Не только для мальчиков и математиков: почему программирование сегодня нужно всем
Не только для мальчиков и математиков: почему программирование сегодня нужно всем
Заинтересовать чем бы то ни было младших школьников просто: головоломки, игры, увлекательные дидактические материалы — обычно этого достаточно. С подростками сложнее: им надо объяснить, для чего они что-то изучают. Павел Воронин — старший методист Яндекс Учебника, экс-заведующий кафедры информатики московской школы «Интеллектуал» — о том, почему IT-навыки теперь нужны всем и, главное, как объяснить это детям.
«IT-навыки нужны всем»
На дворе 2023 год. Полгода назад я был учителем информатики, а сейчас обучаю нейросеть. Ровно такая же скорость развития ждёт абсолютно все направления: медицину, журналистику, маркетинг, сельское хозяйство. Поэтому у всех детей есть потребность в IT-навыках, даже если они об этом пока не знают. То, что учиться IT важно для их будущего, должны доносить до своих учеников учителя информатики.
Любому ребёнку в скором будущем понадобятся три блока IT-навыков:
1. Создание контента
Уже сейчас те, кто умеет работать с промтами (или, проще говоря, запросами) для нейросетей, получают конкурентное преимущество на рынке труда. Например, если тебе нужна куча картинок для соцсетей заказчика, ты можешь найти их в интернете, научиться делать их самостоятельно или нанять специалиста. В первых двух случаях почти наверняка будет хромать качество, третий несёт дополнительные траты. Но есть и четвёртый вариант: научиться работать с нейросетями и генерировать качественный контент бесплатно и быстро.
2. Работа с данными
Если у вас есть своё дело, вам нужно активно присутствовать в интернете: смастерить сайт, настроить рассылки, запустить аккаунты в соцсетях, связаться с клиентами в мессенджере. Прибавьте к этому организацию своего времени. Для всего этого нужны навыки работы с данными: их нужно собрать, проанализировать, систематизировать, оформить, сделать выводы. Чем больше вы умеете с технической точки зрения, тем эффективнее можете организовать свою работу и тем больше видов бизнеса будут вам доступны.
3. Программирование
Многие групповые активности можно организовать с помощью чат-ботов. Написать чат-бот — простая работа, которая по силам очень продвинутому восьмикласснику, просто сильному девятикласснику и подавляющему большинству учеников 10–11-х классов.
Соответствующая на Python программа может занимать от нескольких десятков строчек до пары сотен строчек кода. Например, один из моих учеников в 9-м классе написал чат-бота, который каждое утро рассылал всем его друзьям свежие скины в любимой игре, а другой — чат-бота, которого можно спросить «Какой у меня сейчас урок?» и получить ответ.
«На пути к IT-навыкам дети сталкиваются с барьерами»
К сожалению, среднестатистический подросток до сих пор сталкивается как с гендерными предрассудками, так и с фильтрами «интеллектуальной предрасположенности». Есть учителя и родители, которые уверены: программируют только мальчики. Но не просто мальчики — а исключительно геймеры, увлечённые математикой и получающие только «отлично» по этому предмету.
Вопреки распространённому мнению, ограничений в познании так называемой computer science (от. англ. «компьютер» и «наука») у детей практически нет.
Пресловутое разделение на «технарей» и «гуманитариев» больше не работает
Лично я пока не встречал ребёнка, который бы не смог самостоятельно настроить себе, например, TikTok. Технических навыков, которыми дети владеют к 7-му классу, достаточно для того, чтобы сделать первые уверенные шаги в программировании.
В представлении старшего поколения информатика — это что-то зубодробительное, с высоким порогом входа. Но это не так. Даже навыки продвинутого программирования доступны многим. И это доказывают примеры детского блочного программирования, например, в Scratch или в Roblox. Многие разработчики игр для последних — это тинейджеры 12–13 лет.
Снять барьеры и заинтересовать ученика могут:
Собственная игра
Многие дети, как только начинают понимать основы программирования, сразу же хотят написать собственную игру. Так что самый простой способ увлечь ребёнка IT — это ввести его в геймдев (от англ. game development — «разработка игр»). Например, через конструкторы игр вроде Unity, где из готовых блоков можно создать схему игры и настроить её внутреннюю логику.
Также детей увлекает трёхмерное моделирование, в частности в Blender. Среди моих учеников найдётся немало тех, кто за несколько месяцев освоил эту программу самостоятельно, без всяких пинков и домашек, лишь с помощью уроков на ютубе. Оттуда прямая дорога в геймдев: ты строишь 3D-модельки, подгружаешь их в Unity, натягиваешь на них логику — и у тебя есть собственная игра.
