«Не спрашиваю, верят ли дети в бога». Преподаватель основ православной культуры — о своей работе

И что вообще это за предмет — ОРКСЭ
12 315

«Не спрашиваю, верят ли дети в бога». Преподаватель основ православной культуры — о своей работе

И что вообще это за предмет — ОРКСЭ
12 315

«Не спрашиваю, верят ли дети в бога». Преподаватель основ православной культуры — о своей работе

И что вообще это за предмет — ОРКСЭ
12 315

ОРКСЭ, или «Основы религиозных культур и светской этики», — относительно новый для школы предмет, а потому вызывает много вопросов. Можно ли от него отказаться? А на уроке много религии? Рассказывают директор Павел Северинец и педагог начальных классов ГБОУ «Школа № 1679» Оксана Дорошенко.

Павел Северинец отвечает на вопросы, которые родители обычно задают в первую очередь.

1. ОРКСЭ: что это за предмет и когда его изучают?

Это достаточно новый предмет, который ввели в программу начальной школы в 2012 году. На нем изучают разные мировые религии и светскую этику, и состоит он из шести параллельных модулей:

  • «Основы православной культуры»;
  • «Основы исламской культуры»;
  • «Основы буддийской культуры»;
  • «Основы иудейской культуры»;
  • «Основы мировых религиозных культур»;
  • «Основы светской этики».

Каждый модуль рассчитан на 34 часа и изучается в течение всего 4-го класса. Темы внутри модулей, конечно, различаются, но есть и несколько общих для всех занятий. Например, первый урок любого из них — «Россия — наша Родина».

Обычно занятия проходят один раз в неделю. По расписанию урок ОРКСЭ проходит в одно время у всех классов параллели, поэтому во время занятий дети «перемешиваются» по модулям в зависимости от выбранной темы. Например, если несколько детей из разных классов захотят изучать «Основы православной культуры», то они будут делать это вместе.

Так формируются своеобразные метагруппы.

2. Сколько модулей обязана предоставить школа?

Родители должны выбрать один из шести модулей. При этом школа обязана предоставить на выбор все шесть треков. И даже если какой-то из них захочет посещать только один ребенок, школа все равно должна проводить для него занятие, несмотря на то что это экономически неэффективно, а на самом деле даже затратно.

Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

У нас в школе был случай: только один ребенок выбрал «исламскую культуру», и мы искали возможность, чтобы обеспечить ему преподавателя. Это было организовано за счет сетевого взаимодействия: в другой образовательной организации нашли педагога, который был готов заниматься с нашим учеником по Zoom. Это не единственный вариант: учитель также может высылать ученику записи занятий.

Так сложилось, что модули по основам буддизма и иудаизма не самые популярные в Москве. И если родители все-таки записывают ребенка на один из этих модулей и планируется, что он будет посещать его в одиночестве, директор или заместитель директора могут предложить родителям перезаписать ребенка, например, на «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». В большинстве своем родители готовы согласиться на предложение школы.

3. Как выбрать подходящий модуль?

Обычно выбор того или иного модуля ОРКСЭ продиктован семейными взглядами и традициями. Чаще всего у нас в школе выбирают «Основы мировых религиозных культур» либо «Основы светской этики».

Школы часто проводят родительские собрания по выбору курса ОРКСЭ, на которые приглашают общественных методистов разных конфессий, то есть священнослужителей, представителей воскресных школ, готовых рассказать о курсах и ответить на вопросы родителей еще до написания заявления о выборе модуля ОРКСЭ. Важно, чтобы родитель сделал выбор осознанно.

Представителей конфессий не приглашают на сами уроки: занятие проводит только учитель

Я никогда не буду препятствовать родителю, если он хочет посетить урок и посмотреть, как он проходит. Редко кто из учителей готов заниматься какой-то «самодеятельностью».

Если изначально выбранный модуль все-таки не устраивает, его можно поменять уже в процессе обучения. Родителям достаточно будет написать заявление на имя директора.

