«В чём сила?»: почему фильм «Брат» — отличное дополнение к уроку истории
«В чём сила?»: почему фильм «Брат» — отличное дополнение к уроку истории
Фильм «Брат» кажется не самым очевидным выбором для просмотра с детьми. Тем более на уроке. Но наш блогер, учитель истории и обществознания Виктор Бормотов, считает, что картина режиссёра Алексея Балабанова не только уже признанный шедевр российского кинематографа, но и отличный повод поговорить с подростками об истории страны.
Памятники культуры — важнейший источник информации об эпохе. Это вам дежурно протараторит любой уважающий себя учитель истории. Но одно дело — в музей сходить, посмотреть, например, картины или бивень мамонта. Более менее понятно и привычно. Ясно всё и с признанными классиками литературы. Скажем, пушкинский «Евгений Онегин» отражает быт и нравы русского дворянства, тургеневские «Записки охотника» показывают тяжелое положение крестьянства до отмены крепостного права, чеховский «Вишневый сад» подводит черту под закатом дворянства, Маяковский поет гимн революции. И тэдэ и тэпэ. Подобное в школе уже давно апробировано и закреплено.
Но то все эпохи далекие, великие и легендарные. Как быть с днем сегодняшним, который в грядущих веках останется в произведениях искусства? Вопрос, в каких именно. Можно ли сюда приписать экземпляры массовой культуры?
Как-то не вяжется, например, какая-нибудь киркоровская «Зайка моя» с глубокими социально-политическими процессами (хотя, безусловно, взаимосвязь существует)
Проблема еще и в том, что еще не так много проработанных материалов, представляющих адаптированное к школе пояснения к современным произведениям искусства, литературы, кино. Моя статья является одним из таковых.
Творение Алексея Балабанова, безусловно, знаковое в Новейшей истории России. Трудно найти другое подобное художественное произведение, в котором настолько полно и точно были бы прописаны социально-политические явления, последовавшие вслед за распадом СССР. На мой взгляд, его вполне можно и нужно включать в программы среднего образования по истории, культурологии, обществознанию. К своему удивлению я обнаружил, что и сегодня «Брат» остается весьма популярным среди тех, кому сейчас 16-25. Сила искусства! Однако объяснить действия героев, понять, что ими движет, в рамках каких ценностей и в каком времени они существуют, школьники уже не могут. Итак, что из исторического очевидно просматривается в фильме?
Крушение Советского Союза. Становление постсоветской России
В декабре 1991 года лидеры трех стран — России, Украины и Белоруссии, подписали «Беловежские соглашения», что юридически оформило «крупнейшую геополитическую катастрофу XX века». Страна отказалась от старых ценностей и стала строить демократию, рыночную экономику. Эпоха перелома, социальной революции. Собственно, весь фильм построен на противопоставлении двух эпох — умирающей советской и нарождающейся постсоветской. Это читается даже в мельчайших деталях. «Не Ленинград, а Питер». Старый трамвай, на котором едет Света, и бандиты на джипах, линкольнах и мерсах. Дед, с благоговением принимающий доллары в обмен на старое охотничье ружье. Ночной клуб, рок-концерт, Макдональдс, наркотики — всё то, чего не было в Советском Союзе.
Закон «О свободе торговли»
В 1992 (29 января) выходит указ президента Ельцина «О свободе торговли», разрешающий гражданам торговать в буквальном смысле где угодно («за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления»). Россия в одночасье превращается в стихийный рынок. Эпизод, в котором главный герой защищает немца от рэкетиров, хорошо это иллюстрирует. Да и в целом, на протяжении всего фильма действия происходят вокруг рынка (убийство «чечена»), денег и формирующихся рыночных отношений (предложение от Виктора сделать фирму «Братья Богровы»).
Криминализация экономики
Одним из последствий развития свободной торговли в условиях ослабления государства стало появление бандитов, попытавшихся взять на себя функции налогообложения и охраны, разрешение многих других вопросов (в том числе лишение человека жизни). Никакие законы не работают. В фильме, кроме старого милиционера из провинции, нет никаких представителей власти. Всё решают законы так называемого «дикого капитализма». Экономический обмен функционирует по криминальным правилам. Фильм пронизан эпизодами на эту тему (например, остановка бандитами трамвая среди бела дня на оживленной улице города).
Война в Чечне
В декабре 1994 года российские войска штурмуют Грозный — столицу Чеченской республики. Война растянулась на долгих два года, став одной из главных кровоточащих ран 90-х. Герой Данилы Багрова как раз возвращается с войны. Он явно видел многое, но не любит об этом вспоминать («в штабе писарем отсиделся»). Однако, по его уровню подготовки, умению обращаться с оружием, хладнокровию мы понимаем, что он далеко не писарь. Брат Данилы играет на его чувстве ненависти (мол, «черные захватывают все», не дают русским людям торговать).
Становление «западных» ценностей и моделей поведения
Кэт — символ побеждающей западной культуры. Она тусуется в клубах, особо не думает о завтрашнем дне, одевается модно, ест в макдональдсе, абсолютно по рыночному и свободно относится к личной жизни. Но в центре всего — деньги.
Ценностям в советском кинематографе в фильме отводится весьма карикатурное место. Света, следуя традициям прошлого, не смотря ни на что старается сохранить семью, не бросает бьющего ее мужа. Брат предает своего брата. Четкими нравственными ориентирами становятся циничные поговорки Круглого («бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе»). Да и сам Данила, похоже, встраивается в систему. Он не убивает Виктора, но забирает все его деньги.
Культурная свобода, становление шоу-бизнеса
Именно культурную свободу называют одним из главных достижений в 90-е. Никакой цензуры. На сцене обилие самых разных исполнителей. Данила слушает рок, а Кэт — клубную музыку, да и от похода на Пенкина не откажется. Никакого комсомольского официоза.
Безработица
Каждый герой фильма, как и миллионы людей в те годы, фактически предоставлен сам себе. Нет никаких социальных гарантий от государства. В фильме нет героев-рабочих, самоотверженных коммунистов, офицеров — словом, всех тех, кого прославляло советское кино. Ни по одному из героев мы до конца не можем сказать, кто они по профессии. Все только ищут свое место в новой структуре экономики и являются, по сути, маргиналами.
Национальные конфликты
Распад СССР стал следствием, в том числе, национального вопроса. Каждая из республик хотела создания собственного государства. Действительно, существовало определенное неприятие выходцев с Кавказа, которые в то время активно захватывали рынки — чуть ли не главные источники рабочих мест. Такое положение дел, в определенной степени, и отражает эпизод в троллейбусе, в котором Данила под пистолетом заставляет «кавказца» заплатить штраф за безбилетный проезд.
Таким образом, привязывая события фильма к реальным историческим фактам, возможно, что называется, «убить двух зайцев»: сделать урок истории интересней и научить школьников смотреть фильмы под другой призмой.
Кадры из фильма «Брат» (1997)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.