.

Многие спрашивают, как подготовиться к ЕГЭ по литературе. К сожалению, то, что для этого не надо читать тексты полностью, абсолютная правда.

На мой взгляд, успешная подготовка предполагает знание учебника, на который ориентируются составители ЕГЭ, знание наизусть необходимых стихотворений. Еще нужно выучить определения основных литературных понятий и научиться писать сочинения по шаблону.

«Как относиться к ЕГЭ?» — спрашивают родители выпускников. Ответ прост: как к очередному жизненному испытанию. Главное — дарить ребенку максимальную поддержку и дать понять, что жизнь на сдаче ЕГЭ не закончится. Конечно, нужно мотивировать, но при этом показывать, что ваша любовь к ребенку останется такой же сильной несмотря на результаты экзаменов.

Как сделать так, чтобы ребенок читал

Есть очень хорошая фраза: «Не пытайтесь воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас». Конечно, чаще всего дети читают в семьях, где читают и родители. Но так происходит не всегда, и это тоже нормально. Дети могут не читать книги, но получать настолько же полезную информацию из видеоконтента, компьютерных программ. Если вы все же хотите сделать так, чтобы дети полюбили чтение, то не давите на них, а мотивируйте. В этом заключается и секрет педагогики: сделать так, чтобы ребенок не чувствовал, что в него что-то пытаются насильно вложить.

Полную запись разговора с Михаилом Павловцом слушайте здесь. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 13:00 на радио «Говорит Москва».

Материал подготовила стажерка «Мела» Анастасия Аренс. Фото: Slatan / Shutterstock / Fotodom