4. Можно ли отказаться от ОРКСЭ?

От самого курса отказаться нельзя: он обязателен для того, чтобы ребенка аттестовали по программе общего начального образования.

Если родители против изучения религий и настроены радикально, они все равно не могут отказаться от ОРКСЭ. Это курс, который жестко регламентирован Министерством просвещения: он не дополнительный, а обязательный предмет.

В такой ситуации можно просто выбрать «Основы светской этики». Фактически это курс обществознания для 4-го класса: на уроках говорят о том, что такое добро, коллектив, общество.

На встрече с родителями представители школы могут рассказать, какие темы будут изучать на уроках дети, и подчеркнуть, что этот модуль не имеет никакого отношения к любому из вероучений. Пройдя его, ребенок будет успешно аттестован, тем более что курс простой, учебники написаны простым языком и адаптированы для четвероклассников.

Большинство родителей воспринимает этот модуль спокойно: он точно не предполагает никакой религиозной агитации.

5. Есть ли у уроков ОРКСЭ религиозный уклон?

Все учебники курса прошли экспертизу Российской академии образования, включены в федеральный перечень, большинство из них выпускает издательство «Просвещение». Впрочем, учебник пишется под программу, так что их содержание плюс-минус идентичное.

Если родитель беспокоится о том, чтобы преподавание велось в светском ключе, мы спокойно даем ему учебник для ознакомления. Родитель может взять книгу домой и оценить, насколько она соответствует, на его взгляд, критериям светскости, религиозности или чему-то еще.

Если этого мало, мы встречаемся с родителем, чтобы все подробно обсудить, расставить акценты. Но у государственного регулятора нет вопросов к содержанию и религиозной составляющей пособия, по которому учатся дети, оно уже прошло все экспертизы.

Родителям в итоге остается принять позицию школы, хотя за ними и остается право написать заявление, возмутиться. Вопрос только в том, насколько это действие будет эффективным.

Для детей, которые проходят курсы с религиозной составляющей, компонент вероисповедания вообще не является принципиальным, он не становится предметом обсуждения, анализа или спора.

6. Кто и как может стать преподавателем ОРКСЭ?

Стать преподавателем ОРКСЭ может любой педагог школы, но чаще всего такую квалификацию получают учителя начальных классов. Все преподаватели проходят переподготовку — общую и специальную, в зависимости от модуля, который они хотели бы преподавать. Мы проводим опрос и принимаем решение направить того или иного учителя на курс переподготовки.

Фото: РИА Новости / Александр Викулов

То, насколько легко родители будут относиться к ОРКСЭ, зависит и от личности учителя. Большинство тех, кто преподает ОРКСЭ, — педагоги начальной школы, и там связь «ребенок — учитель» очень важная и серьезная. Родители доверяют педагогу, которого уже хорошо знают, и потому легко отдают ребенка на его курс.

С учителями гуманитарных предметов средней школы, которые тоже могут легко пройти курс переподготовки и успешно преподавать ОРКСЭ, все несколько сложнее. Родители просто меньше доверяют учителю, потому что хуже его знают. Тогда они ориентируются на сам курс и чаще всего выбирают «Основы светской этики».

7. Зачем нужен этот предмет?

Дети в основном относятся к ОРКСЭ как к общеобразовательному предмету, благодаря которому они могут узнать о культуре нашей многонациональной страны.

Например, мой сын сейчас проходит модуль «Основы мировых религиозных культур». Недавно мы посетили буддистскую общину в Бурятии, где есть дацан, — ребенок знает, что это такое, что в нем делают.

В средней школе дети смогут продолжить изучение культурологического и религиоведческого материала в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Это дополнительная программа, выбирать ее необязательно, но если ребенок захочет учиться по этому курсу дальше, то потом получит соответствующую отметку за него в аттестате за 9-й класс.


