Это стоит того: делаем занятия русским яркими и незабываемыми

4 105

Это стоит того: делаем занятия русским яркими и незабываемыми

4 105

Все дети в школе рисовали на полях тетради. Кто-то это делал от скуки, а кто-то так самовыражался. Наш блогер, учительница русского языка Елизавета Капустина, решила использовать рисунки в тетрадях (и не только на полях) как учебные пособия.

Однажды после открытого урока ко мне подошла коллега с вопросом: «А вы всегда на уроках рисуете?» Этот вопрос вызвал у меня недоумение. Рабочая тетрадь по любому предмету на то и рабочая, чтобы в ней, используя всевозможные графические элементы, зафиксировать нужную информацию, чтобы её запомнить и суметь применить. В этом посте я расскажу подробнее, где, когда и для чего мы с детьми на уроках рисуем.

В начале учебного года я говорю ученикам о необходимости носить с собой цветные карандаши (фломастеры брать не советую, так как они оставляют отпечатки на соседних страницах). Ребята с радостью отзываются на предложение, так как рисовать и раскрашивать гораздо приятнее и интереснее, чем писать, подчёркивать и выделять. Заданий же, где можно использовать рисунки и раскраски, великое множество, ограниченное только фантазией и воображением педагога.

На уроках русского языка я предлагаю ребятам создать иллюстрацию к истории слова

Например, осенью с пятиклашками мы рисуем грибы и ягоды и объясняем историю происхождения слов «лисичка», «рыжик», «мухомор», «костяника», «черника», «опёнки», «моховик» и так далее. Разумеется, зимой очень интересно узнать, как же «коньки» и «лыжи» получили свои названия. История происхождения цветов, одежды, бытовых предметов, растений и животных помогает ребятам заинтересоваться предметом, увидеть, что русский язык удивителен и многообразен. Чем старше учащиеся, тем слова сложнее, а истории происхождения — более запутанные и загадочные.

Мы придумываем условные значки, которыми можем пользоваться во время уроков и объяснения нового материала. Если я хочу обратить внимание на какое-то слово, на исключение, на нюанс правила, мы рисуем лампочку. Если мы выполняем весёлое, несерьёзное или курьёзное задание, то рисуем смайлик (смайлики у детей могут быть очень-очень разными — и это здорово!).

Ещё можно рисовать правила. Согласитесь, что слова «стеклянный», «деревянный», «оловянный» легче запомнятся, если нарисовать красивое окно с деревянной рамой и оловянной ручкой, за которым кружатся листики, потому что погода «ветреная».

Иногда темы уроков подсказывают формат заданий. Например, в теме «Общение и язык» мы рисовали записки друг другу и дешифровывали их. Получалось весело и на практике понятно, что слово и символ (рисунок) несут качественно разную информацию.

Очень интересные работы получаются, если попросить ребят нарисовать несуществующие слова (за основу берётся стихотворение И. Токмаковой «Плим») и объяснить, почему именно этот предмет у них получился. Или нарисовать предмет, который получился в результате работы с приставками, например «супермегахолодильник» или «антиремень». Такие предметы начинают обладать волшебными или необычными свойствами, которые дети потом называют, когда презентуют свои работы. Если хочется порисовать звуки, то учителю на помощь придёт книга А. П. Журавлева «Звук и смысл».

Ещё можно рисовать фразеологизмы, словообразовательные цепочки и гнёзда, показать «семейные» связи причастий и деепричастий по отношению к глаголу, переходы слов из одной части речи в другую, словарные слова, в которых непроверяемая буква обретает рисунок-ассоциацию (например, слово «корабль» — буква «а» вписана в парус) и так далее.

Переосмысленное через рисунок и цвет запоминается лучше

На уроках развития речи можно работать в парах и группах, рисуя историю с продолжением. Сначала ученик рисует, к примеру, дом. И говорит несколько слов, что это за дом, кто в нём живёт, как давно этот дом построен. Затем второй ученик добавляет рисунок конуры, попутно рассказывая, что этот дом сторожила собака, описывает эту собаку, даёт ей кличку. Третий ученик может изобразить человечка — героя этой истории. И так далее. Такая работа длится недолго, ученики не только рисуют, они слушают друг друга, стараясь сделать историю своей творческой группы интересной и увлекательной.

Уроки литературы тоже можно раскрасить яркими красками: иллюстрации к произведениям и обложки, портреты героев или пейзажные зарисовки, закладки и афиши, — всё это в методической копилке лежит давно. Можно работать с текстом как с основой для графического романа, можно делать из текстов диафильмы, можно делать рекламные плакаты для книг. Можно представлять героя, писателя или произведение через систему символов. Например, Обломова можно представить через систему рисунков-символов «халат», «диван», «Обломовка», «письмо, написанное для Ольги Ильинской с разоблачением самого себя» и так далее. Или рисунок «гроза», который можно трактовать по-разному и тем самым углубить представление учащихся о многогранности драмы А. Н. Островского. Можно рисовать помещения, например предложить ребятам нарисовать ночлежку из драмы М. Горького «На дне». Такая работа потребует серьёзного отношения к тексту и понимания всего произведения в целом.

Иллюстрациями сопровождается работа с частушками и загадками (можно делать тематические альбомы), творческие эксперименты по созданию лимериков или хокку можно тоже проиллюстрировать.

Важно, чтобы ребята свои рисунки презентовали, давали пояснения, делились мыслями и переживаниями

Тогда работа с иллюстрациями становится осмысленной и наполненной личными впечатлениями. Если есть работы, которые мне очень понравились или я считаю их очень удачными, то тогда я их сканирую и использую как иллюстративный материал для учащихся. А с собой на уроки я часто ношу цветной мел и маркеры (в зависимости от покрытия школьной доски).

Я встречала учителей, которые крайне негативно относятся к рисованию на уроках. Более того, они очень не любят, когда дети делают наброски на последних страничках тетради, видимо, опасаясь, что внимание ребёнка в этот момент рассеивается и материал урока не усваивается. Для меня это сигнал, что ребёнку необходимо самовыражение, что он достаточно комфортно чувствует себя на уроке. Согласитесь, если ребёнок видит свой рисунок на полях тетради обведённым красной ручкой, перечёркнутым, то мы получим замкнутого ученика, доверие которого будет потеряно безвозвратно. Если ребёнок рисует и знает, что учитель спокойно относится к такому выражению своего «я», то эффективность занятий и для ребёнка, и для учителя будет выше.

Жизнь серая и скучная, но только для тех, кто не хочет добавить в неё ярких красок.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Alexander Mak)