Не ради «спасибо». Как учительница придумала творческие задания и что из этого вышло

О творчестве детей и об обратной связи
4 062

Не ради «спасибо». Как учительница придумала творческие задания и что из этого вышло

О творчестве детей и об обратной связи
4 062

Мы, родители, часто говорим, что педагоги недостаточно внимательно относятся к нашим детям, преподают не от души и без страсти, а домашние задания — скучные. Но у этой медали есть обратная сторона. На классные идеи педагогов мы сами не откликаемся. Они нас не волнуют. Именно о такой ситуации рассказывает наш блогер, педагог Елизавета Капустина.

О пользе рисования на уроках написано немало. В своей статье «Это стоит того: делаем занятия русским интересными и незабываемыми» я делилась своими находками и говорила о том, что рисование помогает упростить прохождение материала, сделать трудные и объемные правила более простыми и понятными, позволяет интерпретировать текст, наконец, выразить себя и свое отношение к изучаемому или обсуждаемому. Если речь идет о создании иллюстраций или обложек, то учащиеся презентуют свои работы, говорят о важных деталях своего рисунка, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.

И все это может остаться в пространстве урока. Но! Используя различные программы для создания слайд-шоу, книг, брошюр и т. п., я делаю презентацию из ученических работ для родителей, затем прошу классных руководителей переслать эти материалы в родительский чат класса.

Для чего я это делаю? Причин много. Во-первых, показать нашу работу на уроках. Согласитесь, что родители часто имеют неполное представление о том, что происходит на уроке. А так они видят «педагогический продукт» (говоря по-простому, они видят результат урока или серии уроков по какой-либо теме).

Во-вторых, продемонстрировать работу ученика на фоне работ всего класса. Это позволяет родителям увидеть уровень ребенка на общем фоне, сравнить, оценить, понять, насколько разные по развитию, восприятию и старательности дети учатся и творят в одном классе.

В-третьих, можно на примере двух-трех презентаций увидеть прогресс как собственного ребенка, так и класса в целом.

Что мне дал такой опыт обращенности к родителям? Поначалу в чате активно родители писали «спасибо». Но никто не был озабочен низкой культурой исполнения творческих работ. Если рисунок — это домашнее задание, то большая часть учеников рисовали небрежно, создавали рисунки только в простом карандаше, работы сдавались на мятых листочках в клеточку, хотя заранее оговаривались требования к выполнению работы. Некоторые работы выполнялись не ребятами, а их родителями, что сразу видно, когда сравниваешь рисунки, принесенные из дома, и рисунки, сделанные в классе.

Спрашивается: зачем? Я не учитель изо, я не высматриваю в работах художественные огрехи, композиционные неточности и передачу теней

Я смотрю на идею, на выбор материала для иллюстрирования, на интерпретацию. Я не хочу видеть работу чьей-то мамы или бабушки, которой захотелось порисовать. Неужели взрослые люди не понимают, что лишают своего ребенка возможности развиваться и становиться более самостоятельным?

Спустя некоторое время число «спасибо» в родительском чате сильно сократилось. Родители привыкли, что им регулярно (несколько раз в четверть) присылают такие материалы. Эта пассивность и потребительское отношение просто пугает. Давайте честно: учитель, который отработал 45 минут у доски и задал письменное задание по учебнику, и учитель, который озадачил учеников творческой работой, который потом эти работы собрал, отсканировал, обработал, подписал, слайд-шоу собрал и на музыку положил, получают за урок одинаково.

Да, я сама себе придумала работу. Но мне было важно показать родителям, что у детей плохо развита мелкая моторика, чувство цвета, смысловое понимание текста, воображение, исполнительская культура. Донести, что надо консолидировать усилия, что надо с каждым ребенком обсуждать полученный материал, спросить: «А где твой рисунок?», если в слайд-шоу или видеофайле его не оказалось. Поинтересоваться у своего ребенка, что побудило его создать этот рисунок. Если не обсуждать это, что тогда можно требовать от учителя, который, поверьте, очень старается, чтобы открыть и развить еще одну сторону личности ребенка.

За последние три-четыре года уровень работ резко снизился. Дети залипли в телефоны, руки в постоянном зажиме, потому что игры в мобильных устройствах заставляют держать кисти в постоянном напряжении, пальцы находятся в постоянном тонусе, зажатости. Все, что ребенок видит на экране телефона, планшета или компьютера, убивает чувство цвета, лишает возможности понимать и думать, провоцирует только быструю реакцию и бурную эмоцию, не способствует развитию созерцательности.

Мы живет в бурном потоке новостей, событий, информации. Для детской неокрепшей психики нужна творческая терапия. Ребенку нужна тишина, умение замедлиться и погрузиться в лирику, прозу, музыку, изобразительное творчество.

Мне не нужны слова благодарности, мне нужна обратная связь и поддержка, обеспокоенность судьбой наших детей и понимание, что творчество может быть спасительным и вдохновляющим. Пикассо говорил, что творчество смывает с души пыль повседневности… Вы согласны?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Elly Miller