«Технологии — это замечательно, но они как подспорье». Как работают музыкальные школы во время пандемии
«Технологии — это замечательно, но они как подспорье». Как работают музыкальные школы во время пандемии
Тот, кто учился в музыкалке, знает, что это очень тонкий и кропотливый процесс. Тот, кто не учился, об этом только догадывается. А теперь представьте, что все дети отныне вынуждены учиться музыке онлайн. Как это работает и насколько усложнилась жизнь учителей и учеников, мы выяснили на примере московской детской школы искусств «Вдохновение».
Вся музыкальная школа перешла в онлайн
В детской школе искусств «Вдохновение» много отделений — и музыкальное, и хореографическое, и фольклорное. Отделение фортепиано, как и все остальные, вынуждено было перейти на онлайн-обучение в связи с пандемией коронавируса. «В сложившейся ситуации никуда не денешься, а учиться надо», — говорит завотделением Надежда Пузанова.
Большинство инструменталистов в музыкальных школах занимаются специальностью с педагогом индивидуально, фортепиано не исключение. Помимо этого, ученики обязаны посещать групповые занятия по сольфеджио, музыкальной литературе и хору. И индивидуальные, и групповые занятия перешли в онлайн-формат.
Преподаватели в школе разные, есть и возрастные, но информацию о переходе на онлайн-обучение, по словам заведующей отделением, восприняли нормально: «Никакой ужас нас не обуял. Никто из преподавателей не манкирует. У нас есть, конечно, педагоги, которые не очень знакомы с технологиями, но мобильные телефоны есть у всех, вотсап и телеграм — тоже. Поэтому онлайн-занятия могут проводить все без исключения».
Надежда Пузанова говорит, что любой преподаватель может обратиться за помощью, если чего-то не понимает. «Наши педагоги — молодцы, они не опускают руки».
Проблемы со звуком и связью
Раньше занятия по фортепиано проходили так: в классе ребёнок показывал преподавателю, что выучил дома, и вместе они корректировали его игру. Когда произведения уже выучены, преподаватель и ребёнок работали над техникой и динамикой, а также характером игры и эмоциями. Теперь всё то же самое приходится проделывать онлайн.
Елену Литвину, педагога по фортепиано, внезапная изоляция не застала врасплох, она и раньше занималась с детьми в онлайн-формате. «Когда дети на каникулах и у них есть домашнее задание, возникают вопросы, на которые родители ответить не могут. Поэтому дети мне пишут, что-то фотографируют», — рассказывает она. Теперь эта практика ей очень пригодилась.
Есть несколько способов учиться фортепиано удалённо. Во-первых, дети записывают свою игру на видео, заливают их в приватный канал в ютубе (когда видео доступно по ссылке и не выдаётся в поиске) и отправляют преподавателю, а тот в ответном сообщении подробно расписывает свои замечания — прямо как раньше в музыкальном дневнике. По словам Елены Литвиной, у неё всегда с собой комплект нот — если не в бумажном виде, то в электронном. В нотах тоже можно сделать пометки, на основе которых ученик будет заниматься дальше.
«Перед тем как я сажусь заниматься музыкой, я отправляю учительнице по музыке видео. Она их комментирует и пишет, что нужно исправить. Я занимаюсь и исправляю, а потом снова записываю видео. И так идёт по кругу до самого экзамена», — рассказывает ученица шестого класса Ксения Терешонок.
Бывают и классические онлайн-уроки — по зуму, скайпу, вотсапу или фейстайму. Но это сейчас, по словам Елены Литвиной, совсем не удобно. «Сегодня, видимо, интернет настолько перегружен, что не справляется. Поэтому и звук искажается, и ритм. А ведь мы работаем прежде всего со звуком».
Помимо звуковых проблем, преподаватели сталкиваются и с организационными, особенно это касается занятий с маленькими детьми
«Им всё равно нужно руководство, причем пошаговое. И физическое в том числе: вот у ребёнка не получается пассаж. Обычно мы показываем эти движения и объясняем, каким образом справиться с той или иной задачей. Вслепую мы, естественно, этого сделать не можем. Да, я могу объяснить какие-то моменты, о которых мы уже говорили с ребёнком. Если он помнит и понимает, это получается. Если появляется что-то новое, то, естественно, это труднее. Да, мы включаем онлайн и помогаем. Но самая большая проблема — то, что по телефону они не могут меня понять, а в онлайне идет то самое искажение, о котором мы уже говорили».
Родители стали больше времени уделять занятиям
Труднее всего приходится родителям: у них уходит много времени на то, чтобы организовать ребёнку занятие, а ведь у него есть и обычные уроки, а у самих родителей — работа. «Получается, они тоже должны свои дела подстроить, организовать ребенку занятие: и подключить, и записать, и отправить видеозапись, и сделать всё качественно. Маленькие дети с такими задачами справиться сами ещё не могут», — рассказывает педагог.