«Сохранять на занятиях светский тон бывает непросто»

Как учителя преподают ОРКСЭ? Своим опытом делится преподаватель модуля «Основы православной культуры» Оксана Дорошенко:

ОРКСЭ — это целостный предмет, у которого много пересечений с такими дисциплинами, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык» и «Изобразительная деятельность».

Курс «Основы православной культуры» в этом году у нас в школе самый популярный, так что я — один из двух преподавателей, задействованных в преподавании этого модуля.

Курс строится на основе информации из учебников. Я не подбираю темы самостоятельно, но организую материал. Мы с ребятами читаем притчи, разбираем их с точки зрения литературного анализа.

Сейчас в рамках конкурса рисуем храмы, а недавно у нас проходил урок по изучению берестяных грамот. Дети называли их «эсэмэсками из прошлого». А еще удивлялись тому, что на Руси грамотными были и обычные горожане, которые общались друг с другом с помощью красивого старого языка.

Каждую тему мы изучаем в формате игры и беседы. Это не лекция, на которой учитель рассказывает все от А до Я.

Сохранять на занятиях светский тон бывает непросто. Это вопрос постоянного самоконтроля. Я прежде всего педагог и должна помнить, что в нашей профессии всегда, не только на ОРКСЭ, существует грань, которую нельзя переступать. Непросто бывает спокойно перечислять некие факты, не допускать подмены понятий.

Например, когда я говорю о совести, воле, нужно обязательно разделять светское и религиозное понимание. Когда мы говорим, что человек сам контролирует себя, — это светский подход. А с точки зрения религии есть некая сила, которая воздействует на поступки и решения человека. Тут нужно быть осторожной.

Неделю назад у нас проходил урок на тему «Добро и зло». На вопрос, что они сделали доброго за неделю, рук поднялось совсем немного, а вот когда я попросила вспомнить, что плохого сделали им, целый класс захотел поделиться. Договорились, что до следующего занятия они будут стараться запоминать только хорошее. Очень жду, что же они мне расскажут.

«Добро и зло» — общая тема для всех модулей. Но есть и более серьезные занятия

Так, если на «Основах православной культуры» мы изучаем строение православного храма, то на «Основах исламской культуры» рассматривают устройство мечети, на «Основах иудейской культуры» — синагоги, буддийской — дацана соответственно.

На ОРКСЭ мы не ставим оценки: в конце курса дети получают зачеты по проектам, которые они готовят в течение всего года. Оценка — это ведь достаточно субъективно. А как я могу оценивать суждения детей? Поэтому у нас ребята знают, что могут свободно излагать свои мысли, спокойно раскрываться, больше рассказывать о том, что они думают и чувствуют.

Иногда на уроках случаются споры, но они возникают от незнания. Например, мы узнаем из курса, что в славяно-русской Библии — 77 книг, а ребенку дома уже могли рассказать, что их 35. Это не совсем корректная информация, которая тем не менее порождает спор.

Но вполне возможно, что ребенок услышал что-то не то, где-то перепутал. В этом нет ничего страшного. А ситуаций, когда школьник мог бы сказать на уроке что-то вроде «а я не верю в бога», у нас нет: мы не задаем подобные вопросы. Это как раз та грань, которую не надо переступать.

Дети на уроках примеряют на себя роль исследователей. Сейчас мы с учениками, например, работаем над проектом об образах Александра Невского. Ребята изучают описания князя, которые встречаются в летописях, смотрят на его изображения, сами находят информацию, а потом мы вместе ее изучаем.

Скажу однозначно: я не слышала негативных оценок ОРКСЭ. Не слышала, чтобы кто-то говорил, что предмет не нужен или не нравится. Может, это потому, что дети занимаются с интересом, сами рады ходить на занятия, а дома рассказывают что-то новое и интересное родителям.

Тут нет принуждения: родители и дети сами выбирают модули. А мы, педагоги, создаем комфортные условия, сотрудничаем с методической службой и постоянно повышаем квалификацию. Поэтому, думаю, у родителей вопросов и не возникает.

Фото на обложке: РИА Новости / Александр Викулов