От пантомим во Франции до Disney: как появилась и развивалась анимация

От пантомим во Франции до Disney: как появилась и развивалась анимация

28 октября — Международный день анимации. Именно в этот день в 1892 году в Париже изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал публике «светящиеся пантомимы». С этого дня официально начинается история мультипликации. Но, конечно, и до и после этого исторического показа на создание мультфильмов влияли разные события и люди. О них в своем блоге рассказывает Оксана Грехов.

К предыстории анимации относят ряд изобретений, которые постепенно приближали создание современных технологий «оживления» изображений. Вот хронология наиболее значимых изобретений, после которых начинает свой отсчет анимация как вид киноискусства.

1832 год. Бельгийский физик Жозеф Плато изобрел фенакистископ — лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков, состоящий из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями, через которые нужно было смотреть на быстро движущийся диск с нанесенными на него изображениями.

1832 год. Венский профессор Симон фон Штампфер продемонстрировал стробоскоп, представлявший собой картонный барабан, закрепленный на оси. Эффект живых картинок достигался за счет движения внутри барабана ленты с рисунками, раскладывающими движение на составляющие его фазы.

1833 год. Британский математик Уильям Джордж Горнер представил свой прибор для демонстрации движущихся картинок, который он назвал дедалеумом в честь Дедала. За более поздними модификациями этого аппарата закрепилось название зоотропа. В нем, как и в стробоскопе, двигалась лента с наклеенными рисунками.

1877 год. Эмиль Рейно продемонстрировал публике аппарат, в котором заменил цилиндр зоотропа мягкой лентой с желатиновыми пластинками — прототипом кинопленки. Свое изобретение он назвал праксиноскопом. Именно Рейно подготовил почву для изобретения восьмипленочного киноаппарата. Чуть позже кинематограф братьев Люмьер на время снизил интерес к анимационным опытам самого изобретателя «светящихся пантомим».

Один из первых мультипликационных фильмов был создан в 1913 году в России В. А. Старевичем. Это был кукольный мультфильм «Стрекоза и муравей» по басне Крылова, принесший автору мировую известность. В том же году Старевич делает рисованную мультипликационную вставку в фильм «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя.

В 1914 году появляется первая американская кинематографическая анимация. Это был динозавр Герти Уинзора Маккея, для оживления которого было нарисовано огромное количество рисунков, снятых по кадрам на камеру. В ходе создания этого фильма появилось деление на художника-аниматора, создающего рисунки с движениями персонажа, и художника, создающего фоны мультфильма.

В 1927 году работать над мультфильмами начинает Уолт Дисней. Его первый анимационный фильм «Кролик Освальд» получил широкое признание, а герой мультфильма открыл галерею знаменитых персонажей Диснея, среди которых чемпионом по популярности стал мышонок Микки-Маус. Через десять лет Дисней снимает свой первый полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов».

В это же время в Советском Союзе была организована студия «Союзмультфильм», объединившая разные школы советской мультипликации. На ней были созданы фильмы знаменитых отечественных мастеров мультипликации: Ф. С. Хитрука, А. Ю. Хржановского, Ю. Б. Норштейна, Э. В. Назарова, Б. П. Дёжкина, А. К. Петрова.

Многие фильмы советских и российских мультипликаторов получили всемирное признание. Одним из наиболее популярных кукольных фильмов стал сериал о Чебурашке режиссера Р. А. Качанова и художника Л. А. Шварцмана. Фильм А. К. Петрова «Старик и море» по повести Э. Хемингуэя, выполненный в технике живописи на стекле, получил премию «Оскар» в 2000 году.

В 70-е годы XX века началось развитие компьютерной анимации. В 1971 году в США начали использовать систему САЕSAR (Соmputer Animated Episodes Single Axis Rotation), созданную Ли Гарисоном, — она давала возможность создавать короткую анимацию, сразу просматривать ее на цветном мониторе и сохранять эпизоды в памяти компьютера.

С помощью компьютерной графики начали производить в большом количестве логотипы, заставки и рекламу на телевидении. Широкому распространению компьютерной анимации способствовала также популяризация видеоигр. В кинематографе компьютерную графику стали применять для создания спецэффектов.

В 1997 году компании Pixar и Disney заключили договор о совместном производстве с использованием компьютерных технологий полнометражных анимационных фильмов, которые стали всерьез соперничать за интерес публики с игровым кино.

Приблизительно в это же время компания IMAX Corporation разрабатывает технические приемы создания трехмерных стереоскопических анимационных фильмов для кинотеатров IMAX 3D. Компьютерные технологии продолжают совершенствоваться, создавая новые технические возможности для развития анимации.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evans / ТАСС