Через этот путь можно прыгнуть дальше — в программирование. Обычно детям сразу же хочется что-то настроить и подкрутить в игре с помощью кода.
Проектная деятельность
Школьники и без нашей помощи часто придумывают, как решить свои повседневные проблемы: создают бота для расписания уроков, настраивают тренажёры для подготовки к ЕГЭ или придумывают, как создать электронную систему заказа книг в школьной библиотеке. Бывает, подростков нужно слегка направить и предложить проблему, которую они могли бы решить с помощью проектов.
Например, однажды мой коллега поделился с учениками идеей: он хотел бы автоматизировать процесс выставления оценок во время устного опроса. Тогда двое ребят предложили своё решение проблемы и создали гаджет, который сам заносит отметки в журнал.
Всё было устроено довольно просто: учитель надевает на руку специальную перчатку, в указательный палец которой установлена камера и микрофон, наводит на ученика, задаёт ему вопрос, получает ответ и называет оценку. Дальше камера фотографирует школьника, отправляет снимок на сервер, где распознаётся лицо. В результате названная оценка заносится в электронный журнал напротив нужной фамилии.
Сначала ребята думали, что будут воплощать все аспекты проекта вместе. По ходу работы один из них взял на себя функции инженера и отвечал за то, как соединить все элементы системы вместе, а второй стал бэкенд-разработчиком, то есть прописывал программную начинку устройства и то, как оно связывается с сервером, где хранится журнал. В итоге оба решили продолжать профессиональное развитие по выбранным путям: один идёт разрабатывать микросхемы, а другой — в системное программирование.
Когда удаётся организовать проектную работу детей, довести их до конкретного результата, у каждого из них загораются глаза: «Я могу делать настоящие IT-продукты!»
Большой плюс проектной деятельности в том, что проект делает команда, и функции внутри неё могут быть разными. Школьники могут попробовать себя и в роли проджектов, и в роли продактов, и в роли дизайнеров, и в роли бэкенд- или фронтенд-разработчиков, UX-тестировщиков.
Сила знаний
Продемонстрируйте детям, что можно сделать, обладая текущими навыками.
Например, наши ученики — будущие географы, биологи или геологи. Покажите, как можно собрать, обработать и вывести на карте данные о том или ином биологическом виде или природных ископаемых. Если подросток идёт в физику, покажите ему, как просто, не обладая сверхзнаниями, он сможет моделировать физические процессы. Перед нами будущий экономист? Научите его анализировать экономические данные и прогнозировать, скажем, цену на нефть: сначала доступными средствами вроде Excel, а затем уже и с помощью Python.
Ребёнок интересуется журналистикой? Замечательно. Научите его собирать лонгриды в Tilda. В одной из школ, где я работал, ребята проходили полный цикл создания больших материалов: собирали данные, брали интервью, составляли и верстали текст, создавали к нему изображение и сопровождающие ролики.
Пример учителя
Если вам как учителю нужно заинтересовать самых разных учеников в их будущих профессиональных навыках, вы должны сами понимать, как и зачем они применяются.
То, что я делал на уроках вместе с учениками, я применяю и для себя. Например, если я заинтересовался археологией, я иду на сайт, скачиваю нужные данные, анализирую, визуализирую их и углубляю свои знания. В частности, заинтересовавшись дендрохронологией (дисциплиной о датирования событий на основе изучения годичных колец древесины), я открываю интернет, нахожу подходящий софт, скачиваю его, нажимаю кнопочки — и вуаля, теперь я могу с точностью до 30 лет установить время постройки церкви в Северной Ирландии, в элементах конструкций которых есть дерево. Ну разве это не круто?
Если вы хотите, чтобы дети занимались классными вещами, значит, вы сами должны ими заниматься.
Кстати, мы в Яндекс Учебнике запустили годовой проект для учителей по информатике — Кадровый резерв, где школьные преподаватели в геймифицированной форме могут повысить свою квалификацию, выучить новые языки программирования, собрать внушительное портфолио и стать учителем, сертифицированным Яндексом.
Предложите ученикам прокачаться на бесплатных курсах программирования от Яндекса в рамках программы «Код будущего». Ребята смогут изучить Python, JavaScript и C#, Unity, анализ данных и AI. Набор на курсы — до 25 сентября.
Иллюстрации: StonePictures / Shutterstock / Fotodom
Реклама. Рекламодатель ООО «ЯНДЕКС», LjN8KK6po