Но, по словам Елены Литвиной, в таких занятиях есть и плюсы: у детей развивается самоорганизация и ответственность, ведь нужно и позаниматься, и дать возможность другим членам семьи побыть в тишине и отдохнуть. А среди минусов на первом месте, конечно, отсутствие живого контакта: «Важно удержать внимание, интерес ребенка, научить учиться, понимать, добиваться. А удержать внимание при онлайн-обучении гораздо сложнее, чем в офлайне. И детям важна атмосфера передачи знаний, эмоциональный контакт с учителем. Конечно, этого всего не хватает».
С выпускниками и взрослыми детьми сейчас заниматься значительно проще: они могут сами справиться с технологической составляющей и залить видео на приватный ютьюб-канал, правильно его подписать, чтобы преподавателю было проще разобраться. Ютьюб, по словам Елены Литвиной, удобнее, чем бесконечные видео в телефоне, из-за которых быстро заканчивается память.
Время, которое преподаватели уделяют ученикам, многократно увеличилось: «Сейчас у меня нет ни утра, ни ночи, ни дня, — рассказывает Елена Литвина. — Ребята шлют задания в любое время, когда им удобно, потому что ясно, что в приоритете работа и помощь родителей. Как только у них есть время, я бросаю все дела. Могу послушать задания утром, глубокой ночью. Могу отправить ответ в 12 и в два ночи, потому что мне нужно прослушать запись не один раз. А слушаю я с нотами, делаю в них пометки, фотографирую — им отправляю».
Времени на каждого ребёнка стало уходить гораздо больше: в положенные 45 минут уложиться не получается
«У меня такое ощущение, что я только этим и занимаюсь», — добавляет Елена Литвина.
При этом преподаватель отмечает, что вовлечённость родителей в процесс занятий значительно увеличилась — и это хорошо: «Мы же все живые люди, кому-то хочется слукавить, лучше себя представить, и детям тоже — у них всегда „всё хорошо“. А тут родители видят, что не очень-то и хорошо. Ребёнок позанимался неделю на их глазах — и сразу заметный скачок».
Дома хорошо, но в школе всё-таки лучше
Труднее всего удалённо заниматься сольфеджио, рассказывают ученики. По этому предмету есть несколько форматов заданий, которые ребёнок должен успевать выполнять. «Это и видео, где нам объясняют разные темы, и электронные тесты, где можно в том числе и послушать интервалы (слушание интервалов — обычная практика на уроках сольфеджио. Ученику необходимо на слух точно определить музыкальный интервал, записать или назвать свой результат. — Прим. ред.). Результаты теста мы должны заскринить и отправить учителю на почту. Также он может попросить спеть номер и отправить его либо в видеозаписи, либо в аудио в вотсапе. Есть ещё письменные задания — их тоже отправляют учителю на почту», — рассказывает Ксения Терешонок, ученица шестого класса.
Помимо основных предметов, девочка посещает фольклор. Там от детей сейчас не требуют разбора партий, так как самостоятельно это сделать крайне трудно. Зато присылают документальные фильмы и видео. «После просмотра мы должны ответить на вопросы и отправить ответы учителю в личку», — объясняет Ксения.
По мнению ученицы, очные занятия в музыкальной школе всё-таки лучше: «Это удобнее, особенно по сольфеджио. Да и специальностью лучше заниматься вживую, ведь так ты нарабатываешь опыт. А через видео не очень удобно заниматься: искажается звук, и учителю не всегда удается тебе показать, как правильно».
Преподаватели тоже считают, что обычные занятия такой формат не заменит, хотя очевидно, что сейчас онлайн-уроки позволяют не прерывать процесс обучения: «Это искусство, которое требует сцены, — говорит Елена Литвина. — Когда ребенок попадает на сцену, даже если у него средние данные и он не подаёт, казалось бы, надежд, он может раскрыться совершенно неожиданно. Открываются какие-то внутренние резервы. Нет, сцену ничто не заменит. Технологии — это замечательно, но они как подспорье». Кроме того, музыкальные классы выглядят гораздо лучше, в них созданы все условия для качественного обучения: был сделан свежий ремонт, закуплено новое оборудование и музыкальные инструменты. Преподаватели говорят, что заниматься вживую одно удовольствие (ДШИ «Вдохновение» была модернизирована в 2019 году в рамках программы Мэра Москвы «Искусство — детям». — Прим. ред.).
В конце каждого полугодия дети должны сдавать экзамен. Обычно ребёнок выступает перед экзаменационной комиссией с программой, которую учил на протяжении полугода. Она состоит из нескольких музыкальных произведений. Как будет проходить экзамен в этом году, пока не определено. По словам завотделением фортепиано «Вдохновения», высока вероятность, что оценки за экзамен будут рассчитываться на основе текущих оценок за уроки, которые выставляет преподаватель.
Другой момент — набор поступающих детей. В государственные школы искусств можно записаться через портал «Госуслуги», и уже с 15 апреля был открыт приём заявок. Обычно после того, как все заявки отправлены, музыкальная школа назначает дату прослушиваний. Поступают далеко не все: сначала педагогам нужно оценить способности детей, послушать и понять, что те умеют. Даты прослушиваний в этом году будут перенесены, таким образом, у поступающих будет больше времени на подготовку.
Фото: Shutterstock (Natalia Lebedinskaia)