Как придумать интересные уроки по ФГОС, которые сможет провести любой учитель
Как придумать интересные уроки по ФГОС, которые сможет провести любой учитель
Что вы помните о школьных уроках музыки? Биографии композиторов и пение хором? Нужна ли вообще музыка и другие творческие дисциплины в школе? А если да, то как их преподавать? Разбираемся вместе с создателями «Культурного марафона» — Натальей Чеботарь, директором по стратегии «Яндекс.Учебника», и Алексеем Муниповым, музыкальным критиком, главным редактором и одним из экспертов «Марафона».
Для кого всё это придумано?
Наталья Чеботарь, директор по стратегии «Яндекс.Учебника»:
«Наш проект начался с запроса учителей создать сценарии по разным предметам — ОБЖ, информатика, музыка. Последняя звучала очень часто — появилось ощущение, что по этому предмету просто нет современных методических материалов. Учителя ищут их где придётся, это отнимает много сил и времени.
Вместе с «Яндекс.Музыкой» мы создали сценарии уроков для классов с первого по восьмой: у нас был контент, опыт создания уроков и помощь экспертов и методистов, вплоть до такого, который оценивал связку урока с ФГОС. Также у нас есть постоянный эксперт и коллега из Центра оценки качества образования Санкт-Петербурга — Зинаида Смирнова. Очень известный и уважаемый методист, работала учителем литературы. Она прекрасно понимает, как устроена школа, и помогала смотреть на ситуацию глазами педагогов.
В мае в разных школах прошли уроки музыки по нашим сценариям, в эксперименте участвовали 2700 учителей из разных регионов России, а по результатам мы не получили ни одного негативного отзыва — только хорошие. Это было очень важно, потому что сценарии были современные и необычные.
В результате на то, что мы делаем, обратили внимание Министерство просвещения и Министерство культуры. У них была идея сделать что-то вроде культурного диктанта, мы предложили свой вариант, в итоге решили сделать совместный проект. «Яндекс.Учебник» объединился с командами «Яндекс.Музыки», «КиноПоиска» и «Яндекс.Афиши». Так и получился «Культурный марафон»».
«Культурный марафон» — это 12 сценариев уроков по музыке, кино, архитектуре и театру (для начальной, средней и старшей школы). Присоединиться к нему, использовать материалы может любой — педагоги, сотрудники музеев, библиотек и других учреждений культуры, работающие со школьниками, родители. А с 1 по 14 ноября — кульминация проекта — школьники младших, средних и старших классов вместе со взрослыми смогут пройти тест. Учителя, которые воспользуются сценариями, получат сертификат (нужно только написать достаточно подробный отзыв), а дети — подарки от «Яндекс.Музыки» и «КиноПоиска» и грамоты за тест.
Почему сперва сценарии не получились?
Алексей Мунипов, музыкальный критик, главный редактор и эксперт «Культурного марафона»:
«Подготовка сценариев занятий была самой сложной частью работы над «Марафоном». Мы, эксперты, пришли с идеями (кураторы тематических направлений: Алексей Мунипов — музыка, Всеволод Коршунов — кино, Александр Острогорский — архитектура, Алексей Киселев — театр. — Прим. ред.). Каждый думал, что лучше всех понимает, как «делать уроки», а я к тому же был главредом проекта. Но когда я отдал сценарии методисту, то получил ответ, что всё классно, только вот это, это и это работать не будет. Надо переделать.
Мы все читаем лекции, с большим опытом работы в медиа и пришли с мыслью, что точно знаем, что нужно сделать и как, но быстро стало понятно, что многие вещи работать не будут, потому что к уроку не прилагается сам лектор (методист мне так и сказал: «Вас, Алексей, к уроку не приложить»). Учитель, который будет работать по сценарию, — он другой. Он, возможно, совсем иначе говорит о музыке, но зато лучше нас может организовать детей. Стало ясно, что мы знаем много о своих темах, но представления об учителях и школах у нас не такие обширные.
Задание из цикла «Музыка», старшие классы:
«Задание для каждой пары. Представьте, что вы лишились дара речи и можете разговаривать только звуками: петь, мычать, шуршать, играть на музыкальных инструментах. У вас есть минута, в течение которой нужно обменяться репликами с партнёром. Один начинает — другой отвечает. Помните: это диалог двух людей. Важно, чтобы он и звучал как диалог. Характер диалога может быть любой: спор, ссора, дружеская болтовня. Главное — внимательно слушать, что говорит звуками ваш собеседник, и так же вдумчиво ему отвечать»
В итоге каждый урок — это не лекция. Не предполагается, что он будет зачитываться с экранов. Тем более когда учитель читает по бумажке, ребёнок «отваливается» уже на третьей минуте.
Мне нужно было сделать так, чтобы урок работал с любыми учителями и детьми, и требования методиста оказались очень полезны. Мы переработали все сценарии, в итоге все наши техники освобождают и учителя, и ученика».
Как всё-таки использовать эти уроки?
Наталья Чеботарь:
«Мы делали «Культурный марафон», чтобы заинтересовать детей. Но второй важнейшей задачей было вовлечь учителей. Мы ориентировались на разные школы, потому что в нашем проекте участвуют все регионы России, и города-миллионники, и небольшие школы и библиотеки в посёлках. Мы хотели сделать так, чтобы у учителей с разным уровнем подготовки и работающих в разных условиях появился готовый продукт, который они смогут использовать по своему усмотрению.
