«Отцом им было государство»: почему у нас до сих пор нет равноправного родительства

3 884

«Отцом им было государство»: почему у нас до сих пор нет равноправного родительства

3 884

Мама отвечает за быт и детей (даже если работает), а папа — за финансовое обеспечение. Почему в мире, где о равноправном родительстве говорят всё больше, такое распределение обязанностей по-прежнему очень распространено? Об этом размышляет Анна Дубовик в блоге SelfMama.

То, как мы выстраиваем отношения внутри семьи, во многом продиктовано культурно-историческим контекстом и образцами, принятыми в обществе. Зная, как трансформировались образы и задачи материнства и отцовства в ходе истории, мы учимся лучше понимать сложившуюся ситуацию с гендерным распределение ролей в семье.

Стереотип, что уход за детьми — исключительно мамина забота, до сих пор силен. Часто в семьях папа включается в процесс воспитания, когда ребенок подрастает и с ним уже можно играть, гулять, говорить, в конце концов, а и иногда и вовсе ограничивается финансовым обеспечением семьи. А вот базовый уход — кормление, переодевание, укладывание и воспитание детей, как правило, остаются на плечах мамы (иногда работающей).

Сегодня у женщин есть возможность реализовываться в профессиональной сфере, зарабатывать и содержать семью, но в то же время, считается, что в воспитании детей обязанностей у женщин больше, чем у мужчин (по результатам исследования ВЦИОМ в 2019 г., 47% опрошенных согласны с этим). Неужели так сложно папам подключиться к вопросам воспитания?

Вроде бы и условия для включения отцов в семью есть (появилась возможность уходить в декретный отпуск, например), но наше культурно-историческое наследие, образы и модели поведения, которые мы перенимаем от наших родителей, бабушек и дедушек, не могут трансформироваться так быстро, как нам бы хотелось.

Исторически уход за детьми и домом требовал специальных навыков, которым девочки обучались с рождения (прясть, штопать, печь хлеб, доить коров и пр.). Добыча внешних ресурсов для семьи требовала существенных физических затрат и была под силу только мужчинам. В традиционных семьях распределение ролей выглядело так: отец — добытчик, работник, а также власть и авторитет в семье, а мать — занимается домом, воспитанием и обучением детей и подчиняется мужу.

Начало XX века в нашей стране — революция, войны, новая политика государства — резко изменило модель семейного устройства

Образ «работающая мать», который создало советское государство, определил, что женщина вынуждена теперь справляться как с производственными задачами, так и с материнскими, на которых не оставалось уже достаточно сил и времени.

Роль отца при этом нивелируется, а отцовские функции берет на себя общество и государство — появляются детские сады, ясли, лагеря, детские больницы и прочие организации, заботящиеся, но в то же время отдаляющие ребенка от семьи. Но внутри семьи нередко сохранялось патриархальное устройство с новыми трудовыми функциями женщины. В эти годы вырастает несколько поколений мужчин и женщин без отцов: у них нет примеров реальных отношений пап со своими детьми. Так сложилось.

В 1980-х годах впервые появляется отцовство как термин и понимание того, что в воспитании детей важны оба родителя. Исследования того времени говорят о том, что советские отцы к 1985−1986 гг. тратят все больше времени на уход за детьми и участие в домашних делах. Но культурная традиция, в основе которой не заложено «отцовское» внимание к детям, меняется медленно, а развал Советского Союза опять приостановил этот процесс. В целом советский период был ориентирован на образ отца, как работника, служившего идеалам советской власти в большей степени, чем личным и семейным интересам.

Сейчас, согласно опросам, отцовство в России продолжает ассоциироваться с материальным обеспечением, а ещё в обществе обнаруживаются полярные точки зрения на образы отцов: от безответственного и инфантильного, передавшего женщине все внутрисемейные решения, до заботливого, решительного и ответственного. Появляются новые модели отцовства, но основной стереотип поддерживает перекладывание обязанностей по воспитанию детей на мать.

Даже если не смотреть на транслируемые образцы семьи в истории, можно просто заглянуть в свое детство и детство своих родителей. Конечно, память избирательна и мы помним самые светлые моменты: когда наши отцы действительно проводили время с нами. Однако мало кто может похвастаться регулярным ежедневным включением папы в нашу жизнь. Папа на работе или увлечен своими интересами — стандартная для многих ситуация, все жили в одинаковых условиях и не было необходимости и понимания, что надо что-то менять.

Сегодня фокус с исключительно материнского родительства смещается на более вовлеченное отцовство

Исследование образа отца ВЦИОМ в 2020 году демонстрирует, что сегодня отцы чаще прислушиваются к детям (68%), интересуются их жизнью (62%), говорят о любви к ним (59%), поддерживают доверительные отношения с ними (57%). Функции отца не ограничивается только финансовым обеспечением, по мнению респондентов, только 36% характеризуют ответственного отца как того, кто обеспечивает семью, столько же респондентов (35%) отмечают, что такой отец занимается с ребенком, обучает прикладным навыкам, 28% отмечают, что он учит решать конфликты и находить решения в сложных ситуациях (причем среди 18-24-летних так считают уже 45%).

И вот мы наконец-то готовы, чтобы отцы были более вовлеченными, участвовали в общении с детьми и воспитании, могли самостоятельно строить отношения с ребенком, но какие конкретные практики отцовства общество может предложить современным папам?

Очень долго отцовство было выключено из родительства и сводилось либо к чисто утилитарным функциям финансового обеспечения, либо строилось на патриархальном образе, включающем строгость и авторитарность главы семьи, или же на пассивности и бездеятельности отца. Поэтому у современных отцов так много вопросов о своем месте и роли в семье, а ролевые модели современного отца, которые транслируются в СМИ, достаточно противоречивы.

Современные отцы — практически первое поколение, которое вынуждено и может самостоятельно искать способы включения в семью, открывать для себя ценность отцовства, «оторваться» от стереотипов и приблизиться к своему ребенку не только как источник финансовой помощи, авторитет, друг по играм и хобби, а тот, кто строит близкие, доверительные отношения и всегда рядом наравне с мамой.

И нам всем нужна поддержка в нашем родительстве, в формировании новых практик родительства как маминого, так и папиного, индивидуальных моделей семейного распределения ролей, подходящих конкретной паре. И приоритет здесь — удовлетворенность и комфорт членов семьи, а не стереотипы, навязанные образцы и необходимость следовать культурным традициям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.