«Здесь надо спорить и рисковать»: в чём сила британского образования
«Здесь надо спорить и рисковать»: в чём сила британского образования
Что объединяет архитектора Заху Хадид, экс-дизайнера Apple Джонатана Айва, модельера Александра Маккуина и художника Дэмьена Херста? Все они окончили классические британские вузы, а потом перевернули наше представление об искусстве и дизайне. Что же особенного в британском образовании и почему арт-школы Великобритании считаются лучшими в мире? Рассказывают преподаватели и кураторы британских программ в Universal University.
Генерация идей
Шон Кей,
художник, куратор курса Foundation Art & Design в Британской высшей школе дизайна. Преподавал в Leeds College of Art, Royal College of Art, Central Saint Martins College of Art & Design
На мой взгляд, британское арт-образование так высоко котируется в других странах, потому что делает акцент на генерацию идей. Его цель — научить студентов развивать свои творческие планы (изображения, формы, ситуации) через эксперименты и игру. В британских вузах задача студента — выйти за пределы первоначальных представлений о том, как выглядит искусство и дизайн, и прийти к совсем неожиданным решениям. Это заложено в университетской культуре риска — нырять в неизвестное, но при этом в безопасной и вовлекающей атмосфере.
Вообще, внутри британской системы образования искусство и дизайн — одни из немногих дисциплин, где уже на курсе Foundation (это обязательный подготовительный курс для студентов) на передний план выходят инновации и изобретательство.
Критика и кросс-дисциплинарность
Жозе Карлос Веига ду Насименту,
куратор британского бакалавриата по фотографии в Британской высшей школе дизайна. Выпускник Goldsmiths College, University of London (Master in Image and Communication)
В академической культуре Великобритании ценят инициативность. От студентов ждут, что они будут сами управлять учебным процессом. Вообще, подход к преподаванию на британских программах нельзя назвать жестким. Да, учебный план интенсивный, но он скорее кросс-дисциплинарный, широкий, открытый к влияниям со стороны других творческих дисциплин.
Обычно, помимо лекций и воркшопов, у студентов есть тьюториалы, то есть работа в небольших группах с наставником-тьютором, и групповые обсуждения. Они нужны, чтобы делиться мнениями и обсуждать разные точки зрения — пусть даже они не совпадают с мнением преподавателя. На таких сессиях отчетливо видно, насколько студент погружен в материал. Вот это ключевые особенности британского образования. И по этим же причинам я в какой-то момент жизни решил учиться в Великобритании, а не в какой-то другой стране.
Связь образования и реального мира
Клэр Лоупман,
fashion-дизайнер, куратор британского бакалавриата по fashion-дизайну в Британской высшей школе дизайна. Выпускница Central Saint Martins
Британское образование, и особенно образование в индустрии моды, признано во всем мире. Я бы назвала несколько вещей, которые отличают британский подход и определяют философию того, как мы вдохновляем и учим студентов.
Мы призываем студентов критически относиться к своей работе — через исследования и эксперименты. Студенты учатся рисковать, использовать как традиционные, так и экспериментальные приемы в дизайне и соединять их в одном проекте. Черед парадоксы, через разрушение всего привычного студенты формируют уникальную суть дизайна, творческую индивидуальность, которая отражает их интересы и амбиции.
Еще один важный аспект британского творческого образования — мостик между обучением и реалиями профессионального мира. Связи с лидерами индустрии, партнерства с международными брендами, «живые» проекты формируют такие навыки, как предпринимательство, командная работа, сотрудничество, социальная ответственность. Все это создает подход к обучению на 360 градусов, который готовит студентов как академически, так и профессионально.
Самостоятельность и свобода
Леонардо Перес,
музыкальный продюсер, композитор, совладелец DTH Studios. Куратор британского бакалавриата по музыке в Moscow Music School. Выпускник London Centre of Contemporary Music
Для меня как небританца опыт обучения в Великобритании выглядел немного расслабленным и не слишком интенсивным. Студентам, которые учатся в других странах, постоянно нужен контроль, инструкции преподавателя, который выступает в роли «директора по знаниям». Когда человек попадает в британскую систему образования во взрослом возрасте, ему бывает сложновато. Он думает: «Преподаватели должны все за меня делать». Но потом оказывается, что сам студент должен найти проблему для решения. Он становится в каком-то смысле вторым пилотом образовательного процесса. Поначалу это очень непривычно, но потом, когда ты становишься самодостаточным профессионалом в самом начале карьере, такой подход даёт свои плоды.
У многих людей сложился стереотип, что британцы чересчур формальные, академичные. Но на деле они исповедуют подход «learning by doing», который создает неформальную атмосферу, где идеи витают в воздухе и отношения между студентами и преподавателями более прямые и доверительные.
Я бы сказал, что британский подход идеально подходит для творческого образования. Он стимулирует поток идей, мотивирует студентов искать свои уникальные решения, формировать собственное мнение, бросать вызов текущему положению дел и предлагать новый путь.
Классика с изюминкой
Тим Симмонс,
руководитель британских программ в Universal University. Выпускник University of the Arts, London
Есть несколько вещей, которые отличают британский подход к творчеству от других стран. Мне очень нравится, как британский дизайнер Себастьян Конран ответил на вопрос о том, что такое британский бренд. Он сказал: «В Британии невероятная мультикультурная среда, которая проходит сквозь все наши продукты. Они [британцы] используют латеральное мышление, зачастую решают несколько задач одновременно, они изобретательны. У них есть чувство юмора. Единственное, что не удается британцам, — это красивый дизайн. Французы и скандинавы гораздо больше преуспели в этом плане».
Вот это очень по-британски — не признавать качество, не воспринимать всерьез похвалу. Это помогает быть критически настроенным к самому себе, думать, что можно улучшить.
Интересно на тот же вопрос ответила Никола Мендельсон, британский рекламный менеджер, глава по рекламе в Facebook: «У нас богатое наследие, но мы любим его всячески подрывать. Британский дизайн — это про неуважение авторитетов, именно поэтому нам часто приходят в голову необычные идеи. Пол Смит — британец, как и Mulberry или Джейми Оливер, — это классика, но с изюминкой. Это то, что делает нечто британским, мы не воспринимаем себя всерьез». Я, кстати, тоже не отношусь к себе слишком серьезно.
Фото на обложке: shutterstock / WAYHOME studio