Преподаватель может вести и обычный урок по сценарию (и брать его фрагменты), и 45-минутное занятие в кружке, да даже просто рассказать какой-то интересный факт на уроке или дать задание на дом.
В начале каждого урока есть интересное мотивирующее задание. К нему прилагается набор материалов, которые можно использовать, а можно добавить и что-то своё. Есть дополнительные материалы.
Когда мы готовили сценарии, то активно привлекали учителей — они давали обратную связь. Это было важным шагом: так мы понимали, что надо поправить или дополнить. И мы постоянно собираем отзывы по новым сценариям. Если педагог хоть что-то будет использовать в своих уроках, то мы считаем, что добились своей цели».
А тест зачем нужен?
Наталья Чеботарь:
«Многих пугает само слово «тест», это понятно. Но у нас была сложная задача, которую мы сами себе и поставили: он учит и помогает расширить кругозор, а не оценивает. Это вытекает из структуры проекта. Мы не проверяем знания участников, а стараемся заинтересовать. Это такая тренировка умения читать и понимать текст, преобразовывать из одного формата в другой, видеть картинки и описывать их. Всё это иногда вызывает у детей сложности. Во время теста дети будут слушать плейлисты на «Яндекс.Музыке», смотреть отрывки из фильмов «КиноПоиска»; наверное, это не тест, а что-то другое — квест, приключение, игра.
Приведу один из своих любимых примеров по архитектуре. Есть «загогулины» архитекторов и здания, построенные по этим эскизам. Ребёнку нужно найти, какая загогулина какому зданию соответствует. Что в этот момент происходит: ученик узнаёт, что здание появляется из чёрточки, понимает, что он тоже так может, узнаёт, где этот шедевр архитектуры находится, кто его построил. Если ошибся — ничего страшного. Но в этот момент ты уже многое узнал и осознал.
Все задания проверялись на начальной, средней и старшей школе. Мы рассчитывали время концентрации внимания для каждого возраста
И тут ты никому ничего не должен, тест можно бросить и доделать потом. Можно пройти его с мамой или другом. Главное, что все интересно проведут время. Тесты для младшего, среднего и старшего школьного возраста появятся на сайте «Культурного марафона» 1 ноября, их можно будет пройти в течение двух недель с 1 по 14 ноября — тогда участники получат подарки от «Яндекс.Музыки» и «КиноПоиска»».
Алексей Мунипов:
«Когда ты делаешь проект (а сценарии уроков марафона созданы под проектную деятельность), то получаешь не знания, а опыт, который невозможно оценить тестом. Ты уже большой молодец, что просто попробовал. Тест не скажет, насколько ты классный „сам себе режиссёр“. У нас была задача дать новый опыт, а не проверить, что дети знают определённые фамилии и даты».
Что ещё полезного есть в «Культурном марафоне»?
Наталья Чеботарь:
«Есть школьные предметы, которые очевидно соответствуют прагматичному запросу общества. Например, математика и английский — польза очевидна сразу. С музыкой всё иначе. Сейчас в школах уроки музыки часто просто заменяют другими, более полезными предметами — неформально, но это факт. В других школах музыка есть, но детям, по сути, на этих уроках нечего предложить.
Но сейчас мы видим, что появилась возможность сделать в школе такое пространство, где развиваются творческие навыки, а это напрямую влияет на будущее ребёнка. Это те самые навыки XXI века, которые сейчас нужны абсолютно всем работодателям: умение критически мыслить, творчески подходить к решению задач, создавать продукты и проекты в группах, да ещё такие, каких раньше не существовало, чувствовать себя комфортно в ситуации неизвестности, когда нужно самому найти путь и решение. Это нужно не только работодателям, но и в обычной жизни, в учёбе, на старте своего дела.
Задание из цикла «Кино», средняя школа:
«Попробуем снять маленький фильм, в котором мы смотрим на мир глазами… марсианина. Марсианин из-за аварии или ошибки приземлился в ваш школьный двор (или двор дома). Большой марсианин или маленький — вам решать. Но рост у него не как у человека, а значит, для съёмки понадобится верхний или нижний ракурс. Представим, что он комментирует всё, что видит, на своём марсианском языке, а мы сумели перевести это. За кадром мы должны услышать комментарий марсианина, но на русском языке. Важно: марсианин ничего про нас не знает, и его взгляд — совсем другой. Неживое ему кажется живым, бабочка — монстром, качели — космическим кораблём. Придумайте.
Фильм должен длиться две минуты, в нём возможно несколько кадров (фрагментов от включения до выключения камеры), но самое главное — неожиданный взгляд на привычные вещи, комментарий марсианина на русском языке и использование острых ракурсов».
Невозможно стать классным специалистом по искусственному интеллекту, если у тебя нет творческого мышления. Без него ты можешь быть лишь хорошим исполнителем. А музыка просто создана для развития навыков ХХI века, о которых сейчас столько говорят.
При создании уроков нашей задачей было творчество, проект в широком смысле слова, чтобы дети сами что-то делали. Чтобы они не фокусировались на том, что надо зазубрить, запомнить, выучить. Мы хотели помочь им понять, что они могут творить. И даже не только творить, а переносить творчество на любые другие предметы и сферы жизни».