Что такое или кто такой фагот? Значение прозвища Коровьева из «Мастера и Маргариты»
Что такое или кто такой фагот? Значение прозвища Коровьева из «Мастера и Маргариты»
У Коровьева в романе «Мастер и Маргарита» несколько ипостасей. Сам он представляется то переводчиком при интуристе, то бывшим певчим и регентом, автор в конце романа называет его рыцарем, а Воланд обращается к нему Фагот. Разбираемся, что значит это прозвище.
«Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме „Коровьев“, — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?»
Глава 12 «Черная магия и ее разоблачение»
Итак, фагот. Первоначальное значение этого слова, согласно Большому толковому словарю, звучит так: «Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы». Других трактовок словари не предлагают.
При чем же тут Коровьев?
Автор издания «История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных», лингвист и литературовед академик В. В. Виноградов в одной из глав своей книги разбирает похожую характеристику Скалозуба («хрипун, удавленник, фагот») из «Горя от ума». Опустим два первых определения и обратимся сразу к третьему.
Размышляя о значении существительного «фагот», Виноградов пишет: «для понимания слова „фагот“ чрезвычайно важен рассказ знаменитого хирурга Н. И. Пирогова в „Дневнике старого врача“ о назначенном в начале царствования Николая I попечителе Московского университета военном генерале Писареве».
«Не замедлил явиться перед нами в аудиториях и мундирный попечитель, тотчас же при своем появлении прозванный, по свойству его речи, фаготом. Действительно, речь была отрывистая, резкая. Я видел и слышал этого фагота, благодарение Богу, только два раза на лекциях…»
Пирогов Н. И. Соч., 1910, 2, с. 389–390
А теперь вспомним речевую характеристику булгаковского Коровьева: у него дребезжащий «треснувший тенор», речь его представляет собой «трескучую болтовню». Он часто не просто говорит на повышенных тонах, а буквально орет «звонким голосом, слышным решительно во всех углах».
«Можно припомнить обычные указания на свойственный фаготу — музыкальному духовому деревянному инструменту низкого регистра — хрипловато-гнусавый тембр. Ср. у Гоголя в „Мертвых душах“: „Манилов в ответ принялся насасывать чубук так сильно, что он начал, наконец, хрипеть как фагот“», — также пишет Виноградов.
Кроме того, можно обратить внимание на внешнее сходство булгаковского Коровьева-Фагота с одноименным музыкальным инструментом — длинной тонкой трубой («гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно», «длинный, как жердь», с «жилистой шеей» и «узловатыми пальцами»).
Некоторые исследователи также указывают на то, что музыкальный инструмент фагот был изобретен итальянским монахом по имени Афранио. При этом начальника тайной стражи при Понтии Пилате у Булгакова зовут Афраний. Получается неочевидная, но красивая связь между свитами двух главных карателей в романе.
Еще больше веселых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» в Telegram. Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
На обложке: картина Александра Курушина по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Фото: Алексей Антонов / ТАСС